Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Корабль «Штандарт» — показатель успехов России


Императорский штандарт

24 марта (4 апреля) 1703 года — на Олонецкой верфи заложен 28-пушечный корабль «Штандарт» — первое по-настоящему мореходное и боевое парусное судно Балтийского флота. По своему вооружению и размерам он, конечно, относился к рангу фрегатов, но в то время первенца гордо именовали кораблем. Это событие было далеко не рядовым и уж тем более не случайным. Оно свидетельствовало о крупных и весьма важных успехах России в борьбе за выход к Балтийскому морю и совершенно однозначно говорило о ее дальнейших планах в этой области.

Не менее символичным было и то, что в свое первое плавание «Штандарт» вышел под командованием самого Петра I. Уже здесь, на самом раннем этапе создания Российского флота мы видим, какое упорство, последовательность и готовность преодолеть все препятствия и опасности проявил наш самодержец в стремлении выйти к морю. Ценою тягчайших жертв наш народ создал мощный флот и надежно обеспечил свои морские рубежи. По этому пути Россия идет и в наше время, постоянно подтверждая свое право называться великой морской державой. Смотрите статью об историческом пути Российского флота .

Россия вышла на берега Финского залива


Петр I
Художник И. Купецкий. 1711 г.

Борьба русского народа за выход к Финскому заливу и Балтийскому морю имеет многовековую историю. Она всегда была трудной, с победами и вынужденными отступлениями. Но какими бы тяжелыми ни были утраты, наши предки никогда не мирились с тем, что их отторгали от моря. Не мог смириться с этим и Петр I, хотя и понимал всю сложность предстоящей борьбы. В начале его царствования берега Финского залива полностью принадлежали Швеции, которая имела сильную армию и флот, опиравшиеся на развитую промышленную базу.

Великая Северная война, которую Россия объявила Швеции в августе 1700 года, началась с тяжелого поражения наших войск под Нарвой. Эта неудача не сломила волю Петра, борьба продолжалась с необыкновенным упорством, однако теперь продвигаться к Финскому заливу было решено со стороны Ладожского озера. Большое внимание при этом уделялось строительству небольших судов. В начале 1702 года была основана верфь на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро. На ней заложили четыре 28-пушечных фрегата, а затем строили бриги, шмаки и лодки.

Начали строить лодки на левом берегу реки Свирь, впадающей в Ладожское озеро. На этой верфи, названной Олонецкой, было построено так много лодок, что основанный здесь город назвали Лодейное поле. На этих лодках, карбасах и соймах русские отряды одержали ряд важных побед и к концу 1702 года шведы были полностью вытеснены с Ладожского озера. В октябре этого же года русские войска при поддержке флотилии из 50 лодок взяли шведскую крепость Нотебург. Она была переименована в Шлиссельбург – ключ-город, которым, по выражению Петра, открывались ворота к морю.

Время создавать флот


«Штандарт» в первом плавании

К 1 мая 1703 года была взята крепость Ниеншанц на Неве и открыт выход на побережье Финского залива. России были возвращены ее исконные земли, в разные времена захваченные шведами. Настала пора подумать о создании полноценного флота, поскольку к этому времени регулярный военный флот был силовой структурой уже многих государств. Как появились суда, предназначенные специально для военных действий, читайте в статье об истории возникновения военного флота . Строившиеся на Сяси фрегаты для этого совершенно не годились. Для их обшивки использовались обтесанные топором доски, а корпуса оказались настолько слабыми, что вскоре два фрегата пришлось переделать в брандеры.

Надо было срочно создавать флот, который мог бы надежно преградить путь шведским судам в Неву и защитить Санкт-Петербург. Строить суда в то время можно было только на Ладоге. Это важнейшее дело было поручено любимцу Петра – Меншикову. В феврале 1703 года он лично осмотрел устье реки Свирь и Олонецкую верфь. В донесении Петру он отмечал, что в окрестностях есть отличные леса, годные для строительства даже 50-пушечных кораблей. Работы закипели немедленно, и уже в марте был заложен 28-пушечный корабль (фрегат) «Штандарт» и семь грузовых судов.

Первенец Балтийского флота

Фрегат – это трехмачтовое военное судно, по размерам и вооружению второе после корабля. Орудия на нем размещались в одной закрытой батарее (деке) и на верхней палубе. Высота надводного борта была ниже, чем у кораблей, а мачты легче и немного выше. Поэтому фрегаты обладали хорошей скоростью и мореходностью. Долгое время они считались самыми красивыми и совершенными судами. Их использовали для крейсерской службы, разведки, охраны своих транспортов и ударов по коммуникациям противника. В первые годы создания Балтийского флота фрегаты числились кораблями и выполняли их функции.

Для ускорения строительства Государь в июле 1703 года сам прибыл на Олонецкую верфь и работал там шесть недель. Благодаря этому было заложено еще семь фрегатов и много малых судов. Первый фрегат строил голландский мастер Выбе Геренс. Но Петру I удалось совместить здесь две кораблестроительные школы — голландскую и английскую. Форма корпуса, плоское днище и уменьшенная осадка были характерны для голландской школы, а высокий такелаж был явно английского образца. Водоизмещение головного фрегата — 220 тонн, длина 27,5 м, ширина 7,0 м, осадка 3,3 м, скорость 10 узлов. Экипаж — 120 человек.

В конце августа этот фрегат был спущен на воду. Его назвали «Штандарт», что имело большое символическое значение. В морском обиходе штандарт означает флаг, свидетельствующий о том, что на корабле находится сам государь Император. Уже 8 сентября Петр I поднял на нем свой флаг и в сопровождении семи прочих судов ушел в Шлиссельбург.

До мая 1703 года царский штандарт представлял собой прямоугольный флаг золотого цвета, на котором изображен черный двуглавый орел, держащий в лапах и клюве карты трех российских морей — Белого, Каспийского и Азовского. После взятия крепости Ниеншанц Россия получила выход к Балтийскому морю. Теперь орел на царском штандарте держал уже четыре карты.

Фрегат сразу стал принимать активное участие в боевых действиях флота и ежегодно выходил к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга от шведов. Звездным часом его боевой биографии стало отражение нападения шведской эскадры адмирала Анкерштерна на остров Котлин 5-10 июня 1705 года. В то время «Штандарт», имея 8- и 6-фунтовые орудия, был самым сильным кораблем эскадры адмирала К.И. Крюйса. Об удивительной судьбе этой ярчайшей личности в истории нашего флота читайте в статье «Адмирал Крюйс — деятельнейший помощник Петра I» . Решительные действия нашего флота, крепости Кроншлот и защитников острова заставили шведов с позором уйти к своим берегам.

Память


Фрегат «Штандарт». Таким он сохранился в нашей памяти.
Художник В.С. Емышев

Осенью 1709 года фрегат был отправлен в Адмиралтейство для тимберовки (капитального ремонта). В 1712 и 13 годах он еще появлялся у Красной горки для тренировки экипажа, но начиная с 1714 года в море больше не выходил. В 1725 году его подняли на берег, предполагая хранить как первое линейное судно Балтийского флота. Однако уберечь фрегат от разрушения тогда не удалось и в 1730 году его разобрали. Имя «Штандарт» последовательно передавалось кораблям русского флота вплоть до 1917 года.

Первый период деятельности Балтийского флота с 1704 по 1711 год показал его силу и значение для решения важнейших государственных задач. Флот выстоял в многочисленных столкновениях со значительно превосходившим его противником и доказал шведам, что устье Невы потеряно для них навсегда. Это было серьезным посланием всем европейским державам, что Россия, вступив на берега Балтики, готовится занять свое место в ряду крупных морских держав. Последовавшая в 1714 году победа при Гангуте убедительно показала способность нашего флота обеспечить России звание великой морской державы. Подробности Гангутского сражения читайте здесь .

В 1727 году Екатерина I повелела отреставрировать знаменитый фрегат, но его состояние было столь плачевно, что сделать это не удалось. Тогда императрица приказала построить новый «Штандарт», ее желание осуществилось лишь через триста лет. В 1999 году воссоздана точная копия фрегата «Штандарт», но это не музей, а действующий учебный парусник.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. Санкт-Петербург. 1994 г.
  • Яковлев И.И. Корабли и верфи. Ленинград. 1973 г.
  • Елагин С.И. Список судов Балтийского флота, построенных и взятых в плен в царствование Петра Великого, 1702— 1725. Санкт-Петербург. 1867 г.
  • Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Санкт-Петербург. 1875 г.
  • Чернышев А.А. Российский парусный флот. Справочник. М. 1997 г.

История фрегата «Штандарт» — это начало пути нашего Балтийского флота, его славы и боевых традиций. Эту историю надо знать и гордиться ею.
Уважаемый читатель, поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика