Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подводная лодка «Дельфин» — трудная судьба первенца

Знак подводника
Знак подводника

6 июня 1904 года — ввод в строй первой русской боевой подводной лодки «Дельфин». К этому времени она прошла ходовые испытания, были устранены выявленные недостатки и произведены первые серьезные доработки проекта. Имя «Дельфин» ей было присвоено 31 мая 1904 года, а 6 июня она как учебный корабль вошла в состав Балтийского флота.

Несмотря на неизбежные для первенца недостатки, служившие на ней моряки с энтузиазмом и самоотверженностью отрабатывали правила и приемы повседневной эксплуатации и боевого применения подводных лодок. О том, насколько трудно и опасно это было говорит история этого корабля, который перенес несколько аварий, дважды тонул, но каждый раз его снова вводили в строй. Примерно такой же период постоянного напряжения, связанного с авариями и борьбой за живучесть, прошли 50 лет спустя советские подводники при создании атомного, ракетно-ядерного подводного флота страны. Смотрите статью о подводной кругосветке наших АПЛ.

Постройка

Лодку построили на Балтийском заводе в Петербурге по отечественному проекту, вобравшему в себя все лучшее из мирового опыта подводного кораблестроения. Она прослужила 15 лет на Балтике, Тихом и Северном Ледовитом океанах. Во время Русско-Японской войны принимала участие в боевом патрулировании на подступах к Владивостоку. На «Дельфине» прошло подготовку первое поколение российских подводников. Постройка и эксплуатация этой подводной лодки дали богатый материал для создания последующих серий подводных кораблей «русского» типа.

В конце XIX века Россия уже имела определенный опыт в строительстве подводных лодок и их главного оружия — торпед (подробнее читайте здесь). Особый интерес тогда представлял иностранный опыт использования электромоторов в качестве основного двигателя подводного хода лодки. Для всестороннего изучения и освоения этого новшества решили построить у нас небольшую подводную лодку. Из соображений секретности ее стали именовать «полуподводным миноносцем».

Для реализации этой идеи в Петербурге 19 декабря 1900 года была создана комиссия во главе с И.Г. Бубновым. В нее вошли также инженер-электрик М.Н. Беклемишев и инженер-механик И.С. Горюнов. Морское министерство поручило комиссии создать корабль, который решал бы относительно скромные задачи прибрежной обороны, но не уступал по своим тактико-техническим характеристикам зарубежным аналогам. С этой комиссии ведет свою историю современное ЦКБ морской техники «Рубин», по проектам которого было построено около тысячи подводных лодок различного класса.

Уже в начале июля 1901 года на Балтийском заводе заложили «Миноносец № 113», позже переименованный в «Миноносец № 150». Из-за задержек в поставках иностранного оборудования постройка корабля затягивалась, и только в начале июня 1903 года начались его ходовые испытания. К этому времени был подобран экипаж корабля. В него вошли два офицера и восемь матросов. Командиром был назначен капитан 2-го ранга Беклемишев. На испытаниях «миноносец» ровно держал заданную глубину, уверенно погружался до 24 метров и показал хорошую мореходность.

Показ императору Николаю II подводной лодки Дельфин
Показ императору Николаю II подводной лодки «Дельфин»
С картины художника А.А. Тронь

Полное водоизмещение лодки составляло 123 тонны, длина — 20 метров, расчётная глубина погружения — 55 метров. В надводном положении использовался бензиновый двигатель, который обеспечивал скорость 9 узлов. В подводном положении на электромоторе скорость достигала 6 узлов. Дальность плавания 28 миль. Вооружение: два внешних торпедных аппарата.

В 1904 году в связи с началом русско-японской войны в нашем флоте началось ускоренное освоение подводных лодок, как отечественного производства, так и заказанных за границей. Срочно потребовались обученные экипажи. Важная роль в их подготовке отводилась «Дельфину». Уже в июне он начал учебные погружения, имея на борту от 30 до 45 человек, чтобы приучить их к обстановке подводного плавания. Казалось, всё шло гладко, и сложная по тем временам техника покорялась людям.

Первые трудности

Однако и тяжелые испытания не заставили себя долго ждать. Очередное учебное погружение состоялось на Неве всего в нескольких метрах от стенки Балтийского завода и закончилось катастрофой. Беклемишев в этот день отсутствовал, его обязанности исполнял лейтенант Черкасов. Вот как описывает эту катастрофу ветеран русского подводного флота М.М. Тьедер. Началось погружение. Осталось только закрыть крышку люка. Но в это время недалеко проходил пароход, волна от него накрыла лодку и ворвалась в открытый люк. Этого было достаточно, чтобы лодка пошла ко дну.

Огромная опасность быстро вывела людей из оцепенения. Закрыть люк не удалось, поскольку в нем застряло тело матроса, пытавшегося выскочить на поверхность. Вода прибывала. Электричество горело недолго. Становилось тяжело дышать. Люди были по грудь в воде, но отчаянная борьба со смертью продолжалась. Полностью открыли крышку люка. Через него судьба выбрасывала избранных на поверхность. Так спаслось двенадцать человек. Погибли 24 матроса и командир. Он мог спастись, но не воспользовался этим, что говорит о его чести.

Авария высветила роль психологической подготовки подводников к любым неожиданностям. Несмотря на пережитое, никто из спасшихся не пожелал оставить подплав. Не уменьшилось и число желающих служить на подводных лодках. Сравнительно небольшая глубина реки (около 7 метров) и близость завода позволили поднять «Дельфин» через несколько часов. Во время откачки воды из прочного корпуса произошел взрыв гремучего газа (смесь водорода из аккумуляторных батарей кислорода воздуха), а еще через 5 часов — второй взрыв. При этом пострадало четыре человека.

При расследовании причин аварии никто не обратил внимания на существенный конструктивный недостаток корабля. При погружении воздух из заполняемых водой цистерн стравливался внутрь лодки. Чтобы избежать значительного повышения давления в корпусе приходилось закрывать верхний люк в самый последний момент. На этот раз своевременно закрыть люк не удалось. Вся вина за катастрофу была возложена на лейтенанта Черкасова. «Дельфин» достаточно быстро ввели в строй, и боевая подготовка продолжилась.

Боевые действия подводной лодки «Дельфин»

В конце 1904 года для участия в боевых действиях против японцев решили сформировать во Владивостоке отряд из нескольких подводных лодок. Их перевозили по Транссибирской железной дороге. Каждый эшелон формировался из двух транспортеров с лодками, штабного вагона и двух-трех вагонов «теплушек» для личного состава. Так во Владивосток доставили «Сом», «Дельфин», «Щуку», «Осетр» и «Кефаль». Лодки базировались в бухте Золотой Рог, имея главной задачей оборону ближних подступов к Владивостоку.

Подводная лодка Дельфин
Подводная лодка Дельфин
С картины художника В.С. Емышева

Весной 1905 года началось изучение театра боевых действий. Лодки выходили в море в любую погоду, отрабатывали применение оружия и правила маневрирования. «Дельфин» совершил несколько дальних походов, а 28 апреля отряд подводных лодок («Сом», «Дельфин» и «Касатка») вышел в море на перехват японских кораблей. «Сом» имел боевое столкновение с двумя японскими миноносцами, но они успели уйти. Наличие боеспособного отряда подводных лодок учитывалось японским командованием при принятии решения об отказе от блокады Владивостока.

Во время боевого похода 4 мая 1905 года на лодке возникла неисправность вертикального руля. После возвращения в базу, для доступа к приводу руля была вскрыта горловина топливной цистерны. Бензин откачали и начали вентиляцию лодки. Весь личный состав был переведен в казармы, остался только один вахтенный матрос. Он решил показать лодку своему другу — матросу со стоявшего рядом эсминца. Во время «экскурсии» 10 мая произошел взрыв, после чего «Дельфин» затонул на глубине около 12 метров. При этом гость погиб, а вахтенный был ранен, но смог выбраться.

При подъеме «Дельфина» произошел второй взрыв гремучего газа. Подъем пришлось прекратить, а затем начать вновь, но работы вновь были прерваны взрывом. Так повторялось пять раз. Ремонт лодки был закончен лишь в октябре 1905 года — после окончания войны с Японией. На следующий год 6 (19) марта 1906 года по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки. В Либаве был создан Учебный отряд подводного плавания, а «Дельфин» продолжал свою службу на Дальнем Востоке.

В 1916 году лодку перевезли по железной дороге в Архангельск, а затем на буксире перевели в Александровск (ныне город Полярный) и включили в дивизион подводных лодок флотилии Северного Ледовитого океана. В боевых порядках русского флота «Дельфин» находился до августа 1917 года. Затем явно устаревший корабль, к тому же длительное время находившийся без надлежащего ухода, был исключен из списков судов флота. Не менее интересна судьба и первой русской дизельной подводной лодки, смотрите статью Подводная лодка «Минога».

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Э.П. Игнатьев. Статья «Первые ПЛ во Владивостоке». По материалам ЦГАВМФ. ф. 418.
  • Н. Каланов. Статья «Имена подводных кораблей России».
  • Г.А. Аммон. Морские памятные даты. Москва 1987 г.
  • Материалы рассылки «Вести из Кубрика» март 2006 года.
  • М. Тьедер «На подводной лодке» из книги «Из бездны вод» Москва. 1990 г.

История российского подплава представляет большой интерес, она часто всплывает в статьях, дискуссиях и беседах. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Milan Busey :

    Hi, you have an interesting web site. I will bookmark it and return in the future. Thank you.

    01.12.2011

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика