Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Госпитальные суда в истории флота

Госпитальное судно
Госпитальное судно

21 июня (в третье воскресенье июня) — в нашей стране отмечается День медицинского работника. На флоте его отмечают, как день доктора, поскольку на всех крупных кораблях и больших подводных лодках обязательно есть врач, которого во флотском обиходе именуют просто — доктор. Кроме того, на флоте с давних времен имеются госпитальные суда. Они используются для эвакуации больных и раненых из приморских районов боевых действий или включаются в состав эскадры, направлявшейся в отдаленные районы мирового океана. Обычно такие суда имеют хорошо оборудованные операционные и перевязочные, большое количество коек для больных, а также целых ряд специальных помещений медицинского назначения. Важным требованием к таким судам является наличие специальных средств для приема раненых.

Начиная с XVIII века, госпитальные суда становятся обязательной составляющей всех крупных флотов мира. Вплоть до второй половины XIX века для этих целей выделялись устаревшие суда, утратившие свою боеспособность. Их переоборудование не проводилось, поэтому лечение раненых на них было самым примитивным. В плавании суда медицинского обеспечения включались в походный ордер эскадры, а во время сражения находились во втором эшелоне. Это обеспечивало быструю эвакуацию раненых с кораблей и облегчало охрану госпитальных судов от атак неприятеля.

Осознание потребности и появление первых госпитальных судов

О применении специальных судов для лечения раненых и больных воинов осталось много древних свидетельств. По историческим «скрижалям» известно, например, что ещё в V веке до нашей эры в составе Афинского флота состояло специальное судно под названием «Therapia», предназначенное для оказания врачебной помощи морякам, а также для лечения и эвакуации больных. В Древнем Риме боевые действия на море обеспечивало медицинское судно «Aescularius». Уже в то время полководцы понимали, что присутствие раненых и больных подрывает моральное состояние воинов и снижает боевые возможности корабля.

В русском флоте создание и использование судов медицинского назначения связано с реформами Петра I. К примеру, в 1695 году (1-й Азовский поход) по царскому велению выделили несколько стругов для доктора Григория Карбонария и под аптекарскую казну, а также девять стругов для больных и под судовые бани. При строительстве 22 галер петровского флота в 1696-м году на каждой из них под палубой намечалось иметь отдельное помещение для медицинских нужд.

Госпитальные суда Российского флота

Во время морских сражений на Балтике было много раненых. Для их лечения из боевого состава флота стали выделять специальные суда. Так, в 1712 году фрегат «Санкт-Петербург» был использован как госпитальное судно при эвакуации раненых из Риги в северную столицу. Первым переоборудованным госпитальным судном петровской поры можно считать парусник «Святой Николай» («Nikolas»), купленный в Голландии в 1713 году. Вначале он предназначался для боевых действий, но в последующем был переоборудован в санитарный транспорт и в течение трех лет входил в состав эскадры.


Госпитальное судно «Кострома»

До 1855 года в русском флоте числилось более 30 грузо-пассажирских судов и боевых кораблей, которые могли быть использованы для эвакуации и лечения раненых. В дальнейшем, морские силы все больше стали применяться на значительном удалении от военно-морских баз, в связи с чем возникла необходимость оказания медицинской помощи большому количеству раненых и больных. Для этого стали создавать плавучие госпитали. В Русско-японской войне 1904—1905 годов принимало участие 5 госпитальных судов («Орёл», «Кострома», «Монголия», «Ангара» и «Казань»), на 500 больничных мест каждое. Эти суда были переоборудованы из грузопассажирских пароходов частных компаний. Подробности читайте в статье о Российском обществе пароходства и торговли РОПиТ .

Госпитальные суда Первой мировой

Во время Первой мировой войны (1914— 1918 гг.) возникла необходимость в медицинском обеспечении удаленных минно-артиллерийских позиций, лёгких сил флота в манёвренных пунктах базирования, передовых баз, морских десантов. Каждая активизация боевых действий сопровождалась появлением большого количества раненых, которых надо было срочно эвакуировать в тыл. Об одном из боевых эпизодов этой войны читайте здесь .

В то время в учреждениях Российского общества Красного Креста (РОКК) состояли многие госпитальные суда, а также приспособленные к санитарным нуждам самоходные баржи и катера. Например, на Чёрном море к 1915 году была создана флотилия из 100 транспортов. В её состав входили 4 госпитальных судна. Кроме того, для эвакуации было приспособлено ещё 10 транспортов. Значительная часть раненых эвакуировалась также на боевых кораблях. Все госпитальные суда были зарегистрированы и признаны иностранными государствами, но это не спасло многие из них от уничтожения противником.

Например, госпитальное судно «Португалия» 17 (30) марта 1916 года стояло на якоре в Чёрном море близ турецкого города Офа. Её госпитальные опознавательные знаки были отчётливо видны. Но командир германской подводной лодки U-33 капитан-лейтенант Гансер вышел в атаку. Выпущенная им торпеда попала в середину парохода. «Португалия» разломилась пополам и начала тонуть. Из 273 человек, находившихся на борту, спасли 168. После окончания войны за потопление «Португалии» Гансер был объявлен военным преступником.

Требования к госпитальным судам

Деятельность госпитальных судов определяется Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 годов. Они содержат несколько обязательных требований. В частности, судно должно быть ясно обозначено как госпитальное. Оно обязано предоставлять медпомощь представителям любой нации, не использоваться в военных целях и не вмешиваться в боевые действия. В случае нарушения хотя бы одного из этих требований госпитальное судно может быть уничтожено. Однако, уничтожение госпитального судна без веских причин считается военным преступлением.


Госпитальное судно «Енисей»

Госпитальные суда обычно имеют специальную окраску: горчичного цвета трубы, полностью белый корпус с продольной зелёной полосой, прерываемой тремя красными крестами. На мачте должен быть поднят медицинский флаг (белый с красным крестом). Это гарантирует судну безопасность от военных действий.

Трагедии Великой Отечественной

В начале Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ было два госпитальных судна — «А. Жданов» на Балтийском и «Воронеж» на Северном флотах. Но для проведения лечебно-эвакуационных мероприятий широко применялись санитарные транспорты и санитарно-транспортные суда. Многие из них погибли, в основном от ударов фашистской авиации.

Гибель госпитального судна Армения
Гибель госпитального судна «Армения»
С картины А. Лубянова

Крупной трагедией на море стала гибель во время Великой Отечественной войны судна «Армения». Приняв на борт раненых и беженцев, она направлялась из Севастополя к берегам Грузии, но получила приказ зайти в Ялту. Там погрузка продолжалась до рассвета. В 8 часов судно вышло в море, а через 3 часа было потоплено фашистским самолетом. Количество погибших по разным оценкам, от 5000 до 10 000 человек. Подробности читайте в статье «Теплоход «Армения» — непостижимая и непростительная гибель» .

Госпитальные суда современных флотов

После Великой Отечественной войны на флот стали поступать госпитальные суда специальной постройки, которые обеспечивали оказание медицинской помощи, а также эвакуацию раненых и больных в базовые лечебные учреждения. В настоящее время в ВМФ России числятся госпитальные суда «Енисей» (на ЧФ), «Иртыш» (на Тихоокеанском флоте) и «Свирь» — на Северном флоте. Сейчас они уже нуждаются в замене. Каждое из них способно принять раненых и больных как с берега, так и непосредственно в море. Медицинские помещения судна расположены в средней части для уменьшения качки, благоприятные условия в них обеспечивает система кондиционирования.

Заслуживает внимания иностранный опыт, причём не только современный. Ведь в США ещё в 1798 году непригодный к военной службе корабль «Викторию» («Victory») переоборудовали в судно-госпиталь. В ходе Первой и Второй мировых войн пассажирские лайнеры тоже переоборудовались в госпитальные. Уникальны в своём классе и два современных госпитальных судна ВМФ США. По водоизмещению (70 740 т) они уступают только суперавианосцам. Гигантские плавучие госпитали «Комфорт» и «Милосердие» были построены в 1970-х годах с использованием корпусов списанных супертанкеров.

В составе медслужбы ВМФ Великобритании находится госпитальное судно постоянной боевой готовности проекта «Аргус». Общая численность его медперсонала составляет 250 человек. Судно оснащено современным диагностическим оборудованием, включая цифровую рентгеновскую аппаратуру и компьютерный томограф.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Цымбал А.Н. Суда медицинскою назначения в современной российской фалеристике. «Военно-исторический журнал» № 4 за 2015 год.
  • Веселаго Ф.Ф. «Материалы для истории русского флота». СПб. 1865 г.
  • Зуев Г.И. Госпитальные суда Российского флота в русско-японской войне 1904—1905 гг. Журнал «Судостроение» №2,3 за 1996 год.
  • Римский-Корсаков М.М. Потопление госпитального судна «Португаль». Морской Журнал. № 42 (июнь 1931 г.).

Госпитальные суда имеют давнюю историю, но в литературе и в газетах сведений о них очень мало. Подвиги служивших на них моряков и медицинского персонала остаются в безвестности. В какой мере Вам, уважаемый читатель, интересна эта тема?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Владимир :

    Здравствуйте,уважаемая редакция.Спасибо за публикацию. Хотите верьте,хотите… Я принимал госпитальное судно «Иртыш» в Щецине в 1990 году и до сих пор работаю на нем. Очень обидным было «мудрое» решение о сокращении штата госпиталя. Всегда были моряки-медики с хорошей морской подготовкой,а сейчас это прикомандированные со всеми вытекающими. Судно на плаву,несмотря на все тягости и лишения. Спасибо экипажу и его вере в судно. Готовы выйти в любой район по первому приказанию. И это без пафоса. В этом году 31 июля мы отмечаем 30 лет нашего «Иртыша». Готовим альбом «30 лет курсом милосердия».Будем признательны за поздравления. С уважением Анищенко Владимир Николаевич.Начальник радиостанции с 1990 года.

    03.07.2020

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика