Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

А.И. Бутаков и Аральская флотилия


А.И. Бутаков

7 (19) февраля 1816 года — родился Алексей Иванович Бутаков — известный русский мореплаватель, контр-адмирал, один из первых исследователей Аральского моря, активный участник политических и военных действий России в Средней Азии в середине XIX века. Изучение и освоение Аральского моря, Амударьи и Сырдарьи явилось главным делом жизни Алексея Ивановича. Оно принесло ему мировое признание и выдвинуло в первые ряды выдающихся исследователей и ученых.

Поразительно отношение к А.И. Бутакову наших властей. Его научные заслуги были признаны всем миром. Он был избран почетным членом Берлинского географического общества, а Лондонское географическое общество присудило ему золотую медаль. Более того, он внес огромный вклад в продвижение российских интересов и укрепление позиций России в Средней Азии. При этом Алексей Иванович постоянно находился в опале и, по признаниям современников, его очень важная для нашей страны деятельность осталась недооцененной, он умер забытым.

А.И. Бутаков — начало службы

Алексей Иванович родился в Кронштадте, в морской семье И.Н. Бутакова — вице-адмирала и одного из сподвижников адмирала М.П. Лазарева. Алексей был старшим сыном в семье, которая дала России пятерых братьев-моряков, четверо из которых стали адмиралами. С ранних лет отец прививал Алексею любовь к морю и морскому делу, а в двенадцать лет он был зачислен в Морской кадетский корпус — одно из лучших учебных заведений в стране.

Учился молодой А.И. Бутаков хорошо, особенно по навигации и мореходной астрономии. По окончании учебы, в конце 1832 года, семнадцатилетним юношей он был произведен в мичманы, и вскоре получил назначение на пароходофрегат «Богатырь» Балтийского флота. С тех пор Алексей Иванович стал большим энтузиастом развития пароходного дела в России. Знакомясь с отчетами известных мореплавателей и путешественников, он уже тогда обратил внимание, что земли на восток от Каспия остаются малоизученными, а Аральское море вообще является белым пятном на карте Средней Азии.

Начав офицерскую жизнь, А.И. Бутаков сразу столкнулся с казнокрадством и чиновничьим произволом, царившими на флоте в период правления Николая I. Вскоре ему в полной мере пришлось испытать это и на себе. В эти годы у него сложились хорошие отношения с передовыми офицерами, которые даже в этих условиях стремились сделать все возможное для укрепления флота и возвеличивания страны.

Кругосветное плавание и опала

В 1840 году его назначили старшим офицером на отправлявшийся в кругосветное плавание военный транспорт «Або». В Кронштадт транспорт вернулся в октябре 1842 года. Плавание оказалось очень тяжелым. Во время стоянок в портах командир пьянствовал и проматывал деньги, предназначенные для питания экипажа, а в море проявил свою полную некомпетентность, в результате чего транспорту пришлось перенести много штормов.

Плохое питание и изнурительные работы в штормовых условиях привели к тому, что за время плавания умерло 20 человек, а остальные были крайне ослаблены болезнями. По прибытии в Кронштадт командир подал рапорт, что офицеры во главе с Бутаковым составили заговор с целью отстранения его от командования кораблем. Проведенным расследованием А.И. Бутаков был полностью оправдан, но в глазах начальства он так и остался опасным бунтарем и вольнодумцем.

Так началась опала, из которой ему не суждено было выйти до конца службы. Однако кругосветное плавание закалило Алексея Ивановича и обогатило его знания. Он понял, что подлинное его призвание — служение флоту и науке. Прекрасным примером такого служения является самоотверженный труд участников Первой и Второй Камчатских экспедиций, подробности читайте здесь .

Аральская экспедиция

В начале 1848 года, в результате энергичного ходатайства адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена, лейтенант А.И. Бутаков был назначен начальником экспедиции для съемки и промеров Аральского моря. Многим это назначение казалось новой опалой. Однако Алексей Иванович был чрезвычайно обрадован, поскольку перед ним открывалось широкое поле для научной деятельности и прекрасная возможность исследовать обширное белое пятно на карте России.

Арал на тюркских языках означает остров. Отсюда Аральское море представлялось синим островом среди безбрежной песчаной пустыни. Вплоть до конца XVII века на картах Средней Азии Аральское море отсутствовало, а реки Амударья и Сырдарья были показаны впадающими в Каспийское море. До экспедиции А.И. Бутакова Аральское море изображалось на картах по разрозненным материалам отдельных путешественников, но главным образом по расспросам местных жителей.


Пароход Аральской флотилии «Обручев»

К концу апреля 1948 года под наблюдением Алексея Ивановича в Оренбурге построили парусную шхуну «Константин» длиной 14 м. На подводах ее доставили в укрепление Раим и спустили в воды Сырдарьи. В конце июля шхуна вышла в море. Экипаж судна состоял из 27 человек. Среди них находился ссыльный поэт Тарас Шевченко, делавший зарисовки берегов Аральского моря. Кампания 1848 года продолжалась почти два месяца.

Исследования и опять опала

За этот период было произведено множество замеров глубины и установлена наибольшая на Арале 68-метровая впадина, взяты пробы грунта, определены соленость, цвет и прозрачность воды. Исследователи обнаружили, что воды Арала постоянно перемещаются вдоль берегов по часовой стрелке. А.И. Бутаков изучил геологические особенности берегов Арала и нашел богатое месторождение каменного угля. Уже тогда Алексей Иванович указал на постепенное усыхание Арала.

Самоотверженный исследовательский труд А.И. Бутакова получил признание в научной среде – 27 января 1849 года его избрали в действительные члены Русского географического общества. Одновременно он был произведен в капитан-лейтенанты. Но впереди был еще огромный объем работ, для реализации которых надо было обладать разносторонними морскими знаниями. В 1849 г. работы на Аральском море продолжались почти полгода и закончились 22 сентября.

Экспедиция сделала общую рекогносцировку Арала, открыла и изучила несколько островов, создала сеть астрономических пунктов. Одновременно были проведены метеорологические наблюдения, сделана опись ледовой обстановки, а также произведены определения магнитного склонения. Моряки вполне обоснованно сделали вывод, что Аральское море принадлежит к числу самых штормовых и беспокойных. В результате этих работ была издана первая морская карта Аральского моря и составлено его подробное навигационно-гидрографическое описание.

К отчетным материалам экспедиции был приложен альбом Тараса Шевченко с зарисовками берегов, хотя ему было категорически запрещено что-либо писать и рисовать. По указанию из Петербурга А.И. Бутакову объявили строжайший выговор в связи с величайшим гневом государя императора. Русское географическое общество отказало ему в присуждении своей высшей награды Константиновской золотой медали, а составленное им подробное описание берегов Аральского моря увидело свет только в 1872 году, уже после смерти автора.

Создание пароходства

В последующие годы А.И. Бутаков приложил немало сил для основания пароходства на Аральском море. В своих рапортах он неоднократно подчеркивал, что плавание по Аральскому морю может быть успешным только с использованием пароходов.


Буксирный пароход «Сартенок»

По его инициативе в 1852 году в Раим были доставлены пароходы «Перовский» и «Обручев», которые положили начало созданию Аральской флотилии. А.И. Бутакова назначили ее начальником. В последующие годы флотилия пополнялась новыми судами, а в форте Казалинск был создан порт. В 1862 году Алексей Иванович провёл исследования Сырдарьи, на основании которых была составлена первая карта этой реки. Таким образом, Россия впервые открыла Европе безопасную линию сообщения с Китаем через западный Туркестан. Большое значение это исследование имело и для укрепления торговых связей России со странами Востока. Подробнее читайте об этом в статье «День Каспийской флотилии, охранявшей связи с Востоком» .

Боевые действия

Аральская военная флотилия охраняла судоходство, обеспечивала воинские перевозки и производила гидрографические работы, все ее пароходы и вспомогательные суда имели артиллерийское вооружение. Командуя флотилией, А.И. Бутаков участвовал в боевых действиях, работал в составе дипломатических миссий и поддерживал контакты с местным населением. Постоянное присутствие нашей флотилии в этом регионе оказывало огромное влияние на сознание людей, укрепляя авторитет и престиж нашей страны. Учитывая это психологическое влияние, наш самый первый боевой корабль «Орел» нес флаг с государственным гербом России. Подробности читайте в статье о строительстве «Орла» .

В 1853 году с частью судов Аральской флотилии Алексей Иванович принял участие в походе против Кокандского ханства, который закончился взятием стратегически важной крепости Ак-Мечеть. Флотилия показала, что русские могут атаковать врага и морскими силами. В 1855 году Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга. В 1857 году он участвовал в боевых действиях против мятежных киргизов в урочище Арыкбалык, за что был пожалован в капитаны 1 ранга.


Город Кунград
Старинный рисунок

В течение последующих двух лет А.И. Бутаков участвовал в российской дипломатической миссии в Бухару и Хиву. Для ее обеспечения суда флотилии дважды поднимались по Аму-Дарье до Кунграда. При этом без боевых действий, только демонстрацией военной и морской силы, А.И. Бутакову удалось урегулировать разногласия между Хивой и Кунградом. Постоянное присутствие русских военных моряков на Арале сыграло важную роль в формировании образа России как могущественной сухопутной и морской державы.

Последние годы жизни

В конце 1863 года А.И. Бутаков был неожиданно отозван в Петербург и произведен в контр-адмиралы. Несколько лет он провел в плаваниях по Балтийскому морю, а затем продолжил службу в Петербурге. Здоровье адмирала стало ухудшаться. Осенью 1868 года он отправился за границу на лечение, и скончался в немецком курортном городке Швальбах 28 июня 1869 года на 54-м году жизни. «Морской сборник» в некрологе по случаю смерти Алексея Ивановича охарактеризовал его как настоящего морского офицера, которым гордилась бы каждая страна и каждый народ.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Почекаев Р.Ю. «А.И. Бутаков и Аральская флотилия в конце 1840-х — начале 1860-х годов». Журнал «Вопросы истории» № 4 за 2015 г.
  • Дмитриев В.И. «А.И. Бутаков». Москва. 1955 г.
  • К 200-летию со дня рождения выдающегося гидрографа, исследователя Аральского моря контр-адмирала А.И. Бутакова. МО РФ. Энциклопедия.
  • Берг Л.С. «Алексей Иванович Бутаков». Сайт «Большой информационный архив».

Во имя отечественной науки и российского флота совершал свои научные открытия А.И. Бутаков. Согласитесь, уважаемый читатель, память о таких людях должна жить в наших сердцах. Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Shternmloa :

    За исследования Аральского моря он был избран почетным членом Берлинского географического общества , в 1867 году получил золотую медаль Лондонского географического общества за исследования Аральского моря и устья Амударьи.

    02.03.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика