Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Крейсер «Свердлов» – визит в Англию

Портрет Рудакова
Портрет О.И. Рудакова
Фотография 1950-х годов

7-18 июня 1953 года — первый послевоенный дружественный визит советского корабля. Разгоралась «холодная война», резко сократились торгово-экономические и культурные связи Советского Союза с западом. Буржуазная пропаганда представляла наших людей в виде врагов и грубых варваров. Эффективным противодействием этому стали зарубежные визиты наших кораблей. Они наглядно демонстрировали высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, показывали ее реальную военную мощь и культуру наших моряков. Это способствовало укреплению доверия и уважения к России.

И вот, в начале 1953 года советские ВМС (10.9 1955 г. ВМС были переименованы в ВМФ) получили приглашение принять участие в морском параде на Спитхедском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время визит в военно-морскую базу одного из наиболее вероятных противников. Выбор пал на новейший крейсер проекта 68-бис — «Свердлов» под командованием капитана 1 ранга О.И. Рудакова.

Крейсера проекта 68-бис

Постройка легких крейсеров проекта 68-бис, типа «Свердлов», производилась в рамках первой послевоенной программы кораблестроения, принятой в 1950 году. При ее разработке исходили из экстренной необходимости усиления флота и оживления судостроительной промышленности. К постройке было запланировано 25 кораблей, но в строй ввели — 14. Вплоть до середины 1960-х годов крейсера проекта 68-бис составляли основу мощных флотских группировок, способных вести боевые действия, как в прибрежных морях, так и на просторах мирового океана. Об истории развития советского кораблестроения читайте в статье о видном конструкторе-кораблестроителе Оресте Якобе.

Крейсер Свердлов
Крейсер «Свердлов»

По совокупности боевых характеристик, легкие крейсера проекта 68-бис были, как минимум, на уровне аналогичных кораблей иностранных флотов. По сравнению с тяжелыми крейсерами, они несли более легкую артиллерию калибром 152-мм, вместо 203-мм. Но высокая эффективность их орудий компенсировала меньший вес снаряда, зато были обеспечены хорошие мореходные качества и повышена живучесть корабля. Для своего времени это была определенная вершина эволюции военно-морской техники.

При разработке этого проекта стремились создать корабль нового поколения с учетом опыта войны и возникших новых задач. После 1945 года не было ни одного боестолкновения крупных кораблей, зато в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 — 406-мм снарядов оказалось соизмеримым с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе Второй мировой войны. Исходя из этого, артиллерия крейсера была прекрасно приспособлена для стрельбы по береговым целям. Хорошо продуманным и достаточно мощным было и его зенитное вооружение.

Олимпий Иванович Рудаков

Сложная и интересная судьба была у этого человека. Внешне он напоминал русского былинного богатыря, а по характеру был исключительно порядочным человеком. Окончив в 1937 году Высшее военно-морское училище, он в составе экипажа линкора «Марат» прибыл в Англию для участия в военно-морском параде 1937 года на Спитхедском рейде Портсмута по случаю коронации короля Великобритании Георга VI. Затем проходил службу на эсминцах Северного флота. В конце 1941 года был назначен помощником командира эсминца «Сокрушительный».

В ноябре 1942 года во время сильного шторма кораблю оторвало кормовую часть корпуса. Большинство экипажа было снято на другие корабли. При этом командование кораблем покинуло «Сокрушительный» в числе первых. Дело о гибели «Сокрушительного» рассматривал военный трибунал. Рудаков был приговорен к «высшей мере», но затем он был отправлен в штрафбат. После восстановления в офицерском звании, в феврале 1944 года О.И. Рудаков был отозван на Северный флот и продолжил службу на эсминцах, быстро восходя по служебной лестнице.

Прибытие в Портсмут

Во время подготовки визита Рудакова вызвали в Москву. Министр обороны Н.А. Булганин поставил задачу — быть на военно-морском параде лучшим! И Рудаков с блеском выполнил её. За сутки до выхода крейсера «Свердлов» из Балтийска на корабль прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н.Г. Кузнецов (о его огромном вкладе в становление советского флота читайте в статье Адмирал Кузнецов — неправедный суд). Обращаясь к экипажу, он заявил: «Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!»

Морской парад на рейде Спитхед
Морской парад на рейде Спитхед

Для парада на рейде Спитхеда собралось более 200 кораблей. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы точно встать в парадный строй. Рудаков был единственным из командиров иностранных кораблей, который буквально влетел на Спитхедский рейд без помощи лоцмана и сам повел корабль к месту якорной стоянки, которое должно было быть обозначено сигнальным буем с государственным флагом СССР. «Свердлов» подошел к указанной точке, однако сигнальный буй отсутствовал. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по этому поводу). Штурман быстро установил, что ошибки нет.

Теперь надо было встать на якорь методом фертоинг, что требовало ювелирной точности в управлении огромным кораблем. По принятым тогда стандартам для кораблей такого класса отличной считалась постановка за 45 минут. Взоры всех присутствовавших на рейде обращены к советскому крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры. Американский крейсер встал на якорь за 2 часа, французский – за 4 часа, а завершения постановки шведского просто устали ждать. «Свердлов» встал на якорь за 12 минут. Это произвело настоящую сенсацию. Фото Рудакова оказалось на обложках всех британских газет.

Военно-морской парад

Поход крейсера «Свердлов» в Англию
Поход крейсера «Свердлов» в Англию
С картины В.А. Печатина

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно привлекал большое внимание населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги — это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным «Ура!» После парада на флагмане эскадры состоялся прием. Старшие офицеры не приглашались, однако О.И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых.

Дружественный визит нашего крейсера в Англию прошел очень успешно. По сообщению советского посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера «Свердлов» в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его ждала торжественная встреча. Министр обороны СССР Н.А. Булганин лично вручил награды каждому члену экипажа. О.И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Заключение

После визита крейсер «Свердлов» сразу же стал известен во всех странах Европы. Он еще много лет находился в боевом строю Балтийского флота (о его истории читайте здесь), совершив несколько заграничных визитов. Однако физическое и моральное старение корабля привело к тому, что 30 мая 1989 года он был исключен из боевого состава флота, а затем продан индийской фирме для разделки на металл. К концу 2001 года в составе флота не осталось ни одного крейсера пр. 68-бис. Олимпий Иванович Рудаков более 20 лет служил на различных командных должностях Военно-Морского флота, и скончался в 1974 году в Ленинграде.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Скалкин Ф. Фертоинг на Спитхеде. Газета «Московская правда» 4.06.1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. 1987 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Москва. 1978 г.
  • Горшков С.Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.

Корабли Императорского флота России, советского ВМФ и современной России регулярно посещают иностранные порты с дружественными визитами. Зачастую это не привлекает особого внимания общественности, но этот визит крейсера «Свердлов» в Англию сразу и заслуженно стал мировой сенсацией. Его до сих пор вспоминают с гордостью за наш флот и наших моряков. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Надежда :

    Мой прадед Георгий Владимирович Исаков в звании капитана 2го ранга также участвовал в этом походе. Более того, с этим походом есть один интересный факт. По протоколу в составе нашей делегации необходим был человек, который хорошо играет в шахматы, так как с английской стороны был шахматный любитель, а мой прадед как раз был многократный чемпион Севастополя по шахматам. В итоге ему одели форму адмирала (для солидности) и он принял участие в этом походе. Данные сведения имеются также в газетах г.Севастополь.

    19.03.2016

  2. александр :

    Мой дед Рыжов Николай Михайлович проходил срочную службу на Свердлове-аккустиком был на могиле Карла Маркса пожал руку королеве Елизавете 2и видел пикап роз который прислала сестра королевы в благодарность за прекрасно проведенное время в обществе капитана Рудакова

    09.05.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика