Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Крейсер «Червона Украина» — боевой путь корабля

Крейсер Червона Украина
КР «Червона Украина»

21 марта 1927 года — поднят флаг на крейсере «Червона Украина». У этого крейсера была короткая, но удивительная судьба. Начнем с того, что строительство его затянулось на долгие 14 лет. Ровно столько же лет он прослужил в составе Советского Черноморского флота. Крейсер заложили и спустили на воду в царской России под именем «Адмирал Нахимов», а достраиваться и служить ему пришлось при советской власти уже как «Червона Украина». Этот крейсер первым ввели в состав флота после Великой Октябрьской революции. (Читайте о создании Рабоче-Крестьянского Красного флота). Корабль участвовал в нескольких боевых операциях Великой Отечественной войны, а погиб — в главной базе Черноморского флота – в Севастополе.

Еще более парадоксальной выглядит ситуация с гибелью крейсера, которая была предопределена безграмотными распоряжениями и бездеятельностью командования Черноморским флотом. Сначала крейсеру было приказано встать в Южной бухте. Неподвижный корабль в центре небольшой бухты был идеальной мишенью для вражеской авиации. Командующий флотом адмирал Ф.С. Октябрьский и офицеры его штаба прекрасно знали, что недавно назначенный командир крейсера не имел опыта командования кораблем в боевых условиях. Однако они не приняли никаких мер для обеспечения безопасности крейсера, хотя могли бы сделать многое. Например, находившийся точно в таких же условиях крейсер «Красный Крым» постоянно менял место стоянки и маскировался под береговые объекты, в результате чего ему удалось избежать серьезных повреждений от вражеской авиации. Конечно, командир крейсера «Червона Украина» несет ответственность за гибель своего корабля, но это вовсе не оправдывает бездеятельность командования флотом.

Закладка крейсера

К концу первого десятилетия XX века Турция значительно усилила свой военно-морской флот, и он стал представлять серьезную опасность для России. В связи с этим в 1911 году была принята программа усиления Черноморского флота. Затем она дважды расширялась, в результате чего было запланировано строительство ряда кораблей, в том числе четырех легких крейсеров. Проектирование их началось еще в 1907 году, но по ряду причин оно затянулось. Лишь в 1912 году был разработан проект крейсера типа "Светлана", который стал основой для строительства легких крейсеров для Черного моря. Крейсер "Адмирал Нахимов" (впоследствии "Червона Украина") был заложен 19 октября 1913 года на заводе "Руссуд" в Николаеве. В октябре 1915 года он был спущен на воду, а к 1 января 1918 года степень его готовности достигла 70 %.

Начавшееся в то время наступление германских войск развивалось настолько стремительно, что 17 марта Николаев был захвачен немцами, а строящиеся корабли так и остались у заводской стенки. Вместе с немцами пришли белогвардейцы. Отступая под напором Красной Армии, в январе 1920 года они пытались увести крейсер в Турцию, но посадили его на мель недалеко от Одессы. В конце февраля силами красных крейсер был отбуксирован в Николаев. Около трех лет корабль простоял у причалов завода. Наконец, в 1922 году было принято решение о его достройке. В декабре 1922 года Украина приняла шефство над крейсером. Были выделены дополнительные средства, и достройка пошла полным ходом. Одновременно кораблю было присвоено новое имя — "Червона Украина". 21 марта 1927 года на крейсере был поднят военно-морской флаг, и он вступил в состав Черноморского флота. Его полное водоизмещение составляло 8400 тонн, а главным вооружением были пятнадцать 130 мм орудий. Крейсер имел два трехтрубных торпедных аппарата и два гидросамолета. Скорость — 29,5 узла, дальность плавания — 3700 миль.

Предвоенная служба

Впервые появившись на рейде Севастополя, крейсер сразу завоевал симпатии и любовь горожан. Он был очень красив, настоящий шедевр русской корабельной архитектуры, которая даже во внешнем виде корабля подчеркивала его стремительность и боевую мощь. Сразу после вступления в строй крейсер стал флагманским кораблем Черноморского флота. В 1928 и в 1934 году он посетил Турцию с дружественными визитами, а в 1930 году совершил поход в Средиземное море. В конце 1933 года командиром крейсера был назначен Н.Г. Кузнецов. Он разработал новую систему боевой готовности корабля. На крейсере было начато соревнование "за первый залп", которое вскоре стало общефлотским. Экипаж включился в борьбу за звание "Лучший корабль Морских Сил СССР" и только случайность помешала ему добиться этого звания. Возвращаясь в базу, при проходе бонового заграждения, крейсер намотал на винты стальную сеть и, естественно, был исключен из числа претендентов на это высокое звание.

Крейсер Червона Украина - флагман Черноморского флота
Крейсер «Червона Украина» — флагман Черноморского флота»

Летом 1939 года корабль встал на капитальный ремонт и модернизацию в Севастопольский морской завод. Благодаря участию экипажа ремонт продвигался быстро и уже 1 мая 1941 года на корабле вновь был поднят военно-морской флаг. В это время произошла смена командования крейсером. Новым командиром был назначен капитан 1 ранга Николай Ефремович Басистый.

Великая Отечественная война

Войну крейсер встретил на рейде Севастополя. Он вместе с другими кораблями участвовал в отражении первого налета вражеской авиации, не зная еще, чьи это самолеты и какова цель налета. В первый же день войны "Червона Украина" получила свое первое боевое задание — приступить к постановке минных заграждений на подходах к Севастополю. Через несколько дней, возвращаясь в базу, крейсер чуть не подорвался на немецкой магнитной мине. Спасло то, что ему пришлось уступить дорогу портовому буксиру, который вел плавкран. Этот кран и подорвался на мине, которая вполне могла взорваться под крейсером. О приоритете России в создании минного оружия читайте здесь.

В конце августа начались походы в Одессу для артиллерийской поддержки частей, оборонявших город. Затем крейсер участвовал в операции по эвакуации Одессы. Корабли вели интенсивный огонь по берегу, прикрывая отход наших войск. В 12 часов дня 15 октября на "Червону Украину" перешел командный пункт Одесского оборонительного района. Ночью стали подходить части прикрытия. Бойцы шли со своими боевыми знаменами, перепоясанные пулеметными лентами, в окровавленных бинтах и прожженных ватниках. Они молча глядели на почерневший, разрушенный и все еще гревший город. Это было тяжелое и горькое прощание с Одессой, которая еще совсем недавно была одним из красивейших городов Черного моря. Рано утром 16 октября погрузка была закончена и командующий эскадрой контр-адмирал Л. А. Владимирский, державший в походе флаг на "Червоной Украине", дал команду сниматься с якоря. Налеты вражеской авиации начались через два часа после выхода и продолжались до подхода к Севастополю, но все атаки врага были отбиты.

Крейсер Червона Украина - огонь по врагу
Крейсер «Червона Украина» — огонь по врагу
Фото военных лет

Прибывавшие в Севастополь части Приморской армии сразу направлялись на Ишуньские позиции под Перекоп. Но закрепиться там им не удалось, и 30 октября 1941 года фашистские войска вышли к Севастополю. Сразу встал вопрос об использовании кораблей. С одной стороны, защитники города очень нуждались в поддержке корабельной артиллерии. Однако, находясь на рейде и не имея возможности маневрировать, большие корабли становились хорошими целями для массированных налетов вражеской авиации. Военный совет флота решил оставить в Севастополе крейсера "Красный Крым" и "Червона Украина", а остальные корабли перебазировать в Новороссийск и Поти. "Червона Украина" встала на якоря и бочки в Южной бухте, и уже 8 ноября открыла огонь по немецким войскам, наступавшим на хутор Мекензи. В этот же день командиром крейсера был назначен капитан 2 ранга И.А. Заруба. О героической обороне Севастополя в годы Великой Отечественной войны читайте в статье «Оборона Севастополя 1941-1942 гг.».

Последний парад

Первый штурм города начался 11 ноября. В этот день крейсер выпустил по врагу 600 снарядов главного калибра. Высокая эффективность огня корабельной артиллерии сорвала наступательный порыв фашистов. На следующий день 12 ноября они решили разделаться с кораблями. В средине дня начался массированный налет авиации. Самолеты шли звеньями прямо на крейсер. Несмотря на плотный зенитный огонь, они упорно держали строй. Это были опытные асы ВВС Германии, переброшенные в Крым из Средиземноморья. Не выдержав напряжения боя, самолеты один за другим уходили с боевого курса, но последней тройке удалось прорваться и пройти прямо над крейсером. Первая бомба разорвалась в воде в 5-7 метрах от правого борта. Ее осколок пробил борт и вызвал пожар. Вторая бомба пробила верхнюю палубу и разорвалась внутри корабля. В палубе образовалась большая пробоина, из нее наверх вырывалось пламя. Огненная стена перекрыла корабль от борта до борта. Аварийные партии сразу приступили к тушению огня. Подошел портовый буксир и направил сильные струи воды в эпицентр пожара. В результате этого пламя удалось сбить за 5-6 минут. А на корабль уже заходили новые эскадрильи бомбардировщиков.

Взрывами бомб и пожаром зенитная артиллерия крейсера была значительно ослаблена, но противник снова был встречен плотной стеной огня. Самолеты шли прямо на корабль, и скоро бомбы стали рваться совсем близко, а затем послышались два глухих мощных взрыва. Корабль получил две большие пробоины в носовой части с правого и левого бортов. Через них внутрь поступило более 3 тысяч тонн воды. Крейсер сел носом на грунт, часть верхней палубы ушла под воду. Таковы последствия 10-минутного боя с самолетами. Не зря говорят, что корабли строятся годами, а погибают за минуты.

Бой крейсера Червона Украина
Бой крейсера «Червона Украина»
С картины В.А. Печатина

До вечера последовало еще несколько налетов, но существенного вреда они уже не причинили. Планировалось утром поставить крейсер в док для ремонта. В 19.30 подошел плавкран и стал снимать стоявшие на палубе орудия главного калибра. Затем приступили к выгрузке боезапаса. Все водоотливные средства работали на полную мощность, но вода продолжала поступать внутрь корабля, стал нарастать крен на левый борт. В 3 часа 30 мин. 13-го ноября 1941 года командир корабля отдал последний приказnbsp;- личному составу покинуть корабль. Через некоторое время "Червона Украина" легла на левый борт и затонула с гордо развивавшимся на гафеле корабельным флагом, который накануне вечером было приказано не спускать.

Водолазы продолжили работы и сняли с корабля восемь орудий главного калибра, которыми были оснащены 4 береговые батареи. Личный состав крейсера героически защищал Севастополь до последнего дня обороны города.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Мартынов В.А. Повесть о крейсере. Москва. 1969 год.
  • Цветков И.Ф. Гвардейский крейсер "Красный Кавказ". Ленинград. 1990 год.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 год.
  • Хорунжий Н. Николай Кузнецов — трижды адмирал. "Известия" январь — апрель 2004 г.

Вы можете дополнить эту статью, возможно, у Вас есть интересные подробности и детали, возможно, Вы что-то читали на эту тему, и у Вас сложилось свое мнение. Поделитесь этим в комментариях. Это будет интересно всем»

Фотография на память с крейсера Червона Украина
Фотография на память с крейсера «Червона Украина»
Фото второй половины 1930-х годов
Эту фотографию прислала мне Елена Зайцева (за что ей большое спасибо) в надежде, что кто-либо из читателей блога узнает на ней близкого человека. Фотография сделана, по всей видимости, в 1937 году. Справа от портрета Ворошилова помещена фотография Н.Г. Кузнецова, который в 1934-1935 годах был командиром крейсера. Правда, в 1936-1937 годах он был уже в Испании в качестве военно-морского атташе и главного военно-морского советника, а затем был направлен на Тихоокеанский флот.
Моряки с крейсера Червона Украина
Моряки с крейсера «Червона Украина»
Фото 1931 года.
Эту фотографию прислал мне Вадим Мамаев. Его дед, Семенов Василий Иванович, (на флото крайний слева) служил срочную службу на крейсере в конце 20-х начале – 30-х годов. Подпись под фотографией: Орлы крейсера «Червона Украина»!

Посмотрите на эти фотографии внимательно. Как молоды они были, а какую победу завоевали!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Валерий :

    Мой отец Иващенко Павел Иосифович с июня 1940 по 12 ноября 1941 (по день гибели корабля) служил матросом на кр»Червона Украина», а после, до конца войны — на гв. кр «Красный Крым» Все его рассказы о последнем бое крейсера в целом соответствуют опубликованным, но были более подробными.На слуху некоторые фамилии сослуживцев Белов, Спирин, Демьяненко… Умер отец в 1992 году. Каждый год, 9 мая приезжал в Севастополь на Графскую пристань, чтобы почтить память своих погибших сослуживцев. Сейчас это делаем мы — дети и внуки. Очень сожалею, что в жизненной суете не уделил должного внимания и не записал рассказы отца о тех событиях.

    12.06.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика