Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Десантные корабли России

СДК пр_188
Средний десантный корабль
Проекта 188

Еженедельник «Независимое военное обозрение» № 39 23-29 октября 2015 года опубликовало статью А. Юхнина «С моря на сушу», в которой рассказывается о создании отечественных десантных кораблей. Об их необходимости убедительно свидетельствовал опыт Гражданской и Великой Отечественной войн. (О том, как высаживали десанты во время Гражданской войны читайте здесь, а во время Великой отечественной войны — смотрите статью Николаевский десант). Но строительство их началось только в 50-х годах прошлого века. Привожу краткое изложение этой статьи.

Начинали с разработки самоходного плашкоута с носовой аппарелью, а первым отечественным кораблем этого класса стал средний десантный корабль проекта 188. Он обеспечивал десантирование на не оборудованный берег пяти средних танков и 350 человек морской пехоты. Его артиллерийское вооружение состояло из двух 57-мм установок. Это был самый большой по тем временам отечественный десантный корабль специальной постройки. В 1957-1963 годах по этому проекту было построено 18 кораблей.

Переход к строительству больших десантных кораблей

С приходом Н.С. Хрущева строительство десантных кораблей сократилось, а морская пехота была ликвидирована. Только в результате настойчивых усилий С.Г. Горшкова в начале 60-х годов были воссозданы части морской пехоты, и началась отработка морских десантных операций. Развитие противодесантных средств и новые концепции таких операций значительно повысили требования к амфибийным силам. Появились корабли с новой формой корпуса и на новых принципах движения, началось внедрение корабельных вертолетов. Серийное строительство таких кораблей развернулось и в СССР. Такие корабли очень нужны были во время войны. Их участие в боевых действиях позволило бы значительно повысить эффективность десантных операций и избежать многих трагедий, смотрите, например, статью о Ленинградских десантах.

В 1963 году Невскому проектно-конструкторскому бюро были переданы работы по созданию больших десантных кораблей типа «Воронежский комсомолец» проекта 1171. В 1964-1975 годах по этому проекту построили 14 кораблей четырех модификаций. Они стали первыми отечественными десантными кораблями, способными успешно решать задачи в океанской зоне. Эта работа в 1969 году была удостоена Государственной премии, лауреатами которой стали активные участники проектирования и строительства этого корабля.

БДК Воронежский комсомолец пр 1171
БДК «Воронежский комсомолец» пр. 1171

Корабль «Иван Рогов»

В 1963 году Центральный научно-исследовательский институт военного кораблестроения разработал проект тактико-технического задания на проектирование большого десантного корабля нового типа, для использования в океанской зоне в условиях длительной боевой службы. Этот корабль предназначался для высадки на побережье первого эшелона десанта и техники в условиях противодействия противника. Планировалось, что он будет иметь сильное вооружение для самообороны и подавления огневых точек противника на берегу. Кроме того, необходимо было обеспечить повышенную скорость и живучесть.

Проекту присвоили номер 1174. В конце октября 1964 года ЦКБ-17 завершил его эскизную разработку, и было принято решение делать корабль с доковой камерой. В августе 1967 года в проект внесли новые изменения. На этот раз увеличили ширину доковой камеры, усилили артиллерийское вооружение и увеличили количество вертолетов Ка-252ТБ до четырех. Скорректированный технический проект утвердили в мае 1968 года.

БДК Иван Рогов пр 1174
БДК «Иван Рогов» пр. 1174

Головной корабль этого типа «Иван Рогов» был заложен в сентябре 1973 года на Прибалтийским судостроительном заводе «Янтарь». После проведения испытаний его сдали ВМФ в июне 1978 года. По универсальности решения задачи высадки десанта корабль «Иван Рогов» не имел аналогов в практике мирового кораблестроения того времени. На нем впервые было внедрено применение десантных катеров на воздушной подушке, которые могли выходить из доковой камеры на ходу корабля.

В 1981 году его создание было отмечено Государственной премией, лауреатами которой, наряду с другими активными участниками этих работ, стал главный конструктор Борис Пикалкин. До конца 1989 года завод «Янтарь» сдал флоту два серийных больших десантных корабля этого типа. «Иван Рогов» и «Александр Николаев» пополнили состав десантных сил Тихоокеанского флота, а третий большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» — состав Северного флота.

Несостоявшийся шедевр

В 1981 году была начата разработка нового большого десантного корабля-вертолетоносца проекта 11780 водоизмещением около 25 тыс. тонн. Он предназначался для десантирования усиленного мотострелкового батальона и для решения противолодочных задач, что в то время не имело аналогов в мировом кораблестроении. В связи с этим на корабле планировалось разместить шесть обычных десантных катеров или три катера на воздушной подушке, 12 транспортно-боевых вертолетов или 24 противолодочных вертолета. Однако после распада СССР в конце 1991 года вопрос о строительстве этого корабля не поднимался.

Десантный корабль «Иван Грен»

В 1994 году Невское проектно-конструкторское бюро приступило к проектированию нового большого десантного корабля, который мог бы проходить по внутренним судоходным путям. В декабре 2004 года технический проект был утвержден и на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» состоялась закладка головного большого десантного корабля нового поколения. Ему было присвоено наименование «Иван Грен» в честь адмирала Ивана Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда.

БДК Иван Грен
Так, предположительно, будет выглядеть новый БДК «Иван Грен»

Заключение

В настоящее время почти две трети промышленных предприятий и более половины населения земли сосредоточены на расстоянии не более 50 км от побережья. В связи с этим, в последнее десятилетие отмечено повышенное внимание мировых держав к созданию универсальных десантных кораблей, которые позволяют решать гораздо более сложные задачи в условиях региональных конфликтов и гуманитарных операции. Повышение требований к кораблям этого класса привело к использованию более сложных конструктивных решений, росту стоимости их создания и эксплуатации.

Современная морская десантная операция — один из самых сложных видов совместных действий всех видов и родов войск вооруженных сил страны. За последние десятилетия у отечественных корабелов накоплен большой опыт в проектировании десантных кораблей различных типов. В рамках государственной программы вооружения до 2025 года предусмотрено проектирование и строительство универсального десантного корабля «Прибой». Успешная сдача ряда кораблей, построенных для Военно-морского флота и иностранного заказчика, вселяет уверенность, что российская судостроительная промышленность в состоянии справиться с этой задачей.

В области создания десантных кораблей наши кораблестроители действительно занимают лидирующие позиции в мире. Однако, смогут ли они создать корабль на уровне «Мистралей», да и нужны ли нам такие монстры?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Ирина :

    Корабль имеет развитую кормовую надстройку . На корме имеется герметичный откидной лацпорт , нужный для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса, соединяя лацпорт и носовую аппарель , позволяющую производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов .

    18.04.2016

  2. Николай :

    А почему в статье ни слова про пр. 775 ??? Они до сих пор в строю, активно использовались для перевозки техники и грузов в Сирию в последнее время.

    10.03.2017

  3. Владимир :

    Николай!

    Вы безусловно правы, указав на отсутствие в статье крупной серии десантных кораблей проекта 775. Однако из первой же строчки видно, что эту статью я перепечатал из другого источника. Ее автор А.В. Юхнин — заместитель генерального директора Невского ПКБ. Естественно, что в статье он в основном писал о проектах своего ПКБ, а БДК пр. 775 проектировали и строили в Польше. Невское ПКБ всего лишь оказывало содействие полякам. А.В. Юхнин упомянул об этом буквально одним предложением. Статья была очень большой, и мне пришлось ее существенно сократить, при этом под сокращение попало и ничего не значащее упоминание об оказании помощи полякам.
    Мне эта статья показалась интересной, поскольку она дает общее представление об истории развития наших десантных кораблей, а конкретные вопросы надо направлять автору.

    12.03.2017

  4. Николай :

    Да, это были «польки». Мой БДК на котором я служил, был построен в Гданьске, это БДК-130 (в последствии «Королев»). Был у нас в дивизии и пр. 1171 «Донецкий шахтер», были и «подушки», о которых тоже в статье ни слова)))

    13.03.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика