Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Эсминец «Гром» — последний бой

ЭМ Гром
ЭМ Гром

14 (1) октября 1917 года — гибель эскадренного миноносца «Гром». Это произошло во время боя на Кассарском плесе в ходе обороны Моонзундского архипелага. В боях за Моонзунд прославились линкор «Слава» и эскадренные миноносцы «Новик», «Гром», а также канонерская лодка «Храбрый». Потеряв в этой операции свыше 30 кораблей и транспортов, германское командование было вынуждено отказаться от наступления на Петроград.

В истории этой операции особенно поражает судьба эсминца «Гром». С момента его гибели по сегодняшний день историческая оценка этого события менялась от героико-патетической до полного негатива. Сначала, команду эсминца прославляли за героизм и самоотверженность, проявленные в этом бою, а затем, обвинили в трусости и паническом бегстве с корабля.

Революционная обстановка на Балтике и операция «Альбион»

Переломный 1917 год с самого начала стал для России годом бурных политических событий. Падение монархии, февральская революция и образование временного правительства, ожидание коренных перемен во всех сферах жизни и деятельности общества, а также рост антивоенных настроений в стране оказали огромное влияние на состояние армии и флота. В кампанию 1917 года главной задачей Балтийского флота, как и прежде, было не допустить противника в восточную часть Финского залива. Об истории Балтийского флота читайте здесь. Это предусматривало оборону четырех уже созданных минно-артиллерийских позиций, прикрывавших входы в Финский, Рижский и Ботнический заливы, а также Моонзундский архипелаг.

Зато германское командование решило в полной мере использовать возникшие в России трудности для достижения решающих успехов на фронте. Был разработан план операции «Альбион». Она предусматривала захват Моонзундских островов, заход германского флота в Рижский залив и создание благоприятных условий для нанесения удара по Петрограду.

Для осуществления операции были выделены огромные силы: около 300 единиц корабельного состава, в том числе 11 линкоров и тяжелых крейсеров, 9 легких крейсеров 57 эскадренных миноносцев. Прикрытие и поддержку с воздуха обеспечивали 94 самолета и 6 дирижаблей. (О воздушных боях в ходе этой операции читайте здесь). Десантный корпус для захвата островов насчитывал 25 тыс. человек.

Балтийский флот мог противопоставить этой армаде два устаревших линкора «Гражданин» (бывший «Цесаревич») и «Слава», 3 крейсера, 33 эскадренных миноносца и небольшое количество малых кораблей. В составе легких сил Балтийского флота был и эсминец «Гром». Он принадлежал к лучшей в то время серии эсминцев типа «Новик», вошел в состав флота в 1916 году и имел опыт боевых действий на коммуникациях противника.

Эсминец Гром

Командование флотом знало о планах немцев, но не приняло необходимых мер для защиты островов. Инициативу в обороне архипелага взяли на себя революционные организации моряков Балтики. Проходивший в то время в Гельсингфорсе II съезд военных моряков Балтики постановил, что флот исполнит свой долг перед революцией. «Матросы докажут всему миру, что революционный флот, защищая революционную Россию, погибнет, но не отступит перед флотом германского империализма», заявили делегаты. Решения съезда сыграли большую роль в мобилизации моряков на отпор врагу в предстоящих тяжелых боях. С большим волнением читали их и балтийцы Великой Отечественной войны на кораблях, в боевых походах и на позициях под Ленинградом.

Бой на Кассарском плесе

Операция «Альбион» началась 30 сентября высадкой германского десанта в бухте Тага-Лахт на о. Эзель. Пользуясь численным превосходством, германские войска овладели островом. Затем вражеские корабли неоднократно пытались прорваться через пролив Соэлозунд между островами Эзель и Даго на Кассарский плес, но каждый раз получали отпор. Наиболее тяжелый бой произошел 14 (1) октября. В этот день у восточной части пролива Соэлозунд несли дозор «Гром» и еще три наших эскадренных миноносца, а также канонерская лодка «Храбрый».

Около 14 ч 30 мин сигнальщики обнаружили германский линейный корабль «Кайзер», который шел к русским кораблям. «Гром» быстро снялся с якоря, и в тот же момент линкор открыл огонь из орудий главного калибра. Один из тяжелых снарядов пробил правый борт и днище эсминца «Гром». Корабль окутался облаком пара, получил крен и лишился хода. Канонерская лодка «Храбрый», увидев, что эсминец получил повреждение, подошла к его левому борту, пришвартовалась и повела «Гром» в Моонзунд.

В это время выпал туман, скрыв русские корабли от противника. В 15 ч 30 мин 17 немецких эсминцев начали прорыв на Кассарский плес. Их прикрывали огнем своих орудий линейный корабль «Кайзер» и крейсер «Эмден». При форсировании пролива четыре эсминца получили повреждения, задев винтами подводные камни, но остальные 13 продолжали прорыв. Они разделились на две группы, пытаясь отрезать русским кораблям отход к Моонзунду.

Бой на Кассарском плесе
Бой эсминца «Гром» на Кассарском плесе
С картины Г.В. Горшкова

Три наших эсминца, прикрывая «Гром» и «Храбрый», открыли огонь по вражеским кораблям. Им удалось повредить два германских эсминца. Русские миноносцы с каждой встречей все более убеждали нас в том, что они являются достойным внимания артиллерийским противником, отметил позднее немецкий историк Ролльман в книге «Война на Балтийском море». Германские корабли продолжали преследование, стараясь добить «Гром» и канонерскую лодку «Храбрый».

В этот критический момент оборвались швартовы, и «Храбрый» на некоторое время отошел от «Грома», однако оба корабля продолжали вести огонь по врагу. Эсминец получил еще ряд попаданий 88-мм снарядов, которые вывели из строя все кроме одного орудия, увеличился крен, бушевал пожар. Команда сражалась до последней возможности. Семь человек было убито и шесть ранено. Окутанный дымом, корабль стал постепенно погружаться в воду. Стало ясно, что «Гром» спасти не удастся.

Канонерская лодка «Храбрый» вновь подошла к гибнущему эсминцу, чтобы снять с него команду. Два неподвижных русских корабля стали хорошей мишенью для противника, возникла реальная опасность потерять еще и «Храбрый». Приняв людей с «Грома», канонерская лодка развернулась и открыла огонь по приближающимся германским эсминцам. Силы были неравные, но наши корабли, хотя и не без труда, отбились от немцев и вернулись в базу.

Версии дальнейшей судьбы «Грома»

Дальнейшая судьба «Грома» утратила свою однозначность и распадается на несколько версий. В советское время она была дополнена красивой легендой о том, что в последний момент старшина Ф.Е. Самончук перепрыгнул обратно на «Гром». Улучив момент, он выпустил торпеду и потопил приближавшийся германский эсминец, а затем уничтожил и свой корабль. В 1955 году за этот подвиг Самончук был награжден орденом Красного Знамени. Эта история освещалась в советской печати, и даже попала и в роман В. Пикуля «Моонзунд».

Германия гибель своего эсминца не подтвердила. Более того, стало известно, что после ухода канлодки «Храбрый», германский эсминец «B 98» подошел к «Грому», высадил на него шесть человек и даже пытался буксировать. Однако, осмотрев корабль, немцы поняли, что он вот-вот утонет и покинули его, забрав с мостика секретные документы. Среди них оказалась карта минных полей, выставленных русскими кораблями в районе Моонзунда.

Немецкий ЭМ буксирует Гром
Немецкий ЭМ буксирует «Гром»

Этот неприглядный факт дал основание постсоветским авторам обвинять команду эсминца в трусости и паническом бегстве с корабля, хотя в архивах имеется ряд документов, свидетельствующих о героизме его матросов и офицеров. Да и факт оставления секретных документов является преступлением не всей команды, а лиц, отвечавших за их сохранность.

К 6 октября немцам удалось захватить только южную часть Моонзундского архипелага. Русские корабли отошли, потеряв в ходе боев линкор «Слава» и эсминец «Гром». Германский флот потерял свыше 30 кораблей и транспортов, кроме того, были повреждены и выведены из строя 5 линкоров, крейсер и 10 эсминцев. В связи с этим германское командование было вынуждено отказаться от наступления на Петроград. Подвиги русских моряков во время Первой мировой войны были приумножены в годы Великой Отечественной, посмотрите, например, статью Лидер «Ташкент».

Подъем торпедного аппарата эсминца Гром
Подъем торпедного аппарата эсминца «Гром»

В 30-х годах в эстонских территориальных водах находилось довольно много погибших кораблей, которые затрудняли судоходство и, в то же время, представляли собой значительную материальную ценность. Постепенно их стали разделывать на металл. Эту судьбу разделил и «Гром».

При написании статьи были использованы следующие материалы.

    Боевая летопись русского флота. Москва. 1948 г.

  • Флот в первой мировой войне. Том 1. Москва. 1964 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.
  • Рудный В.А. Истинный курс. Москва. 1978 г.
  • Степанов Ю.Г., Цветков И.Ф. Эскадренный миноносец «Новик». Ленинград. 1981 г.

У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение о действиях команды эсминца «Гром», можно ли это назвать подвигом, или это действительно было позорное бегство? Изложите Ваше мнение в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. ?виктор :

    Мне было лет семь(1957год) когда вышел фильм»Гром».В то время у нас дома был телевизор»Рекорд»и я хорошо помню первый показ этого фильма т.к.мой дедушка Ярошевич Кондрат Михайлович был боцманом на «Громе».Он досмотрел до середины фильма ,выключил телевизор ,плюнул на пол и сказал что все вранье.Так что подвиг старшины Самончука явно придуман.А вот как было на самом деле он не рассказал-боялся за детей и внуков т.к.время было не простое.Дед был революционнфм матросом и членом ВКПБ с 1911года.

    24.11.2013

  2. Владимир Додонов :

    Виктор совершенно прав. Красивая легенда о подвиге старшины с эсминца «Гром» долгое время кочевала по страницам нашей печати. Но вот вопрос – надо ли ее осуждать? История нашего флота полна реальными подвигами, но в совершенно правдивом описании они здорово уступают легендам, вроде той, которую мы обсуждаем. Такие же красивые легенды о подвиге «Варяга» и «Стерегущего» уже более века вдохновляют наших людей на подвиги, пробуждают высокие патриотические чувства и воспитывают нашу молодежь. Если к ним добавилась еще одна легенда о «Громе» и ряд других, то может быть и не надо их разоблачать. В конце концов, тот, кто хочет знать истину, всегда может найти ее в более серьезных источниках.
    Для себя я решил, что буду стараться писать с максимально возможной степенью достоверности, но не буду громогласно обличать и осуждать такие легенды.

    29.11.2013

  3. Дмитрий Фомин :

    Виктору- «досмотрел до середины» — бой на Кассарском плесе в самом конце фильма, а до середины разборки между различными партиями. Победный бой в начале фильма и награждение Самончука «Почетным легионом» и есть вранье , никакого отношения к финалу не имеющее. Кайзеровский флот «потерял свыше 30 кораблей и транспортов» — они что, самостоятельно затопились? По соотношению потерь это Цусима наоборот. Главная задача выполнена-немецкое командование отказалось от продолжения операции, и не важно, Самончук вложил в её выполнение своё самопожертвование или кто другой. Через 24 года «28 панфиловцев» так же остановят немецкие танки, и не столь важно, сколько их было на самом деле.

    28.11.2016

  4. Кирилл :

    А «Славу» мы сами там затопили — специально на фарватере судоходного канала — чтобы закрыть немцам дорогу дальше … Она там до 30-х годов лежала, выполняла свою посмертную задачу ! Когда независимые лабусы стали её разбирать на металл, в одной из её 12-дм пушек саданул в небо неразряженый в 1917 году выстрел … ‘Металлисты’ за борт посигали, как укушенные за полупопие!

    07.09.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика