Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Оборона острова Сухо

Остров Сухо
Остров Сухо

22 октября 1942 года — разгром немецкого десанта на остров Сухо (Дорога жизни). К этому времени Ленинград уже находился в кольце блокады. Свободным оставался лишь путь по Ладожскому озеру — знаменитая Дорога жизни. По ней зимой на грузовиках, а весной, летом и осенью на судах везли в Ленинград продовольствие, вооружение и боеприпасы. По ней эвакуировали раненых, население и исторические ценности. С ней были связаны походы наших подводных лодок, тральщиков, торпедных и сторожевых катеров. От устойчивости этой коммуникации зависела обороноспособность фронта, флота и города.

Интересно, что это была уже третья попытка немцев захватить остров. Во время первых двух из-за штормов и туманов они не смогли даже подойти к нему. Для овладения этим крохотным кусочком суши немцы разработали целую операцию под кодовым названием «Бразиль». В ней были задействованы почти все имевшиеся в наличии плавсредства, большие людские резервы и авиация. Захват острова позволил бы противнику контролировать этот важный район, и каждый наш корабль, шедший в Новую Ладогу или в Ленинград, подвергался бы воздействию фашистов.

Остров Сухо в битве за Ленинград

Сухо — искусственный остров в виде подковы размером — 90 на 60 м. Расположен в 37 км к северу от порта Новая Ладога, где во время войны находилась главная база Ладожской флотилии. Его насыпали в начале XVIII века по приказу Петра I. В 1891 году для обеспечения судоходства по озеру и входа в реку Волхов здесь возвели высокое каменное здание маяка. Во время Великой Отечественной войны этот островок стал важным опорным пунктом, с которого можно было держать под контролем значительный район южной части Ладожского озера, подходы к Волховской губе и порту Новая Ладога.

Для защиты ладожской трассы Балтика послала свои корабли, из которых была сформирована Ладожская военная флотилия. Командовал ею капитан 1 ранга В.С. Чероков, человек с большим боевым опытом. С воздуха трассу прикрывала истребительная и штурмовая авиация флота, а также Ленинградского и Волховского фронтов. Над Ладогой постоянно происходили воздушные бои, которые во время движения конвоев принимали особенно ожесточенный характер.

Ладожская военная флотилия на страже Дороги жизни

Трассы Дороги жизни
Трассы Дороги жизни

Вплоть до весны 1942 года главным противником Ладожской флотилии была вражеская авиация. Затем сначала финны, а потом и немцы перебросили на озеро несколько катеров и минных заградителей, создав свою флотилию с базой в городе Лахденпохья. Наконец в июне 1942 года сюда были доставлены четыре итальянских торпедных катера и 15 немецких десантных барж типа «Зибель». Вооружение тяжелых барж состояло из трех 88-мм орудий и двух 20-мм автоматов, легких — из одной 37-мм пушки и двух 20-мм автоматов.

Участившееся появление вражеских катеров в районе маяка Сухо заставило усилить оборону острова. Еще с декабря 1941 года здесь постоянно находились в дозоре 2–3 корабля. При организации корабельных дозоров были учтены уроки первых месяцев войны (читайте статью о подвиге сторожевого корабля «Туман»), поэтому корабли держали постоянную радиосвязь со штабом флотилии и с гарнизоном острова. На острове оборудовали наблюдательный пост, радиостанцию, в сентябре 1942 года установили 3-х орудийную батарею 100-мм пушек и несколько пулеметов. Батарея обеспечивала противодесантную оборону и защищала конвои на «большой трассе» от ударов кораблей противника. Планировалось дальнейшее усиление обороны, однако сделать это не успели.

Операция «Бразиль»

В конце августа 1942 года Гитлер поручил отрезать Ленинград от Ладоги. Наступление назначили на 14 сентября, однако оно было сорвано упреждающим наступлением Ленинградского и Волховского фронтов. Гитлер был взбешен провалом этой операции и потребовал перерезать Дорогу жизни. Командование группы армий «Север» разработало операцию «Бразиль». Ее ключевым моментом был захват острова Сухо, находившегося на пути следования наших кораблей с грузами между портами Новая Ладога и Осиновец, по так называемой «большой трассе», связывавшей блокированный Ленинград с Большой землей.

В рамках операции «Бразиль» противник рассчитывал артиллерийским огнем и внезапной высадкой десанта быстро подавить сопротивление гарнизона острова и превратить его в свой сильный форпост в южной части Ладоги. Это позволило бы ему полностью контролировать всю деятельность Ладожской флотилии и нарушить транспортные коммуникации в районе Волховской губы, особенно по «большой трассе» из Новой Ладоги в осажденный Ленинград. Именно поэтому противник бросил на остров такие большие силы и так отчаянно, не считаясь с потерями, пытался добиться успеха. С такой же ожесточенностью и упорством гитлеровцы действовали и на юге против нашей Азовской флотилии. Подробности читайте здесь.

Первые выстрелы

Занималось хмурое осеннее утро 22 октября. Низкие тучи стлались над темными просторами ладожских вод, серая пелена утреннего тумана и мелкий дождь со снегом. В 7 часов 10 минут сигнальщики заметили на горизонте суда, быстро приближавшиеся к острову. Вскоре можно было различить быстроходные катера и десантные баржи всего тридцать вымпелов. На острове сыграли боевую тревогу. Суда стали охватывать остров полукольцом и открыли интенсивный артиллерийско-пулеметный огонь, в результате которого была сбита антенна радиостанции, и гарнизон острова остался без связи.

Схема боя за остров Сухо
Схема боя за остров Сухо

В это время из-за мыса появился находившийся в дозоре у острова тральщик «ТЩ-100». Он сообщил о нападении врага в штаб Ладожской флотилии и с близкой дистанции стал расстреливать катера противника. В 07.17 открыла огонь батарея острова. В самом начале боя были подбиты 3 десантные баржи, уничтожен десантный катер и повреждено 2 десантных судна. Тяжело приходилось и защитникам острова. Были разрушены командный пункт и дальномерный пост, появились погибшие и раненые. Несколько ранений получил и командир батареи старший лейтенант И.К. Гусев.

Решающая фаза боя

Суда противника подошли так близко, что артиллеристы вели огонь прямой наводкой. И вдруг картина боя изменилась. Немцы решили расправиться с беспокоившим их тральщиком и перенесли весь огонь на него. Беспрерывно маневрируя, тральщик какое-то время уходил от прямых попаданий. На помощь подоспел «морской охотник», патрулировавший в это утро на Ладоге. Командир МО-171, маневрируя под огнём девяти вражеских судов, прикрыл тральщик дымзавесой и открыл огонь по вражеским кораблям и самолетам.

Несколько «Юнкерсов» пикировали на остров, забрасывая его бомбами. В восемь часов утра под прикрытием артиллерийского огня и авиации к острову направились быстроходные суда с десантом. Защитники острова встретили их пулеметным огнем, но противнику удалось высадить на остров 50–70 человек. Наступил критический момент. Именно о нем Гусев позднее писал в донесении: «Идет сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолёты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Побили много фашистов…». Однако немцам удалось закрепиться на острове.

Окруженные врагами, израненные, уставшие от невероятного напряжения боя, защитники героически отстаивали свой рубеж. Они знали, что это бой за Ленинград, за его водную дорогу, питающую город всем необходимым, и верили, что помощь придет. В девять часов утра наши самолеты нанесли первый бомбово-штурмовой удар по судам противника. С юга к месту боя уже подходили корабли Ладожской флотилии. Вновь загремела артиллерийская канонада. Начался разгром вражеской флотилии. В это время горсточка защитников Сухо бросилась в атаку на растерявшихся немцев. Смелый натиск увенчался полным успехом.

Бой у острова Сухо
Бой у острова Сухо
С картины художника И.И. Родинова

В панике, бросая оружие и раненых, немцы беспорядочной толпой побежали к лодкам. Большинство их было перебито и утонуло в Ладоге, и лишь немногим удалось достичь своих судов. В 9 часов 20 минут на острове не оставалось ни одного захватчика, а его флотилия стала полным ходом уходить на северо-запад. Наши корабли и авиация до 16 часов преследовали и атаковали противника. Из тридцати вражеских судов 16 были уничтожены, а остальные имели серьезные повреждения. Комендант острова старший лейтенант И.К. Гусев был награжден орденом Ленина. Были награждены и все остальные участники этого боя.

Значение этой победы

Немцы хорошо усвоили этот урок и больше ни разу не пытались сунуться к этому крохотному островку, ставшему одним из несокрушимых бастионов Ленинградской обороны. Разгром фашистского десанта стал кульминационным моментом продолжавшейся все лето ожесточенной борьбы за Дорогу жизни. Массированные бомбежки ладожских портов, частые налеты на караваны, наконец, неожиданный удар по Сухо — все это не принесло противнику желаемого результата. Наша флотилия полностью господствовала в водах Ладоги и обеспечила бесперебойное движение грузов по Дороге жизни. В этой связи посмотрите еще статью о другой, тоже проваленной, операции «Tanne Ost» («Восточная ель») Разгром десанта на Гогланд.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Трибуц В.Ф. «Балтийцы сражаются». Москва. 1985 г.
  • Сборник. В небе летчики Балтики. Таллин. 1974 г.
  • Михайловский Н.Г. Адмирал Трибуц. Москва. 1982 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете по поводу этой победы.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!


Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Александр :

    Интересный эпизод Великой войны из которых и сложилась в итоге Великая победа!

    22.10.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика