Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Морские мины – приоритет России

 Эмблема минеров
Эмблема минеров

20 июня — День специалиста минно-торпедной службы. В этой связи можно с гордостью отметить, что Россия первой создала морские мины и, применив их, сразу же добилась стратегических результатов. Нам есть, чем гордиться в этой области. Англичане официально признавали блестящее применение минных заграждений в русском флоте. А известный немецкий подводник Эрнст Хасхаген отмечал, что в начале Первой мировой войны лишь одна мина представляла опасность — мина русская.

Поразительно, но многие наши научные разработки по морским минам так и остались нереализованными, прежде всего из-за того, что намного опережали технические возможности тех лет, а также из-за непонимания и косности чиновничьего аппарата. Поэтому сохранять лидерство в этой области России удавалось не всегда. Однако у нас во все времена были прекрасные специалисты и энтузиасты минного оружия, благодаря которым морские мины активно использовались как в оборонительных, так и в наступательных целях.

Первые шаги в создании морских мин

Прообразом морской мины были брандеры шестовые и плавучие мины, которые успешно применялись в нашем флоте. В 1874 г. мины выделили в самостоятельный вид оружия. В Кронштадте были созданы минные офицерские классы и минная школа для обучения матросов, а на Балтике — отряд минных судов. Всё это позволило не только готовить высококвалифицированные кадры минеров, но и вести научно-исследовательскую работу, которая обеспечила будущие успехи наших минеров.

Сама идея подрыва неприятельских кораблей из-под воды была известна давно, но ее практическая реализация затруднялась из-за отсутствия надежного способа воспламенения порохового заряда под водой. Настоящий прорыв в этой области произошел в 1812 году, когда русский изобретатель П.Л. Шиллинг произвел подрыв заряда на дне Невы при помощи изолированных проводов и небольшого источника тока. Однако военные поначалу не обратили внимания на это изобретение.

Мина Якоби
Мина Якоби

И только в конце 1840-х годов, усилиями талантливого изобретателя генерал-лейтенанта К.А. Шильдера и его соратника профессора Б.С. Якоби был создан боеспособный образец гальваноударной морской мины. Она была похожа на бочонок с торчавшим вверх железным штырем. Стоило тронуть этот штырь, как мина взрывалась. Источник тока находился на берегу и соединялся с миной проводом. Благодаря этому его можно было отключить, и мина становилась безопасной.

Живший в России шведский изобретатель Э. Нобель разработал свой образец морской мины. Оба образца проходили испытания, по результатам которых в 1852 году Военное министерство констатировало, что работы над морскими минами доведены до удовлетворительных результатов. Таким образом, к началу войны 1853-1856 гг. российский флот единственный в мире обладал принципиально новым видом оружия и имел отработанные способы его боевого применения.

Стратегический успех

Мина Нобеля
Мина Нобеля

В период Крымской войны Россия впервые в мире применила морские мины для обороны своего побережья. На подступах к Кронштадту, Ревелю, Усть-Двинску, Свеаборгу, на Дунае, Буге и в Керченском проливе было выставлено 2558 морских якорных мин самых разнообразных конструкций. Из-за слабости нашей промышленности, местные гальванические команды делали мины самостоятельно, как говорится, кто во что горазд, реализуя уже отработанную идею в зависимости от имеющихся возможностей.

Англо-французский флот (18 линейных кораблей и 8 фрегатов) 14 июня 1854 года появился в видимости Кронштадта. Однако союзники быстро обнаружили, что подходы к крепости прикрыты минными заграждениями, а русские корабли стоят под защитой береговых батарей и крепостной артиллерии. Простояв неделю, англичане и французы убедились в своем бессилии, и были вынуждены уйти из Финского залива.

На следующий год англо-французский флот вновь появился близ Кронштадта. Посланный на разведку отряд пароходов 20 июня 1855 года попал на минное поле. Четыре парохода, на одном из которых находилось союзное командование, подорвались на минах. Им удалось избежать гибели только потому, что мины имели слишком малый заряд. В ознаменование этого события 20 июня стало праздником русских минеров.

Убедившись в невозможности взять Кронштадт, союзники направились к Свеаборгу. Из-за минной опасности они вынуждены были ограничиться бомбардировкой крепости с большой дистанции, не причинив ей существенного вреда. Таким образом, обе кампании англо-французского флота на Балтике закончились провалом, и важнейшую роль в этом сыграло минное оружие.

Продолжение работ и новые достижения

Минный транспорт Енисей
Минный транспорт «Енисей»
Открытка 1910 г.

Война показала эффективность морских мин и дала старт международному соперничеству в их развитии. В России были отработаны как наступательный, так и оборонительный способы использования мин. В 1882 году лейтенант Н. Н. Азаров разработал способ автоматической постановки мин на заданную глубину. Затем перешли к использованию сферического корпуса, что позволило увеличить массу и мощность заряда. И к середине 80-х годов мина достигла той степени совершенства, которая позволяла говорить о ней как о новом виде морского оружия.

В связи с этим со всей остротой встал вопрос о создании специального корабля для постановки минных заграждений во вражеских водах. Тогда по идее лейтенанта В.А. Степанова стали строить крупные минные заградители. В ходе русско-японской войны было выставлено более 4 тысяч мин, что сильно стеснило деятельность японского флота. От подрыва на минах погибло 13 японских кораблей, в том числе два броненосца. Кстати, В.А. Степанов во время этой войны был командиром минного транспорта «Енисей» и погиб вместе с ним во время минной постановки.

Мины в период Первой мировой

Значительного успеха в разработке минного оружия наши специалисты добились перед Первой мировой войной. В 1915 г. вступил в строй первый в мире подводный минный заградитель «Краб». В этом же году была принята на вооружение первая в мире противолодочная мина. Она была чрезвычайно опасна как для надводных кораблей, так и для подводных лодок, и в то же время значительно затрудняла траление. В 1817 году русские минеры оказали помощь Англии в создании «великого северного заграждения», предназначенного для борьбы с немецкими подводными лодками.

Во время Первой мировой войны главным опорным пунктом в защите Петрограда стала минно-артиллерийская позиция, перегородившая Финский залив западнее города Хельсинки. На минных заграждениях, выставленных русскими в Первую мировую войну (более 50 тысячи мин), германский и турецкий флоты потеряли около 60 кораблей различных классов, в том числе 3 крейсера. Германское командование было вынуждено отказаться от наступательных действий флота в восточной части Балтийского моря.

Великая Отечественная война и современный прогресс минного оружия

Минный заградитель Марти
Минный заградитель «Марти» ставит мины
С картины Г.В. Горшкова

С первых же дней Великой Отечественной войны стало ясно, что главную угрозу корабельному составу на всех действующих флотах представляют мины. Чтобы получить представление о серьезности минной опасности на Черном море, посмотрите статью «Н.С. Зиновьев – участник Великой Отечественной войны на Черном море». Положение осложнялось тем, что советский флот во время войны был обеспечен тральщиками всего на 11,4 % от требуемой численности. Особенно сложной была борьба с донными магнитными и акустическими минами, которые немцы применяли буквально с первых дней войны.

Интересно, что донные магнитные мины англичане применяли у нас на Северной Двине еще в 1918 году во время боевых действий речной флотилии интервентов и белогвардейцев против судов красных. Подробнее об этом читайте здесь. Однако тогда у нас этому не уделили должного внимания, и вот донные магнитные мины вновь заявили о себе в начале Великой Отечественной войны.

Потребовались героические усилия наших ученых, инженеров и моряков, чтобы быстро наладить размагничивание кораблей. Но это было далеко не полное решение проблемы. Минная война со всеми ее сложностями и трагическими потерями продолжалась после мая 1945 года еще целых два десятилетия. Даже через десять лет после войны в октябре 1955 года на рейде Севастополя на одной из немецких магнитных мин подорвался и погиб линкор «Новороссийск». О наших потерях от минного оружия читайте в статье о борьбе с минами на Черном море.

В послевоенные годы производство минного и противоминного оружия начало стремительно развиваться и порой по принципиально новым направлениям. На вооружении флотов появились мины-торпеды, торпеды-мины, бомбы-мины, основанные на новых принципах действия, начиненные электроникой, обладающие высокой степенью устойчивости к тралению. Применение мин в локальных войнах периода холодной войны показало их возрастающую роль в борьбе на море.

В настоящее время в средствах массовой информации довольно много материалов о разработках противокорабельных ракет, беспилотных ударных средств, новых артиллерийских систем, но практически полностью отсутствует информация о разработках минного оружия. Это может означать только одно — работы по совершенствованию минного оружия ведутся в условиях полной секретности. Значит и нашим сегодняшним юбилярам — специалистам минно-торпедной службы, необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство и быть готовым к появлению у противника любых «сюрпризов» на основе уже известных морских мин и торпед.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Иолтуховский В.М. Минная война на Балтике, 1941 год.
  • Литвиненко Е.Я., Сидоренков В.В. Первое боевое применение минного оружия русскими военными моряками в XIX веке. Военно-исторический журнал № 3 2006 г.
  • Кикнадзе В.Г. Героическая оборона балтийскими военными моряками Свеаборгской крепости. Военно-исторический журнал № 8 за 2006 год.

В настоящее время быстрыми темпами развиваются все виды ракетного оружия, а так же средства нападения из воздушного и космического пространства. В этой связи, как Вы, уважаемый читатель, думаете, не утратило ли минное оружие свое значение в ведении войны на море, и сохраняет ли Россия свои лидирующие позиции в его разработке.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Lev :

    Огромное спасибо от БЧ-3 за интересный материал! Да, действительно многие прекрасные разработки оказались невостребованными из-за идиотов во власти в 90-х годах.

    16.06.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика