Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Провал операции «Ледовый удар» — по кораблям Балтийского флота

Линкор Октябрьская революция
ЛК «Октябрьская революция»

4 апреля 1942 года — отражен первый массированный налет самолетов германских ВВС по плану операции "Ледовый удар" (Айсштосс). Он был направлен на корабли Балтийского флота, уничтожение которого предусматривалось еще в плане «Барбаросса», определявшем важнейшие цели Германии в войне против СССР. Решение этой задачи предполагалось путем быстрого захвата с суши основных баз флота, авиационных ударов по кораблям в море и минных постановок в Финском заливе. Однако тяжелый и во многом трагический прорыв наших кораблей из осажденного Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года показал, что уничтожить Балтийский флот гитлеровцам не удалось.

Его корабли огнем своей артиллерии наносили огромный урон осаждавшим город немецким частям. Перед летним штурмом Ленинграда они провели операцию «Ледовый удар» (Айсштосс), сочетавшую массированные налеты на наши корабли бомбардировочной авиации с одновременными сосредоточенными ударами крупнокалиберной артиллерии. Сейчас кажется невероятным, что неподвижные, скованные толстым невским льдом линкоры, крейсера и эсминцы смогли отразить этот удар. При этом врагу были нанесены ощутимые потери.

Флот в обороне Ленинграда

Приход кораблей с гарнизоном и имуществом главной военно-морской базы — Таллина значительно усилил оборону Ленинграда. Подробнее об этом читайте в статье «Таллинский прорыв – сохранил силы флота и усилил оборону Ленинграда». Особенно ощутимой была роль артиллерии и морской пехоты флота в отражении ожесточенного сентябрьского штурма города. После неудавшегося штурма фашисты начали систематический обстрел города из крупнокалиберной осадной артиллерии. Некоторые их батареи стояли всего в 6 километрах от Кировского завода и в 14 километрах от Дворцовой площади. Флотские артиллеристы сразу же включились в контрбатарейную борьбу. Дальнобойные орудия кораблей обладали высокой точностью, а их снаряды — огромной разрушительной силой. Однако на начальном этапе эта борьба была недостаточно эффективной.

Сказывалось отсутствие опыта, малое количество корректировочных постов, плохая организация взаимодействия наблюдательных пунктов, штабов и корабельных артиллеристов. Все эти недостатки устранялись и уже в начале 1942 года флотские артиллеристы открывали ответный огонь всего через одну минуту после первой вспышки орудий противника. Причем ответный удар наносился и по батареям, и по другим важным объектам — складам, штабам, узлам связи, скоплениям войск. Противник нес большие потери, вынужден был часто менять позиции, что для тяжелых орудий требовало много времени и сил. В результате, активность фашистской артиллерии значительно снизилась.

Крейсер Киров в блокадном Ленинграде
Фото «Крейсер Киров в блокадном Ленинграде»

Готовясь к новому штурму города летом 1942 года, гитлеровцы решили заранее провести операцию "Ледовый удар", чтобы уничтожить крупные корабли и исключить сокрушительные удары флотской артиллерии по наступающим колоннам своих войск. Прежде всего, они хотели прервать связь между Кронштадтом и Ленинградом. С этой целью в конце зимы 1941/1942 годов началось минирование Невской губы. Специальные команды немецких минеров ночью по льду подвозили в районы будущих фарватеров магнитные мины и опускали их на дно через проруби во льду. Командование флотом организовало морские дозоры на спортивных буерах, а на наиболее опасных направлениях действовали лыжные отряды. Они отслеживали лыжные трассы противника, разыскивали проруби и уничтожали мины, а зачастую вступали в бой с вражеской разведкой и засадами противника.

"Ледовый удар" — подготовка

В средине февраля 1942 года Гитлер специальной директивой в очередной раз потребовал уничтожить основные корабли Балтийского флота. Для исполнения этого требования была разработана операция «Ледовый удар». Она предусматривала сосредоточенный удар по кораблям тяжелой артиллерией 18-й армии и одновременно с этим массированный налет авиации 1-го воздушного флота. Операцию предполагалось провести ранней весной пока корабли стоят, скованные толстым невским льдом, и не могут не только маневрировать, но и сменить место стоянки. Однако сразу и полностью выполнить эту операцию не удалось. В это время шли тяжелые бои на подступах к Ленинграду, в связи с чем вся фашистская авиация была задействована на оказание поддержки своим сухопутным войскам.

Зато вражеская артиллерия сразу приступила к исполнению операции "Ледовый удар", усилив удары по кораблям и другим объектам флота. Мощный огневой налет на Балтийский завод и линкор «Октябрьская революция» провели 23 марта. В корабль попало два 152-мм снаряда, но серьезных повреждений они не причинили. Следующий артиллерийский удар по кораблям был 26 марта. А на рассвете 29 марта интенсивному обстрелу подвергся Морской научно-испытательный полигон, в результате чего на расположенной рядом железнодорожной станции Ржевка взорвались несколько вагонов с боеприпасами. Однако эти обстрелы не обеспечивали достижения главной цели — уничтожения кораблей.

В связи с этим 24 марта 1942 года из Берлина поступил приказ провести операцию как можно скорее с участием всех сил воздушного флота, прекратив действия на других направлениях. В первую очередь необходимо было нанести удары по линкору «Октябрьская революция», затем по двум крейсерам и минному заградителю «Марти». В перечень целей входили также эсминцы и подводные лодки. С 26 марта самолеты 1-го воздушного флота начали тренироваться в бомбометании по кораблям. Для этого на льду одного из озер были сделаны контуры советских кораблей в натуральную величину и в том порядке, как они стояли в Неве. За несколько дней до начала операции "Ледовый удар" осадная артиллерия немцев усиленно обстреливала позиции зенитных батарей в районах стоянки кораблей.

Удар по кораблям

Фото линкора Марат
Фото линкора «Марат»

Все подготовительные мероприятия были завершены в первых числах апреля. Операция "Ледовый удар" началась 4 апреля с мощного артиллерийского налета на корабли. Затем в воздух поднялся 191 самолет противника. Из них 33 бомбардировщика и 62 пикирующих бомбардировщика действовали против кораблей, 33 бомбардировщика наносили удар по зенитным батареям. С воздуха их прикрывало более 60 истребителей. Такие же массированные налеты немецкая авиация применяла и против северных конвоев в Арктике, подробности читайте здесь. Несмотря на такой мощный удар, наши средства ПВО действовали очень активно, в воздух была поднята вся истребительная авиация. В ходе налета было сбито 18 самолетов врага. К кораблям удалось прорваться лишь одиночным самолетам, а остальные сбрасывали бомбы на жилые кварталы города.

До конца апреля было сделано еще пять крупных массированных налетов. Однако большие потери истощили силы авиации, в связи с чем 25 апреля в налете участвовало 55 самолетов, в 27 апреля всего 24. В целом операция «Ледовый удар» не достигла своей цели. Фашистам не удалось не только уничтожить, но и вывести из строя ни одного корабля. В линкор «Октябрьская революция», крейсер «Максим Горький» и эсминцы не было ни одного попадания.

Сравнительно легкие повреждения получил крейсер «Киров», стоявший на огневой позиции у 19 линии Васильевского острова. В суровую зиму 1941/42 г. он вел прицельный огонь из орудий главного калибра по вражеским войскам, часто вступал в контрбатарейную дуэль с немецкой артиллерией, отбивал атаки врага с воздуха. Первые повреждения крейсера были вызваны близкими разрывами нескольких бомб 4 апреля, а 24 апреля две 100 килограммовые бомбы попали в его кормовую часть. Была разрушена находившаяся там надстройка, разбита задняя дымовая труба и повреждена грот-мачта, снесло за борт несколько зенитных орудий. Героическими усилиями экипажу удалось потушить возникшие пожары, а ночью крейсер был переведен к противоположному берегу Невы. На его место поставили учебный корабль «Свирь», не представлявший боевой ценности. На следующее утро фашистские юнкерсы, продолжавшие операцию "Ледовый удар", потопили этот корабль. Это еще раз доказывает, что смена места стоянки и маскировка в значительной мере обеспечивают живучесть корабля. К сожалению этим пренебрегли на Черноморском флоте, в результате чего погиб крейсер «Червона Украина».

Крейсер Максим Горький
Крейсер «Максим Горький» обстреливает позиции врага под Ленинградом»
С картины Я.Д. Ромаса

Рабочие ленинградских заводов и экипаж немедленно развернули восстановительные работы. Несмотря на это, корабль в любой момент был готов открыть огонь. Всего за два месяца крейсер был полностью восстановлен. Небольшие повреждения остальных кораблей были устранены даже без помощи заводских рабочих. Зато немцы в ходе операции "Ледовый удар" потеряли до 90 самолетов. Это заставило противника вообще прекратить налеты на корабли. С мая 1942 года основные усилия гитлеровцев были направлены на минирование кронштадтских рейдов и восточной части Финского залива, чтобы не допустить выхода наших подводных лодок в Балтийское море.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. Москва. 1985 г.
  • История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 год. Москва. 1961 г.
  • Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941-1944 г. Москва. 1973 г.
  • Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Балтийский флот в героической обороне Ленинграда. Ленинград. 1976 г.
  • Кузнецов Н.Г. «Курсом к победе». Москва. 2003 г.

А что Вы думаете об этой беспримерной по своему мужеству и стойкости борьбе балтийских моряков, достойно отразивших "Ледовый удар" противника?
Поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Shibu :

    Thank God! Soomene with brains speaks!

    21.04.2012

  2. i.grafova :

    У немцев не было калибра 152мм. Если только не трофейные. А, вообще, удивительно, что немцы достигли таких мизерных результатов, учитывая их подготовку и совершенно недостаточное, откровенно слабое зенитное вооружение наших кораблей. Да и его качество. Хорошо бы знать, какие части люфтваффе были задействованы. Потому как что на Черном море, что на Средиземном, немцы действовали не в пример удачнее. Но там был 8й авиакорпус, вроде как. Лень по справочникам лазить

    06.07.2012

  3. Владимир Додонов :

    В это время на Балтике действовал 1-й воздушный флот Германии. Летчики там были очень опытные и высококлассные. Об этом говорят результаты их действий во время прорыва флота из Таллина, результативность бомбардировок Кронштадта, когда были практически уничтожены линкор «Марат», недостроенный крейсер «Таллин», крейсер «Аврора» и ряд других побед. Результат этой операции действительно выглядит очень бледно, причины этого, на мой взгляд, надо искать в эффективных действиях нашего командования. Корабли были хорошо рассредоточены в Неве, недостатки корабельной ПВО были компенсированы береговыми зенитными батареями и эффективным использованием истребителей.
    Какой флот действовал на Черном море, я сейчас не помню, и найти не могу, т.к. нахожусь на даче. Но особого мастерства я там не вижу. Сначала потопили эсминец «Фрунзе». Это, видимо, их реальная победа. Гибель крейсера «Червона Украина» — результат скорее грубых недоработок и ошибок командования флотом и командира корабля. Потопление лидера и двух эсминцев произошло тоже в результате грубейших ошибок командира отряда Негоды и, в определенной мере, командования флотом. Потопление транспортов и госпитальных судов – для этого особого мастерства не требуется.

    02.08.2012

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика