Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал Кузнецов — неправедный суд

Адмирал Н.Г. Кузнецов
Адмирал Н.Г. Кузнецов

30 июля 1944 года в восточной части Финского залива была уничтожена немецкая подводная лодка «U-250». Затем лодка была поднята, что позволило советскому командованию получить ценнейшую военно-техническую информацию и образцы немецкой военной техники, имевшие самую высокую степень секретности. Большой интерес к этим образцам проявили наши союзники по антигитлеровской коалиции.

По решению Сталина с новинкой немецкого вооружения ознакомили английских специалистов. Через несколько лет все это обернулось большой трагедией для флота и, в первую очередь, для наиболее видных его командиров периода Великой Отечественной войны. В 1948 году в рамках кампании по борьбе с «космополитизмом» по сфабрикованному делу о передаче англичанам в годы войны чертежей самонаводящейся акустической торпеды с немецкой подводной лодки «U-250» были осуждены Н.Г. Кузнецов и еще три видных адмирала ВМФ.

Бой на минном поле

В начале 1944 года боевые действия на северо-западном участке фронта начались с разгрома немецко-фашистской группировки под Ленинградом. К концу февраля советские войска вышли на рубеж реки Нарва. В начале июня началась Выборгско-Петрозаводская операция, в ходе которой 20 июня был взят Выборг, а моряки заняли все острова в Выборгском заливе. Более подробно читайте в статье Уничтожение крейсера ПВО «Ниобе». Однако наличие здесь обширных минных полей очень затрудняло использование кораблей для оказания поддержки нашим наступающим частям. Необходимо было расчистить хотя бы проходы в минных полях, чтобы корабли могли высаживать десанты, обеспечивать артиллерийскую поддержку и снабжение войск.

Для траления мин были выделены тральщики и морские охотники Кронштадтского морского оборонительного района, базировавшиеся в Койвисто (ныне Приморск). У кромки минных заграждений регулярно появлялись вражеские корабли и самолеты, которые препятствовали тралению. Происходили скоротечные артиллерийские бои. Командование выделило для прикрытия тральных работ авиацию. Истребители быстро очистили небо над заливом от вражеских пикировщиков, а наши штурмовики и пикирующие бомбардировщики разогнали немецкие корабли, охранявшие минные поля. Тогда фашистское командование направило в восточную часть Финского залива подводные лодки. Сторожевые или торпедные катера, катерные тральщики — корабли водоизмещением в несколько десятков тонн. Это не цели для подводной лодки. Тем не менее, начались атаки на катера.

Первым пострадал МО-304, который 18 июля 1944 года нес дозорную службу у северного выхода из пролива Бьеркезунд. Взрывом торпеды у него оторвало носовую часть до рубки. Через десять дней та же участь постигла МО-107, а 30 июля от взрыва торпеды в средней части погиб МО-105. К месту его гибели подошел МО-103 под командованием старшего лейтенанта А. П. Коленко. Из экипажа погибшего катера удалось подобрать только семь человек.

А.П. Коленко
А.П. Коленко

Вскоре с катера-дымзавесчика КМ-910, который охранял работающие неподалеку тральщики, подали сигнал об обнаружении подводной лодки, которая шла на малой глубине. МО-103 устремился в погоню и сбросил первую серию глубинных бомб. Их взрывами на лодке были повреждены баллоны сжатого воздуха, и на воде появился пузырчатый след лодки. Ориентируясь на него, Коленко сбросил вторую серию бомб, а за ней еще одну. На поверхности появилось большое пятно соляра и шесть подводников. Вражеские батареи открыли по катеру беглый огонь, но Коленко успел подобрать немцев.

Подъем лодки

Среди пленников был командир лодки капитан-лейтенант Вернер Шмидт. До службы на флоте он летал на бомбардировщиках, бомбил Москву и Лондон. Гитлер лично вручил ему Железный крест первой степени. Пленники, естественно, умолчали о том, что в лодке остались секретные торпеды. К тому времени немецкие инженеры создали торпеду Т-5 с акустическими приборами самонаведения, которая при движении не оставляла на поверхности воды хорошо заметного пенного следа, а взрывалась под воздействием магнитного поля корабля. Новыми торпедами вражеские подводные лодки уже потопили 24 эскортных корабля англичан, а в августе 1944 года в Карском море — советский транспорт «Марина Раскова» и два тральщика из его охранения. О том, с какой самоотверженностью сражались наши моряки за советскую Арктику читайте здесь.

Подводная лодка U-250

Командование Балтийским флотом обратило внимание на очень странное поведение противника в районе гибели лодки. К этому месту дважды пытались прорваться торпедные катера. Оба раза наши корабли отгоняли врага. Как выяснилось, противник намеревался сбросить на лодку свои глубинные бомбы и поставить вокруг мины. Место гибели лодки неприятель пристрелял из орудий и открывал огонь, как только наши катера подходили туда. Стало ясно — фашисты хотят что-то скрыть.

В сентябре 1944 года специалисты Аварийно-спасательной службы (АСС) подняли эту лодку, привели в Кронштадт и поставили в сухой док. О деятельности АСС, бывшей ЭПРОН, Читайте подробнее. Кроме двух торпед Т-5, на лодке были обнаружены книги с шифрами и кодами, и даже шифровальная машинка «Энигма».

Англичане заинтересовались

Наше командование известило о получении торпед Т-5 союзников. Дело было настолько важное, что У. Черчилль и И. В. Сталин обменялись по этому поводу секретными посланиями. У. Черчилль сообщил, что противник готовится начать новую кампанию подводной войны в огромном масштабе при помощи новых подводных лодок и новых торпед. Англичане разрабатывают контрмеры и уже изобрели прибор, обеспечивающий некоторую защиту от этой торпеды. В связи с этим, изучение реального образца торпеды Т-5 было бы крайне ценным. Сталин пригласил английских специалистов приехать для всестороннего изучения торпеды.

Подводная лодка U-250 в доке Кронштадта
Подводная лодка U-250 в доке Кронштадта
Фото с сайта http://waralbum.ru

Интересно, что к этому времени англичане утратили интерес к немецким шифрмашинам. С некоторой долей превосходства они, видимо, считали, что немцы уже не смогут придумать ничего принципиально нового, да и английская дешифровальная служба к тому времени работала безукоризненно. Поэтому в 1944 году, узнав а потоплении русскими подводной лодки «U-250», они даже не пытались получить поднятую с нее новейшую версию «Энигмы». Британские представители запросили лишь информацию об акустических торпедах, четко расставив акценты в своих интересах. С первым же конвоем английские морские инженеры и специалисты прибыли в Советский Союз. Им была предоставлена возможность изготовить подробнейшие чертежи узлов и деталей торпеды, а также ознакомиться с документацией по ее испытаниям. Никто не предполагал тогда, что такое гостеприимство советских моряков уже через несколько лет будет объявлено государственным преступлением.

Опала

В 1948 году в рамках начавшейся кампании по борьбе с «раболепием» и «преклонением перед иностранщиной» в угоду Сталину было сфабриковано «дело» против Н. Г. Кузнецова, адмиралов Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и Г. А. Степанова. После войны отношение Сталина к Кузнецову значительно ухудшилось. В конце 1946 года его сняли с поста наркома ВМФ и направили в Ленинград начальником Управления ВМУЗОВ. А теперь возбудили дело о передаче американцам и англичанам в годы войны секретных данных о высотной торпеде 45-36АВА, дистанционной 130-мм гранате, навигационных карт и чертежей самонаводящейся акустической торпеды с немецкой подводной лодки «U-250».

Суд чести признал вину адмиралов полностью доказанной и передал дело в Военную коллегию Верховного суда СССР. Решение суда было быстрым. Адмиралы Алафузов и Степанов были осуждены на 10 лет тюрьмы, Галлер — на 4 года, Кузнецов был понижен в звании до контр-адмирала. После этого началась цепная реакция арестов адмиралов и офицеров, которые так или иначе были связаны с осужденными. В 1953 году все они были реабилитированы и освобождены, кроме Галлера, который в 1950 году скончался в тюрьме города Казани. Подробнее о флотской биографии Галлера читайте в статье «Адмирал Галлер».

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • С. Зонин. Неправый суд. Морской сборник № 2 за 1989 год.
  • В. Воробьев. Дело Т-5. Московская правда. 13.07.1995 г.
  • В. Д. Доценко «Мифы и легенды Российского флота». 2000 г.
  • Н. Баженов, С. Патянин. Провал операции «Царь». Альманах «Войны, История, Факты» № 1(8) май 2005 г.
  • Военные катастрофы на море. 2001 год.
  • Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах. Том 4. 1988 год.

Как Вы думаете, достаточно ли сейчас сделано для увековечивания памяти о Николае Герасимовиче Кузнецове и учитываем ли мы его опыт и его уроки в строительстве современного флота?
Поделитесь этим в комментариях.Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Vi Reddekopp :

    Your website is great! This post really caught my eye when I was searching around. Thanks for sharing it.

    15.10.2011

  2. в контакте :

    Полностью согласна!

    28.10.2011

  3. free :

    Не блог, а поток хороших новостей. Как у вас так получается?

    01.05.2012

  4. каменный ручей :

    Спасибо вам за сайт, очень полезный ресурс, мне ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ здесь очень нравится…

    20.05.2012

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика