Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Каронада – морское орудие

Каронада
Каронада

В 1774 году все морские державы громом артиллерийской канонады облетело сенсационное известие – в Англии появилось новое орудие потрясающей разрушительной силы. Разумеется, туда сразу же полетели запросы, что за орудие, чем и как стреляет? Англичане вежливо, но сухо отвечали, что иностранцы могут познакомиться с новым орудием только в бою, но мы вам это не советуем, поскольку о ваших впечатлениях уже никто не узнает.

Однако даже в те весьма отдаленные времена долго скрывать такое изобретение было невозможно. Вскоре стало ясно, что речь идет о коротких (длина канала ствола до 10 калибров) чугунных гладкоствольных орудиях, изготовлявшихся Карронским (Carron) литейным заводом в Шотландии в графстве Штирлинг. По этой причине в нашей литературе слово каронада иногда пишется с двумя буквами «р».

Мировое признание

Каронады быстро получили всеобщее признание, и вскоре были приняты на вооружение всех военных судов. При одинаковом весе с пушкой они имели значительно больший калибр, но дальность стрельбы у них была меньше, а точность хуже, чем у пушки.

8-фунтовая каронада на конгревовом станке
8-фунтовая каронада на конгревовом станке
Музей Черноморского флота. Севастополь

Новое орудие предназначалось для стрельбы ядрами, разрывными снарядами и картечью в ближнем морском бою. Свое боевое крещение оно получило в 1775 году во время войны за независимость в Северной Америке, продемонстрировав чрезвычайную эффективность в стрельбе по деревянным судам с близкой дистанции. Об эффективности этих орудий читайте в статье о подвиге Романа Кроуна.

Дальность выстрела 48-фунтовой каронады в первой половине XIX века при возвышении 9° составляла 700 саженей. Характерным отличительным признаком каронад была проушина в виде кольца, которая располагалась внизу, вблизи центра тяжести ствола. В нее вставлялась железная ось, заменявшая цапфы.

Новое орудие отвечало насущной потребности моряков

Появление каронад произошло не случайно, оно было подготовлено историческим процессом развития войны на море. Возьмем, для примера, Наваринское сражение 8 (20) октября 1827 года. Флагманский корабль русского флота «Азов» получил в нем 153 пробоины (из которых семь — ниже ватерлинии). Представьте себе 153 пробоины при длине корпуса всего 54,3 метра. При таких повреждениях корабль не только не потонул, но и не утратил своей боеспособности, а уже 13 октября он вышел в море и благополучно пришел в Ла-Валетту (о-в Мальта).

Согласитесь, что такая низкая эффективность артиллерийского огня вызывала много неприятных вопросов к создателям корабельной артиллерии. Ответом на этот вызов и стали каронады. Они не решили проблему полностью, это было сделано только в 1822 году, когда были изобретены бомбовые пушки, но каронады значительно снизили ее остроту.

Казалось бы, что проблему можно легко решить увеличением калибра орудий, но это имело свой предел, при превышении которого выгоды не компенсировали связанных с этим потерь. С увеличением калибра значительно возрастал вес орудия, в результате его было труднее обслуживать, снижался темп стрельбы, и ухудшалась мореходность судна.

Чугунная 18-фунтовая каронада
Чугунная 18-фунтовая каронада
Deutsches Meeresmuseum

Для пояснения этого можно взять 30- и 48-фунтовые пушки. Их ядра, попадая в деревянный корпус судна, создавали пробоины диаметром 6,46 и 7,70 дюйма. По степени своей опасности такие пробоины практически одинаковы. И ту и другую можно было легко и быстро заделать. Поэтому такое увеличение калибра орудия было неоправданным.

Но был еще один путь. Можно было увеличить массу ядра за счет некоторого уменьшения его скорости. Это и было реализовано при создании каронады. При весе равном весу 6-фунтовой пушки каронада имела калибр 32 фунта, соответственно масса ее ядра была больше, а скорость меньше. При попадании в деревянное судно такое ядро создавало очень сильный удар и не просто пробивало, а ломало и крушило обшивку борта.

В то время морской бой происходил на короткой дистанции, поэтому некоторое снижение дальности и ухудшение точности стрельбы уже не имели значения. В связи с этим было очень выгодно заменить длинные, тяжелые и неудобные в обслуживании пушки легкими орудиями, которые требовали меньше прислуги, были очень удобны в бою и наносили гораздо больше разрушений противнику.

Изобретателем каронады являлся англичанин Чарльз Гаскойн. Ему ко времени создания орудия было 30 лет. Благодаря своей энергии и таланту он стал управляющим Карронской железоделательной компанией. В эти годы под его руководством и была создана каронада.

Каронады на вооружении Российского флота

В Российском флоте каронады появились в период царствования императрицы Екатерины II. Флотское наследство досталось ей в весьма плачевном состоянии. «У нас в излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков…», констатировала она. Не лучше обстояли дела и в области производства артиллерийских орудий.

Для исправления положения Екатерина II повелела пригласить из-за границы лучшего мастера и «не затрудняться размером жалования, лишь бы безошибочно лить пушки – нежели наши, как льют сто, а годятся много десять». Выполняя волю императрицы, командующий Российским флотом шотландец по происхождению адмирал С.К. Грейг обратился прямо к Чарльзу Гаскойну, который к тому времени был уже одним из самых авторитетных инженеров и металлургов Европы.

Ч. Гаскойн
Портрет Ч. Гаскойна

Предложение Екатерины II было столь щедрым, что в 1786 году Гаскойн прибыл в Россию и с большим энтузиазмом работал здесь до конца своих дней (умер он в 1806 году). В результате его преобразований и нововведений в конце XVIII – первой половины XIX веков русская армия и флот были полностью обеспечены первоклассными артиллерийскими орудиями и снарядами отечественного производства.

С 1787 года каронады стали устанавливать на русских 100-пушечных кораблях, а с 1805 года они были официально утверждены в качестве вспомогательного вооружения кораблей и фрегатов (смотрите статью Фрегат «Спешный» захвачен англичанами). Бриги и люгера вооружались только каронадами. Благодаря этому в русской морской артиллерии каронады занимали второе место после пушек.

В ближнем бою и в умелых руках каронады действительно были очень сильным оружием. Особенно наглядно это было продемонстрировано во время боя брига «Меркурий» 14 (26) мая 1829 года с двумя турецкими линейными кораблями. Основным вооружением брига были 18 каронад калибром 24 фунта. Одна такая каронада в ближнем бою вполне сопоставима с 24-фунтовой пушкой. Но на «Меркурии» их было всего 18 (по 9 с каждого борта), а на двух турецких кораблях было 184 орудия разного калибра.

Нет смысла пересказывать здесь ход боя, это всем хорошо известно, но важно отметить, что русские канониры показали свое полное превосходство. Удачными выстрелами из каронад они разбили рангоут сначала одного, а затем и второго турецкого корабля, что и решило исход боя. Таким образом, всего 18 каронад, плюс, конечно, умение и мужество русских моряков, победили в бою против 184 турецких орудий.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
  • Бранденбург Н.Е. «50-летие русской артиллерии». СПб. 1889 г.
  • Ильин А.В. «Практическая морская артиллерия». СПб. 1841 г.
  • Додонов В.А. Гладкоствольная артиллерия Российского флота. Москва. 2012 г.

Сто лет каронады состояли на вооружении Российского флота, и утратили свою эффективность только с переходом к нарезной артиллерии, к паровому и броненосному флоту. Они были героями многих морских сражений. Возможно и Вам, дорогой друг, известны примеры их использования в бою.
Напишите об этом в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика