Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Добровольный флот

Флаги Добровольного флота
Флаги
Добровольного флота

22 апреля 1878 года — начался всероссийский сбор средств на создание Добровольного флота. Это было вызвано резким обострением отношений с Англией. «Владычица морей» даже угрожала ввести свой флот в Черное море. Назревала реальная опасность повторения Крымской войны. Россия в то время не имела на Черном море сильного флота и не могла ничего противопоставить военно-морской мощи Англии.

Однако это очевидное бессилие вызвало в русском обществе не отчаяние, не паралич воли, а взрыв народного патриотизма. В результате его произошло нечто совершенно парадоксальное и абсолютно неожиданное. Обычная для военного времени мобилизация торговых судов произошла у нас в мирный период и явилась не актом властей, а результатом народного волеизъявления, реальным воплощением которого и стал всенародный сбор средств на создание Добровольного флота.

Идея крейсерской войны

В русско-турецкой войне 1877-1878 годов Россия полностью разгромила турецкие войска, в результате чего 19 февраля 1878 года был подписан предварительный Сан-Стефанский мирный договор. Он предусматривал значительное усиление позиций России на Балканах. Однако этот договор вызвал резкое противодействие западных держав, особенно Австро-Венгрии и Англии, которые явно угрожали России войной. В этих условиях Московское Императорское Общество для содействия русскому торговому мореходству 22 апреля 1878 года выступило с обращением к народу.

В нем говорилось: «Враг наш силен на море. И числом и громадностью средств, морские силы его далеко превосходят наши. Но есть возможность нанести ему чувствительный удар. <…> Он обладает громадным купеческим флотом. <…> Последняя война покрыла славой русских моряков. Дайте им настоящие морские суда и пошлите их в океаны на ловлю вражеского купеческого флота, и враг наш раскается в своей самонадеянности». Подобная операция планировалась еще в 1863 году и блестяще решила все поставленные задачи, об этом читайте здесь.

Для создания таких судов Общество предложило организовать всенародный сбор средств. Позднее эти суда были объединены в Добровольный флот. Инициатива вооружения торговых судов и превращения их в легкие крейсера была выдвинута в самом начале войны 1877-1878 годов в то время еще лейтенантом С. О. Макаровым. Тогда было переоборудовано четыре парохода, которым удалось добиться значительных успехов в боевых действиях на Черном море. Посмотрите, например, статью Бой парохода «Веста».

Создание флота

К этой инициативе решили прибегнуть и на этот раз. Сразу был создан Комитет по устройству Добровольного флота, который организовал прием, хранение и расходование пожертвований на приобретение судов. Сбор средств превзошел все ожидания. В короткий срок было собрано около 4 млн. рублей. Большое уважение вызывает не только массовый характер пожертвований, но и максимальная открытость, сейчас говорят прозрачность, этой кампании. Отчеты о количестве пожертвований регулярно публиковались в печати, а счет их велся с точностью до долей копейки.

Комитет определил необходимые тактико-технические параметры будущих кораблей Добровольного флота. Считалось, что наибольшего эффекта русские крейсера могут добиться главным образом созданием паники и «моральной угрозы неприятельской морской торговле». Исходя из этого, закупаемые суда должны были обладать повышенной мореходностью, скоростью, автономностью, прочностью корпуса, сильным вооружением и достаточно комфортными условиями, сберегающими силы экипажа в длительном плавании.

Вспомогательный крейсер Лена
Вспомогательный крейсер Добровольного флота «Лена»

В качестве ориентировочных параметров Комитет предложил — скорость не менее 13 узлов, автономность по топливу — до 20 суток, прочность палуб должна обеспечивать возможность установки на них пушек среднего калибра, а конструкция трюмов — быстрое переоборудование их под артпогреба. Уже в начале июля 1878 года в Гамбурге закупили первые три судна. Орудия заказали у Круппа. Спустя всего шесть недель суда были готовы выполнять свои новые задачи. Переведенные в Кронштадт, они получили названия «Россия», «Москва» и «Петербург». (О роли Кронштадта в истории нашего флота Читайте здесь). Личный состав предоставило Морское министерство. Командирами стали капитаны I ранга Баранов и Копылов, а также капитан-лейтенант Андреев.

Первые рейсы

К этому времени Англия добилась замены Сан-Стефанского договора многосторонним договором Берлинского конгресса 1878 года, который был гораздо менее выгоден для России, однако угроза войны была ликвидирована. В связи с этим новые пароходы разоружили, перевели в коммерческий флот и направили в Черное море для перевозки русских войск, возвращавшихся на родину. Транспортировка войск и военных грузов из Турции, а затем новобранцев и отпускников между черноморскими портами Болгарии и России продолжалась до мая 1879 г. На этом Комитет по устройству Добровольного флота посчитал свои учредительские функции выполненными и предложил создать частное пароходное предприятие «Общество Добровольного флота». Его устав был утвержден 9 мая 1879 года.

Налаживая свою коммерческую деятельность, Общество приступило к организации регулярного торгово-пассажирского сообщения с портами Дальнего Востока, которое в то время как никогда отвечало потребностям страны. Железной дороги тогда не было и в помине. Все торговые перевозки шли по сибирскому бездорожью, и только небольшая часть доставлялась иностранными пароходами. И вот, 7 июня 1879 года в первый пробный рейс на Сахалин отправляется пароход «Нижний Новгород».

На его борту было 600 каторжан и 45 588 пудов груза. За этот рейс пароход заслужил себе отличную репутацию. «Хороший ходок, крепкий корабль, знающий и решительный капитан», — так отзывались о нем коммерсанты. Востребованность этих рейсов постоянно росла, в результате чего в 1901 году пароходы Общества ежегодно совершали уже 25 рейсов Одесса — Владивосток. На Дальний Восток шли казенные и коммерческие грузы, а обратно, — главным образом, китайский чай.

Военное лихолетье

В мирное время Добровольный флот успешно работал в интересах развития экономики страны. Первый тревожный звонок прозвенел в связи с резким обострением обстановки на Дальнем Востоке в 1880 году. Всего за двое суток во Владивостоке пароход Добровольного флота «Москва» был переоборудован в крейсер! Подняты из трюма и поставлены на фундаменты десять орудий, пополнен экипаж, принят груз для Тихоокеанской эскадры, до полных норм доведены судовые запасы. Однако ситуация нормализовалась и все вернулось на круги своя.

Вспомогательный крейсер Забияка в Порт-Артуре
Вспомогательный крейсер Добровольного флота «Забияка» в Порт-Артуре

С началом русско-японской войны пришла пора серьезной боевой работы и для кораблей Добровольного флота — их предполагалось использовать в качестве вспомогательных крейсеров. Пять судов Добровольного флота мобилизовали для обеспечения перехода 2-й Тихоокеанской эскадры. «Петербург» и «Смоленск», переименованные в «Днепр» и «Рион», в июле 1904 года приступили к крейсерским операциям в Красном море и западной части Индийского океана. Их активные действия едва не привели к военному конфликту России с Англией. Не менее активно вели крейсерскую войну и корабли Владивостокского отряда, курсировавшие восточнее Японии.

После окончания войны Добровольный флот возобновил рейсы на Дальний Восток и открыл регулярное сообщение с портами Северной Америки для перевозки эмигрантов. В 1914 году он был уже мощным предприятием, которое имело 45 океанских пароходов дедвейтом около 170 тыс. тонн, ценнейшую недвижимость в России и за границей, его флаг был известен во всех портах мира. В годы первой мировой войны суда Добровольного флота вновь были мобилизованы и обеспечивали боевые действия ВМФ России. Революция и гражданская война рассеяла их по всему свету.

Крейсер Азия в Атлантике
Крейсер «Азия» в Атлантике
С картины художника А.А. Тронь

После окончания гражданской войны нашлось несколько энтузиастов, решивших возродить Добровольный флот в качестве независимой коммерческой организации. Советское правительство поддержало эту инициативу, и 11 января 1922 года вышел декрет Совнаркома, санкционировавший деятельность этого Общества на прежних началах. Тогда в распоряжении Общества было всего три парохода. Усилиями грамотных и инициативных людей было выиграно несколько судебных процессов в Англии и США, в результате чего пароходы стали возвращаться к родным причалам.

Надо сказать, что правительства многих западных стран с пониманием относились к искам Добровольного флота, не отождествляя его с большевистским правительством России. В результате этого в 1923 году у Добровольного флота был уже 21 пароход. Были восстановлены очень перспективные рейсы в порты Северной Америки, перевозившие ежегодно десятки тысяч человек. Однако постепенно правительство стало все больше вмешиваться в коммерческую деятельность Общества, а в начале 30-х годов его имущество было национализировано и Общество окончательно прекратило свое существование, слегка перевалив за свой 50-летний юбилей.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Москва и судьбы Российского флота. Москва. 1996 г.
  • Манжин В.В. Добровольный флот. Москва. 1923 г.
  • Басевич В. Общество Добровольного флота. «Морской флот» № 5 за 1991 г.
  • Дукельский В.А. Добровольный народный флот. «Московский журнал» № 8 2006 г.

Вас заинтересовала история создания и деятельности Добровольного флота? Вы можете дополнить эту статью, возможно, у Вас есть интересные подробности и детали, возможно, Вы что-то читали на эту тему, и у Вас сложилось свое мнение. Жду Ваших сообщений в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. wmzehnikk27 :

    Побольше вам таких же хороших публикаций.

    17.12.2011

  2. senSnazyexele :

    спасибо за интересный блог

    22.12.2011

  3. Карл :

    Благодарю Вас за интересные и очень полезные публикации!

    С уважением,

    Карл

    31.03.2012

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика