Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подвиг Романа Кроуна

Р.В. Кроун
Р.В. Кроун

21 мая (1 июня) 1789 года — подвиг 24-х пушечного коттера «Меркурий» под командованием будущего адмирала российского флота Романа Васильевича Кроуна. В результате упорного боя это небольшое русское судно заставило спустить флаг 44-пушечный шведский фрегат «Венус». Своими 24-фунтовыми пушками фрегат мог буквально разнести «Меркурий», даже не входя в зону действия его орудий. Однако, героизм, боевая дерзость и профессиональное мастерство, а также умение использовать военную хитрость, позволили Р.В. Кроуну одержать эту блистательную победу.

Поразительно, что ряд видных историков русского флота, такие как А.С. Кротков и А.П. Соколов считали, что пленение шведского фрегата является заслугой капитана генерал-майорского ранга П.П. Лежнева, в отряд которого входил коттер «Меркурий». При этом ни Лежнев на своем флагманском судне, ни остальные суда его отряда не принимали участия в захвате шведского фрегата, а оставались безучастными свидетелями этого боя.

Начало кампании 1789 года

Шла русско-шведская война 1788-1790 годов. В самом начале 1789 года шведы и русские усиленно готовились к предстоящей кампании. Шведы ставили весьма решительные цели: разбить русский флот, высадить десант на южном побережье Финского залива и двинуться на Петербург с северного и южного направлений. Зная, что по численности его армия значительно превосходит силы русских, шведский король Густав III был уверен в быстрой и легкой победе.

Ближе всех к главной базе шведского флота — Карлскруне находилась эскадра вице-адмирала Т.Г. Козлянинова. Она стояла в Копенгагене и должна была неусыпно следить за действиями шведов, а также уничтожать их торговые суда. Первым на разведку и в крейсерство у шведских берегов вышел бриг «Меркурий». В документах тех лет он назывался катером или коттером, но по современным представлениям его можно назвать бригом, поскольку это было небольшое двухмачтовое судно, которое могло ходить под парусами и на веслах. В качестве вооружения на нем были установлены 22 каронады — гладкоствольные крупнокалиберные орудия с небольшой дальностью стрельбы.

Бриг «Меркурий»

Бриг Меркурий
Бриг «Меркурий»

Командовал кораблем капитан-лейтенант Роман Васильевич Кроун. Всего год назад он прибыл в Россию из Англии и был принят на службу в звании лейтенанта, а через месяц произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром брига «Меркурий». В кампанию 1788 года «Меркурий» неоднократно выходил в крейсерство к берегам Швеции и взял в плен 29 неприятельских торговых судов.

На этот раз «Меркурий» вышел в море 19 апреля 1789 года. Бриг был хорошо замаскирован. Затянутые черной парусиной пушечные порты, сдвинутые вдоль борта и закрытые орудия, небрежно поставленные паруса и не обтянутый такелаж, придавали ему вид заурядного купеческого судна. Через десять дней у острова Борнхольм он обнаружил 12-ти пушечный шведский тендер «Снапоп», который тоже был послан на разведку и в крейсерство. Обманутый наружным видом «Меркурия», шведский тендер подпустил его слишком близко и после непродолжительного боя сдался.

От пленных Кроун узнал много ценных сведений о состоянии шведского флота в Карлскруне, но решил проверить их. Подойдя к острову, расположенному недалеко от Карлскруны, Кроун приказал поднять шведский флаг и потребовал лоцмана. Вскоре появился лоцманский бот, но шведы почувствовали, что-то неладное и решили вернуться. Кроун сам встал к орудию и первым же выстрелом разбил корму бота. Шлюпка с «Меркурия» успела поднять из воды двух шведов. Они помогли уточнить данные о военно-морской базе.

Завершив разведку, Кроун 16 мая присоединился к отряду капитана генерал-майорского ранга Лежнева, который был послан Козляниновым в пролив Каттегат для встречи корабля «Сисой Великий», зимовавшего в Норвегии. Вскоре капитан встречного английского купеческого судна сообщил русским, что в Христансфиорде стоит шведский фрегат. Лежнев подошел к этому месту уже ночью и не решился войти в фиорд. «Меркурий» же встал на якорь неподалеку от фрегата.

Бой

Утром 21 мая стоял полный штиль. Отряд русских судов по-прежнему держался на приличном расстоянии, а «Меркурий» на веслах подошел к шведскому фрегату со стороны кормы. Шведы не ожидали от «торгаша» ничего плохого до тех пор, пока он с кратчайшего расстояния не стал осыпать их картечью и книппелями. Однако они быстро пришли в себя и открыли ответный огонь из стоявших на корме двух небольших пушек. При полном безветрии шведский фрегат не мог даже двинуться с места, поэтому «Меркурий» на веслах всегда занимал самую выгодную позицию для использования своей артиллерии.

Бой катера Меркурий
Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус»
С картины А.П. Боголюбова 1845 год

После упорного боя, длившегося более двух часов, 44-пушечный фрегат «Венус» спустил флаг. На нем было взято в плен 302 человека. Наши потери составили 4 убитых и 6 раненых. История Российского флота знает немало случаев, когда наши моряки побеждали гораздо более сильного противника. Об одной из самых ярких таких побед читайте статью о черноморском бриге «Меркурий» .

Но по возвращении Кроуна ждали большие неприятности. Во-первых, Лежнев, как командир отряда, написал рапорт об обстоятельствах боя, отметив, прежде всего, свои заслуги. Во-вторых, «доброжелатели» донесли, что в этом походе на борту брига находилась жена Кроуна, что было категорически запрещено еще со времен Петра I.

Дело приобретало нехороший оборот, и было доложено императрице Екатерине II. Она по достоинству оценила подвиг Кроуна, произвела его в капитаны 2 ранга, наградила орденом св. Георгия 4-й степени, а также назначила пожизненную пенсию. Супруга Кроуна — Марфа Ивановна, которая во время боя перевязывала раненых, была пожалована орденом св. Екатерины.

Фрегат «Венус» отремонтировали и, сохранив название, включили в состав российского флота. Его командиром стал капитан 2 ранга Р.В. Кроун. В 1790 году он отличился в Ревельском сражении, за что ему была вручена золотая шпага с надписью «За храбрость». В Выборгском сражении 22 июня 1790 года Кроун, командуя небольшим отрядом, потопил 15 неприятельских судов гребного флота, а также взял в плен один тендер, 4 галеры, транспорт и канонерскую лодку.

Включившись в погоню за кораблями шведов, фрегат «Венус» под командованием Кроуна догнал в районе Свеаборга и с помощью корабля «Изяслав» после полуторачасового боя взял в плен шведский линейный корабль «Ретвизан». За эти подвиги Кроун получил чин капитана 1-го ранга, орден Святого Владимира 3-й степени и был назначен командиром эскадры из 4 фрегатов и 2 бригов. История Российского флота знает немало примеров успешного применения нашими моряками воинской дерзости, подкрепленной высочайшим профессионализмом и храбростью. Об одном из таких примеров читайте здесь.

Катер Меркурий ведет бой с фрегатом Венус
Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус»
С картины А.П. Боголюбова 1851 год

После войны Кроун командовал многими кораблями и эскадрами Балтийского флота. Надо сказать, что командование с уважением относилось к его английскому происхождению. В периоды серьезного осложнения отношений с Англией Кроуна переводили на Черноморский флот или находили ему должность на берегу. Это не мешало его карьере, он получал новые ордена и звания.

В 1824 году Р.В. Кроун был произведен в полные адмиралы российского флота. Скончался он в 1841 году в возрасте 87 лет. Прослужив в России 53 года, сроднившись с нею и отдав всю свою жизнь новой родине, Роман Васильевич Кроун по справедливости считается адмиралом русским, а не только на русской службе. О славной судьбе захваченного им фрегата читайте в статье Фрегат «Венус» — боевой путь.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Биографический словарь. Санкт-Петербург. 1914 г.
  • Кротков А.С. «Повседневная запись замечательных событий в русском флоте». СПб. 1893 г.
  • Аренс Е.И. «История русского флота. Екатерининский период». СПб. 1897 г.
  • Выходцевский А.П. Биографический очерк о жизни адмирала Р.В. Кроуна. “Кронштадтский Вестник” № 24 и 46 за 1878 год.

Немало иностранцев прославили Россию, как на военном поприще, так и во многих сферах гражданской деятельности. Они быстро входили в нашу среду и находили здесь вторую Родину. Как Вы относитесь к этому явлению, возможно ли оно в наше время? У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Леонид Сегаль :

    Слава имени «Меркурий»! Кто бы этими кораблями не командовал — они приносят славу Российскому флоту!

    23.01.2015

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика