Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подвиг «Пантеры» – первая победа советских подводников

ПЛ Пантера
ПЛ Пантера

31 августа 1919 года — подвиг подводной лодки «Пантера», потопившей новейший английский эсминец «Витториа». Это произошло в разгар наступления на Петроград Северо-Западной армии генерала Юденича. Белогвардейцев активно поддерживала английская эскадра адмирала Коуэна, в составе которой были крейсера, эсминцы, подводные лодки, авиатранспорт и много других судов.

Знаменательно, что победа «Пантеры», еще раз наглядно показавшая активность и решительность действий Балтийского флота, заставила англичан значительно снизить свою боевую активность, а к концу 1919 года английская эскадра и вовсе прекратила боевые действия и покинула наши воды. Она не решила ни одной из поставленных ей задач, а потеряла в Финском заливе легкий крейсер, два эсминца, подводную лодку и ряд других судов, еще 11 ее кораблей получили серьезные повреждения.

Атака «Пантеры»

Лето 1919 года для Советской власти было очень тревожным. Представители белого движения и иностранной интервенции смогли объединиться для нанесения решающего удара по нашей стране. Главная роль отводилась армии Колчака. Войска Юденича были полны решимости взять Петроград. Интервенты и белофинны продвигались на Петрозаводск. Наши вооруженные силы приступили к активным действиям по ликвидации этой угрозы. О разгроме армии белофиннов читайте в статье о десанте в Видлицу .

Одновременно с наступлением Юденича значительно усилила свою боевую активность английская эскадра. Уже 17 июня англичанами был потоплен крейсер «Олег», с 22 июня английская авиация начала регулярные налеты на Кронштадт, а в ночь на 18 августа 7 английских торпедных катеров при поддержке авиации совершили набег на Кронштадтский рейд. Затем английские корабли приступили к обстрелам позиций Красной армии в районе Копорского залива. В этих условиях задача балтийцев состояла в том, чтобы не допустить флот интервентов к Петрограду и оказать всемерную помощь войскам Красной Армии.

Командование Балтийским флотом решило использовать против англичан подводные лодки, одной из которых была «Пантера». В 6 часов утра 31 августа 1919 года она вышла из Кронштадта в район Копорской губы. Командовал лодкой бывший лейтенант российского флота, в годы первой мировой войны служивший старшим офицером на подводной лодке «Волк», А.Н. Бахтин. Штурман этой подлодки, будущий академик и адмирал А.И. Берг, с августа 1919 года был назначен командиром подводной лодки «Рысь», поэтому в этот поход лодка вышла с новым штурманом — Красновым А.И.

Подводная лодка Пантера
Подводная лодка «Пантера»
С картины художника В.М. Иванова

Находясь на позиции, при очередном поднятии перископа, около 19 часов, Бахтин увидел, два английских эсминца стаявших на якоре недалеко от острова Сескар. Командир решил атаковать. Для этого необходимо было изменить установку глубины хода торпед. Они были подготовлены для стрельбы по крейсерам и прошли бы под корпусом эсминца, не причинив ему никакого вреда. Пришлось лечь на грунт, вытащить торпеды внутрь подводной лодки и изменить установку глубины их хода. На это ушло около часа. Еще около часа лодка маневрировала, чтобы незаметно занять наиболее удобную позицию для торпедного залпа. В 21 час 16 минут, выйдя со стороны заходящего солнца, «Пантера» с расстояния 4 — 5 кабельтовых выпустила две торпеды. Вторая попала в цель. Эсминец сильно накренился, окутался облаком дыма и пара, а затем быстро ушел под воду. Это был новейший, постройки 1917 года, английский эсминец «Витториа».

Потопление ПЛ Пантера английского эсминца Виттория
Потопление ПЛ «Пантера» английского эсминца «Виттория»
С картины Н.Е. Бубликова и Г.В. Горшкова

Преследование

После выстрела лодку сильно подбросило вверх. На короткое время над водой показалась ее рубка и носовая часть. Второй английский эсминец осветил место погружения «Пантеры» прожектором и открыл стрельбу ныряющими снарядами. Вскоре прилетели гидросамолеты, подошли еще миноносцы и катера. Девять кораблей, освещая море прожекторами, искали подводную лодку. Но Бахтин сумел оторваться от преследования. В 4 часа утра лодка всплыла для проветривания отсеков и зарядки аккумуляторной батареи. Уже через несколько минут после всплытия ее осветили прожектором, и погоня возобновилась. «Пантере» вновь удалось уйти от преследователей, но дышать в лодке становилось все труднее.

С наступлением рассвета командир приказал поднять перископ, необходимо было определить свое место, чтобы войти в проход минного поля на подступах к Кронштадту. Едва успели определиться, как за кормой показался перископ. Вражеская подводная лодка караулила здесь возвращающиеся из похода русские корабли. Пришлось снова погрузиться и вслепую идти через минное поле. Только в 11 часов, пройдя траверз Толбухина маяка, «Пантера» смогла всплыть в надводное положение. Ей пришлось 30 часов идти под водой без регенерации воздуха, что, по тем временам, явилось рекордом продолжительности подводного плавания. Преодолев все трудности, 1 сентября лодка благополучно вернулась в базу.

Успешная атака «Пантеры» стала первой победой советских подводников. Командование объявило экипажу благодарность, и каждый участник похода получил по новенькой кожаной куртке, какие носили комиссары, — считалось, самые отважные и достойные. Кроме того, 18 человек из экипажа лодки Реввоенсовет Балтийского флота наградил именными часами. Командир «Пантеры» А.Н. Бахтин был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Александр Николаевич Бахтин

А.Н. Бахтин
А.Н. Бахтин

«А.Н. Бахтин был выдающимся моряком, убежденным и талантливым подводником, очень умным и образованным человеком высоких качеств. Он много читал, отлично знал историю флота, морскую технику, был хорошим организатором. Команда любила его за честность и прямоту, правдивость и смелость. Он всегда был совершенно спокоен и внушал к себе доверие подчиненных. Это был один из наиболее преданных и образованных советских офицеров того времени». Так писал о А.Н. Бахтине его бывший подчиненный, академик и адмирал Аксель Иванович Берг.

После этого знаменитого похода Бахтин продолжал службу на флоте, стал командиром дивизиона подводных лодок, сначала на Балтике, а затем на Черном море. Одновременно он вел активную преподавательскую деятельность, готовя новых командиров для подводного флота страны. За безукоризненную службу в послереволюционные годы он первым на флоте получил звание «Героя Труда Балтийского флота». В 1926 году Бахтин окончания Военно-Морскую Академию и получил назначение на Черноморский флот.

А.Н. Бахтин
А.Н. Бахтин

В августе 1926 года в Севастополе Бахтин был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и шпионаже. Его приговорили к заключению на пять лет. Семь месяцев Бахтин провел в Соловецком лагере особого назначения. В декабре 1927 г. дело было пересмотрено, и лагерь заменили ссылкой в Тобольской губернии. Там Бахтин провел почти полтора года. В мае 1929 года его освободили досрочно. Освободили, но не оправдали, не сняли факт судимости. Тяжелая моральная обстановка и репрессии подорвали его здоровье. Он заболел туберкулезом и 15 июня 1931 г. скончался. В сентябре 1956 года Бахтин был полностью реабилитирован. Славное имя героя-подводника заняло достойное место в истории советского Военно-морского флота.

Подводная лодка «Пантера»

Подводная лодка «Пантера» прошла поистине героический боевой путь. Она была построена в 1916 году на судостроительном заводе «Ноблесснер» в Ревеле и стала единственной в мире подводной лодкой, участвовавшей в трех войнах: первой мировой, гражданской и Великой Отечественной. В 1916-1917 годах «Пантера» совершила несколько боевых походов на коммуникации противника. После Октябрьской революции участвовала в легендарном Ледовом походе Балтийского флота, а затем в боях против белофиннов на Ладожском озере. О становлении российского подплава читайте в статье «Подводная лодка «Дельфин» — трудная судьба первенца» .

В марте 1919 года «Пантера» была включена в состав Действующего отряда (ДОТ) БФ, который защищал морские подступы к Петрограду. Летом 1919 года она совершила два боевых похода в район Копорской губы. Второй поход завершился потоплением английского эсминца «Витториа», после чего имя «Пантеры» стало известно всему миру.

После гражданской войны лодка использовалась для подготовки кадров подводников. В декабре 1922 года «Пантера» получила новое название — «Комиссар», однако моряки продолжали называть ее прежним именем. В 30-е годы было решено в экспериментальном порядке модернизировать «Пантеру». На лодке смонтировали две прочных и одну легкую переборки, установили более мощные дизеля и современную аккумуляторную батарею. В результате этого значительно повысилась живучесть лодки, улучшилась ее мореходность и возросла скорость хода.

В годы Великой Отечественной войны «Пантера» совершила боевой разведывательный поход, а 23 июля 1941 года во время налета немецкой авиации на Кронштадт сбила артиллерийским огнем немецкий бомбардировщик. Затем ветеран использовался как зарядовая станция. Почти 39 нелегких лет находилась «Пантера» в боевом составе Балтийского флота. В 1955 году она была списана и разрезана на металл, хотя по праву могла стать мемориалом памяти первых российских подводников и музеем достижений кораблестроения периода первой мировой войны.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Интервью рулевого ПЛ «Пантера» петроградской газете «Красная газета» от 16.05.1920 г.
  • Флот в первой мировой войне. Том 1. Москва. 1964 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.
  • Аксель Иванович Берг. Издание РАН. 1965 г.
  • Бахтин А.Н. На «Пантере». Сборник Военные моряки на фронтах гражданской войны. Москва. 1939 г.
  • Чернавин Л., Шевченко Л. Мне повезло с назначением. «Морской сборник» № 12 2005 г.

История «Пантеры» и в целом российского подплава представляет большой интерес, она часто всплывает в статьях, дискуссиях и беседах. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Ольга :

    Спасибо вам огромное за великолепный исторический материал. Очень мне хотелось бы разместить его у себя в блоге, конечно же ссылкой на ваше авторство! Если это возможно напишите мне пожалуйста! Заранее благодарю. У уважением Ольга

    15.08.2012

  2. i.grafova :

    Утопить эсминец, стоящий на якоре, конечно, подвиг эпический. Куда там Прину или Веддигену. Но — подвигом является, скорее, то как наша ПЛ ушла.

    25.02.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика