Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подводная лодка «Минога»

С днем подводника
С днем подводника!

19 марта в нашей стране отмечается День моряка-подводника. Представители этой героической и романтической морской профессии всегда отличались мужеством, профессионализмом и высокой активностью в решении поставленных боевых задач. Уже более 100 лет развитию подплава уделяется у нас особое внимание. Важной вехой в этом постоянном стремлении к совершенству стала подводная лодка «Минога». Несмотря на небольшие размеры, на ней был реализован целый ряд самых передовых достижений, благодаря чему эта подводная лодка некоторое время считалась одной из лучших в мире.

История подводного флота богата яркими событиями, героическими подвигами и славными именами. Посмотрите, например, статью о подвиге подводной лодки «Пантера». Морская профессия всегда сопряжена с повышенной опасностью. Какой бы совершенной ни была техника, различные аварии и нештатные ситуации являются неизменным атрибутом жизни моряков. Особенно опасны они на подводных лодках. Освоение этих кораблей происходило в море. При этом они горели, взрывались, сталкивались и тонули, но горькая соль морского опыта их экипажей оседала в уставах, наставлениях и инструкциях для последующих поколений подводников.

«Минога» — совершенно новый проект ПЛ

Подводные лодки зарождались как оружие тайной и беспощадной войны на море против более сильного противника. Россия неоднократно лидировала в этой области. Серьезные успехи в конструкции кораблей, в организации службы и в боевом применении подводных лодок достигались на основе глубокого изучения опыта подводников, а также всестороннего анализа аварий и катастроф (подробнее о потерях нашего подплава читайте здесь). Свой вклад в копилку как положительного, так и трагического опыта внесла и «Минога». Об использовании подводных лодок в годы Великой Отечественной войны читайте в статье ВМФ СССР в Великой Отечественной войне.

Практика использования подводных лодок в русско-японской войне выдвинула новые требования и дала новые идеи в области строительства этих кораблей. Еще до окончания войны И.Г. Бубнов приступил к проектированию «Миноги» — первой в мире дизель-электрической подводной лодки. Ее главное достоинство — замена бензиновых двигателей дизелями, что резко снизило вероятность возникновения пожаров и взрывов, а также значительно увеличило автономность корабля.

Подводная лодка Минога
Подводная лодка «Минога»

Очень важным нововведением стала замена внешних торпедных аппаратов системы Джевецкого внутренними — трубчатыми. Это значительно повысило точность стрельбы, позволяло брать запасные торпеды и изменять глубину их хода. Установка сферических концевых переборок прочного корпуса повысила живучесть лодки. «Минога» строилась как опытный образец, предназначенной для развития отечественного подводного кораблестроения, но в течение нескольких лет она была лучшей подводной лодкой в русском флоте.

Постройка и ввод в состав флота

И.Г. Бубнов
И.Г. Бубнов

Новая ПЛ была заложена 6 сентября 1906 года на стапеле Балтийского завода в Санкт-Петербурге, а 31 октября 1910 года, после завершения испытаний, ее приняли в состав флота. Водоизмещение лодки составляло 123 тонны, длина 32,6 метра, скорость надводного хода 10,5 узла и дальность плавания в надводном положении 960, а в подводном — всего 25 миль. Экипаж насчитывал 22 человека, в том числе два офицера.

По существовавшей тогда практике, «Минога» была отправлена в Учебный отряд подводного плавания в Либаве. Здесь офицеры и матросы с надводных кораблей проходили переподготовку для службы на подводных лодках. Как и другие ПЛ, «Минога» активно использовалась в учебном процессе. Периодически менялись ее экипажи, постепенно расширялась зона учебных плаваний, все более сложными становились задачи.

В 1912 году на стрельбах «Минога» заняла 2-е место, поразив цели 8 торпедами из 20 выпущенных. В начале 1913 года на «Миногу» был переведен экипаж подводной лодки «Почтовый» во главе с лейтенантом А.Н. Гарсоевым. Они считались уже опытными подводниками. Однако «Минога» имела существенные отличия от всех других подводных лодок отряда. По всей видимости, этот фактор не был в должной мере учтен при подготовке экипажа к эксплуатации лодки.

Авария

В 14.00 23 марта 1913 года «Минога» в сопровождении портового катера отошла от пирса в Либаве. Это было ее первое практическое плавание после зимней стоянки. Во время маневрирования при выходе из порта лодка ударилась кормой о баржу, при этом раскололся укрепленный на корме золоченый двуглавый орел, и обе его головы утонули. «Минога» вышла в море и около 16.00 Гарсоев приказал боцману Гордееву передать на катер флажный семафор о намерении погрузиться. Выполнив приказ, Гордеев сунул флажки, как ему показалось, под решетчатый настил мостика, а на самом деле — под тарелку клапана вентиляционной шахты.

А.Н. Гарсоев
А.Н. Гарсоев

Сразу после погружения через этот клапан в корпус стала поступать вода, в результате чего лодка легла на грунт на глубине примерно 11 метров. Командир приказал отдать аварийный буй. На катере его сначала не заметили, а затем какое-то время ушло на то, чтобы подойти к бую, достать телефон и выяснить обстановку на лодке. Когда весть об аварии пришла в Либаву, рабочий день в базе уже закончился, поэтому спасатели смогли выйти в море только в районе 19 часов.

Между тем положение в лодке быстро ухудшалось. Самоотверженными усилиями экипажа удалось значительно уменьшить поступление воды, но она все-таки подходила к аккумуляторам, что грозило большим выделением хлора и полным отравлением атмосферы. В этой обстановке Гарсоев принял единственно правильное решение: он приказал продуть кормовую дифферентную цистерну. При этом корма всплыла и выступала над поверхностью моря. Находившаяся в корпусе холодная маслянистая вода перелилась в носовую часть и полностью залила аккумуляторную батарею, что существенно уменьшило выделение хлора.

Спасательная операция

Подошедшие миноносцы и водолазные боты очень скоро обнаружили кормовую часть потерпевшей аварию лодки. Затем буксиры подвели 100-тонный кран. Водолаз заложил гини — приспособления для подъема самых тяжелых грузов. В это время из лодки уже никто не отзывался. Кран начал подъем, и в 00.45 над водой показался кормовой входной люк. Со шлюпки на ПЛ бросились три офицера. Они помогли открыть люк и поочередно вытаскивали людей. Большинство подводников уже не могли самостоятельно двигаться, они были доставлены в больницу с отравлениями парами хлора и кислоты.

Но среди спасенных не было виновника аварии — боцмана Гордеева. Его обнаружили, услышав стуки из боевой рубки, но он был отрезан водой от кормового отсека и находившегося над водой люка. Пришлось откачивать из лодки воду, на что ушло около двух часов. После этого Гордеев сам вышел из люка живым и невредимым, просидев в рубке около 12 часов. Через 6 дней после аварии Гарсоеву «за отличие по службе» было присвоено звание старшего лейтенанта.

Эта авария по-прежнему очень интересна и поучительна. В ней наглядно отразилась одна из важнейших черт нашей жизни, когда ошибка одного человека может поставить в крайне трудное положение весь коллектив, а грамотные и своевременные действия позволяют выйти даже из, казалось бы, совершенно безнадежного положения.

Дальнейшая служба

«Миногу» отремонтировали. Во время Первой мировой войны она активно использовалась для несения дозоров, совершила 14 боевых походов, но боевого успеха не добилась, хотя несколько раз выходила в атаку на противника. В этот период лодка несколько раз попадала в очень трудные ситуации, а однажды ей просто чудом удалось избежать таранного удара германского миноносца.

Подъем подводной лодки Минога
Подъем подводной лодки «Минога»
Фотография тех лет

Летом 1918 г. потребовалось срочно усилить Каспийскую военную флотилию. «Миногу» и еще три подводные лодки срочно отремонтировали и по железной дороге доставили в Саратов, откуда они своим ходом перешли в Астрахань. В мае 1919 года во время боя с английскими кораблями у форта Александровский «Минога» вновь оказалась на грани гибели, намотав на винт стальной трос и лишившись хода. Только мужество рулевого-сигнальщика В.Я. Исаева, сумевшего в холодной воде освободить винт, спасло ПЛ от расстрела кораблями интервентов.

В 1921 году в связи с изношенностью механизмов «Миногу» сдали на хранение в Астраханский порт, а в конце 1925 года она была разобрана на металлолом. Опыт эксплуатации этой подводной лодки был учтен советскими конструкторами подводных кораблей.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Нарусбаев А.А. Катастрофы в морских глубинах. Ленинград. 1989 г.
  • Калинин В. «Минога» — первая в мире дизель-электрическая подводная лодка. «Морской сборник» № 11 1989 г.
  • Компания «Медиахауз». Электронный справочник «Подводные лодки». 2006 г.
  • Масорин В.В. Подводные силы России: основные этапы развития и особенности боевого применения. Военно-исторический журнал № 7 2006 г.

В день моряка-подводника особенно интересно спросить, а как Вы, уважаемый читатель, относитесь к службе подводников? Считаете ли Вы ее героической и достойной особого уважения, или это просто одна из профессий моряков? Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Валентин :

    Я вообще не понимаю как люди могли заставить себя находиться в очень небольшом по объему замкнутом помещении (кубриках и постах подводной лодки) сутками и неделями? Как боролись с клаустрофобией? Кfк боролись с инстинктом выживания, находясь под бомбежкой глубинными бомбами, или пробираясь сквозь минрепы минных полей. Да были люди в это время!Богатыри!!!Не мы.

    15.03.2016

  2. Ирина :

    Первые витки троса с лопастей винта мне удалось снять сравнительно легко, хотя тело сводило судорогой от холода, вспоминал несколько десятилетки спустя Василий Яковлевич Исаев. Работа шла медленно еще и потому, что ее приходилось несколько раз прерывать из-за вражеского аэроплана, бомбившего суда в бухте.

    18.04.2016

  3. Дмитрий :

    К сказанному Валентином добавлю: Великую Отечественную войну СССР встретил, имея самый многочисленный подводный флот, но при этом, по отзывам ветеранов, надежность всех агрегатов кораблей была ниже любых критериев. Поэтому каждому члену экипажа требовалось досконально знать конструкцию в объеме своей БЧ.

    21.03.2017

  4. Владимир :

    Дмитрий!
    Для подводника доскональное знание техники – всегда было важнейшим требованием и первым условием выживания. Такова специфика службы в подплаве. А сейчас это требование еще более актуально. Огромное количество электроники и автоматики порождает опасную иллюзию, что персоналу надо только нажимать кнопки. Вся история освоения подводниками ракетного и атомного оружия, а затем атомных энергетических установок говорит об этом.

    21.03.2017

  5. Андрей :

    Добрый вечер! Мой дед служил на пл»Минога». Где можно узнать о экипаже? И если я правильно понял,то дед тонул на «Миноге»…

    10.05.2017

  6. Лев :

    Уважаемый Владимир, я считаю профессию подводника героической и достойной особого уважения.
    Это не просто одна из профессий моряков. Это особая профессия. Подводники-это ГЕРОИ!

    23.03.2018

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика