Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

День авиации Военно-Морского Флота России

Морская авиация
Морская авиация

17 июля — День авиации Военно-Морского Флота России. Именно в этот день в 1916 году русские морские летчики одержали первую победу в воздушном бою над Балтийским морем. Этому предшествовала большая и многолетняя работа русских энтузиастов авиаторов по использованию различных летательных аппаратов для нужд флота. По-настоящему этот род сил ВМФ утвердился в мае 1912 года, когда на флотах началось формирование авиационных отрядов. С тех пор происходило постоянное наращивание боевых возможностей морской авиации, и во второй мировой войне она стала главной и решающей силой в вооруженной борьбе на море. Убедительным примером мастерства и героизма наших летчиков является срыв немецкой операции «Ледовый удар» Читайте подробнее .

В настоящее время морская авиация России стала сверхзвуковой, ракетоносной, всепогодной, высокомобильной и высокоманевренной. Она может эффективно бороться с авианосными ударными соединениями вероятного противника и представляет большую опасность для его океанских коммуникаций. В задачи морской авиации входит также нанесение ударов по береговым военным и промышленным объектам противника. Особенно большое значение имеет возможность быстрой переброски ударных группировок морской авиации между флотами нашей страны.

Первый полет

Использование летательных аппаратов в интересах флота началось 2 июля 1894 года, когда впервые в Российском Императорском флоте с балтийского транспорта «Самоед» был поднят привязной аэростат для поисков затонувшей броненосной лодки «Русалка». Уже тогда было отмечено, что аэростат на флоте может принести ощутимую пользу. В 1904 году в списки судов Российского флота был зачислен крейсер «Русь», который предназначался для ведения дальней разведки в море при помощи привязных аэростатов. Однако использовать его не удалось из-за плохого состояния корпуса и механизмов.

Постепенно авиация стала вытеснять традиционное воздухоплавание. Одно из знаменательных событий на этом пути произошло 16 сентября 1910 года, когда лейтенант С.Ф. Дорожинский совершил над Севастополем полёт на самолёте Морского ведомства «Антуанетт-4». Этот полёт и этот самолёт были первыми в истории морской авиации России.


С.Ф. Дорожинский

Затем началось обсуждение и практическая отработка способов использования аэропланов для уничтожения кораблей, ведения воздушной разведки и противодействия аэропланам противника. Особенно большое внимание уделялось поиску способов передачи разведывательной информации с самолетов на корабли, обнаружения с воздуха минных полей, а так же повышения точности бомбометания по морским целям.

Интересно, что в настоящее время ветераны и историки морской авиации предлагают перенести дату ее создания на 6 (19) сентября 1912 года, когда был подписан приказ о формировании авиации Балтийского флота. По их мнению, дата первого воздушного боя не может считаться днем создания морской авиации, поскольку совершенно очевидно, что к этому моменту была уже сформирована организационная структура, поступила и была освоена техника, а также отработаны основные приемы использования самолетов в боевых действиях на море.

Морская авиация перед первой мировой войной

Формирование Морской Авиации заметно активизировалось по мере нарастания угрозы возникновения войны с Германией. Тогда были сформированы первые авиационные подразделения и началась отработка их взаимодействия с кораблями. Одновременно возникла идея создания авианосца. С такой инициативой первым выступил капитан Л.М. Мациевич, который впоследствии стал известным русским летчиком. Уже в ходе первой мировой войны применялись подразделения гидросамолётов, которые базировались на транспорты.

На Балтийском флоте был авиатранспорт «Орлица» (бывший пароход «Императрица Александра»). Это был обычный сухогруз. На его верхней палубе построили два брезентовых ангара, каждый на два гидросамолета. В трюме находился еще один самолет, но в разобранном виде. В нижних помещениях оборудовали мастерские. На корабле было установлено шесть 75-мм орудий и одна 45-мм зенитная пушка. Над люком машинного отделения натянули металлическую сетку для защиты от авиабомб. Бомбы были тогда легкими и сбрасывались вручную.

Отечественные самолеты


Д.П. Григорович

Начиная с 1913 года на вооружение морской авиации стали поступать машины отечественных авиастроителей, в том числе летающие лодки Д.П. Григоровича, который создал более 80 самолетов различных типов. Под его руководством работали С.П. Королев, С.А. Лавочкин, Н.И. Камов, Г.М. Бериев, М.И. Гуревич, ставшие впоследствии известными конструкторами авиационной и ракетной техники. Всего к 1915 году на Балтике было 47, а на Черном море — 30 гидросамолетов. Отряды морских самолетов были на Каспийском море и на Дальнем Востоке.

Особенно удачными были гидросамолеты Д.П. Григоровича М-5, а затем М-9. Сдаточные испытания М-5 проходили летом 1915 г. в Севастополе и показали превосходные летные и мореходные качества машины. В том же году самолет приняли на вооружение. Корпус самолета в виде лодки с реданом имел фанерную обшивку, а крылья и хвостовое оперение – полотняную. Летчик и наблюдатель размещались рядом в кабине перед крыльями. Этот самолет превосходил все однотипные образцы иностранных разработок того времени и по праву считается гордостью отечественной инженерной мысли.

Первая победа


Гидросамолет М-5 морской авиации

Самолеты М-5 использовались на авиатранспорте «Орлица». Их скорость достигала 128 км/час, а потолок до 4,5 тыс. метров. Первые модели этого самолета не имели вооружения, поэтому их использовали только для разведки. При встрече с противником самолеты сближались, и наблюдатель из личного пистолета старался поразить вражеского пилота. В 1916 году на вооружение «Орлицы» поступили самолеты М-9. Они имели пулемет и бомбы на подвесках под крыльями. Летчик пилотировал машину, бортмеханик сидел рядом с ним и сбрасывал бомбы, а стрелок с пулеметом располагался в носовой части самолета.

Летом 1916 года Балтийский флот оказывал артиллерийскую поддержку приморскому флангу войск, оборонявших Ригу. Огонь кораблей был очень эффективным, поэтому немцы нацелили против них береговые батареи и авиацию. Для противодействия им было решено использовать самолеты, базировавшиеся на остров Руно и авиатранспорт «Орлица», который выходил на позицию вместе с кораблями артиллерийской поддержки. Один из воздушных боев произошел 4 (17) июля 1916 года и принес первую боевую победу русским авиаторам.

Вот как рассказывает об этом участник боя стрелок одного из наших самолетов М. Меньшиков. В этот день над эскадрой барражировали все четыре самолета с «Орлицы». В какой-то момент я заметил, что к нашим кораблям подкрадывается четверка кайзеровских самолетов. Мы тут же устремились навстречу немцам. Я ловлю в прицел один из немецких самолетов типа «Гота» и жму на гашетку. Промах! Идем на разворот и снова устремляемся на немцев. В носовой части ближайшего к нам немецкого самолета мелькают вспышки. Противник стреляет по нам. Беру пилота с «Готы» на мушку, и вражеская машина завалилась на крыло, переходя в штопор. Большой всплеск, и сбитый самолет погружается в волны. Еще один «кайзер», распустив шлейф дыма, идет со снижением к воде. Два других самолета удрали. Все четыре наших самолета вернулись на авиаматку. За этот бой я был награжден Георгиевской медалью IV степени.


Авиатранспорт «Орлица»
Фотография времен Первой мировой войны

В 1915 году в состав Черноморского флота вошли авиатранспорты «Александр I» и «Николай I», переоборудованные из судов Российского Общества Пароходства и Торговли (о деятельности этого общества читайте здесь ). Их активно использовали в ходе боевых действий. Например, отряд Черноморского флота, в составе которого был авиатранспорт «Николай I», 15 марта 1915 года подошел к Босфору. Гидросамолеты произвели воздушную разведку и нанесли бомбовые удары по объектам противника. Затем массированный артналет совершили броненосцы и крейсера. Аналогичный удар по турецкому порту Зонгулдак был нанесен 6 февраля 1916 года.

Интересно, что развитие морской авиации происходило в условиях удивительного феномена. Он был характерен для всех морских держав и получил название корабельное мышление. Его суть заключалась в неспособности морских офицеров и, в первую очередь командования флотами, осознать возможности морской авиации и, уж тем более, ее возрастающее значение в борьбе на море. Это проявлялось в непонимании специфики действий авиации, а отсюда и в неадекватных командах на ее применение, а также в отношении флотских командиров к повседневной жизни и нуждам авиаторов.

Главная сила флота

В период Великой Отечественной войны авиация ВМФ стала главной и самой результативной силой флота. Здесь с особой гордостью надо сказать, что первые бомбовые удары по Берлину нанесли летчики 1-го минно-торпедного полка Балтийского флота (смотрите статью Морская авиация бомбит Берлин ). По официально подтвержденным данным морской авиацией уничтожено 407 кораблей и вспомогательных судов противника, что составляет 66 % от общего количества потерь врага от воздействия сил флота. И это при том, что до 1943 года морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах.

Так создавались боевые традиции русской морской авиации. В настоящее время происходит наращивание сил морской авиации, особенно в арктической зоне, создаются новые летательные аппараты, восстанавливаются северные аэродромы, планируется строительство новых вертолетоносцев и тяжелого авианосца «Шторм». Это значит, что авиация ВМФ занимает положенное ей почетное место в боевом строю нашего флота.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • А. Хижко. Гидроавиация: начало пути. Морской сборник № 1 за 1990 год.
  • М. Меньшиков. Эхо далекого выстрела. Морской сборник № 11 за 1990 год.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 год.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете о значении морской авиации. Сейчас высказывается много суждений о целесообразности строительства авианосцев.
Выскажите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика