Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Танкер везет танки Т-34

Танкер Иосиф Сталин(1944 г.)
Танкер «Иосиф Сталин» (1944 г.)
Фото из собрания К.В. Васильева

Журнал «Морской флот» № 2 за 2015 год опубликовал статью В. Меланина «Плыли танки морем». В ней отмечается, что в годы Великой Отечественной войны суда нашего морского флота привлекались к перевозке грузов военного назначения. Как правило, эти рейсы были связаны с большим риском. Хорошим примером этого является рейс теплохода «Старый большевик» Читайте подробнее. Даже такие, казалось бы, узкоспециализированные суда, как танкеры использовались для перевозки войск, боеприпасов, продовольствия и даже животных. Например, однажды танкеры перебросили почти 400 танков. Привожу текст статьи в сокращении.

Было это в январе 1943 года. Советское командование готовило наступательную операцию по ликвидации сильного рубежа немецкой обороны «голубая линия», протянувшегося от Новороссийска до Азовского моря. Подробнее об этом читайте в статье Новороссийские десанты. Для ее проведения требовалось перебросить с Кавказа много вооружения и тяжелой техники. Сухопутным путем это сделать было нельзя, тогда решили танки и грузовые автомобили везти морем.

Неожиданное решение командования

В январе 1943-го танкер «Иосиф Сталин» стоял на ремонте в Батуми. Машинная команда вместе с рабочими судоремонтных мастерских заканчивала ремонт главного двигателя и механизмов. Одновременно производилась заварка пробоин в корпусе и надстройке. В конце рабочего дня 10 января капитана судна Николая Плявина вызвали к начальству.

Начальник Черноморско-Азовского пароходства И.Г. Сырых сообщил, что танкерам «Иосиф Сталин», «В. Кутюрье» и «Кремль» поручалось перевезти из Поти в Туапсе почти 400 танков и несколько десятков грузовиков с боеприпасами. «Нет необходимости напоминать вам о важности и ответственности этого задания, — сказал Сырых, — ведь от того, как вы его выполните, зависит успех армейской операции. Поэтому действовать нужно четко, быстро и слаженно. Первым сегодня же ночью в Поти на погрузку отправится танкер «Иосиф Сталин».

Погрузка

В полночь мы снялись в рейс и утром 11 января были в Поти. Едва ошвартовались, как по причалу к борту судна начали подходить танки Т-34. Перед нами стояла довольно сложная задача — разместить на палубе как можно больше тяжелых машин, и не повредить палубное оборудование, чтобы судно было в полной готовности для последующей перевозки горючего. Каждый танк нужно было хорошо закрепить, так как штормило, и машины могли поползти по палубе и упасть за борт.

Погрузкой техники и ее размещением на палубе руководил старпом Д.А. Ковшов. Команда во главе с боцманом, участником Первой мировой войны и революции Ф.С. Мельниченко работала быстро и организованно. Чувствовался общий подъем. Моряки хорошо понимали, что готовится большое наступление и это грозное оружие очень нужно для изгнания оккупантов с советской земли. Также самоотверженно, с полной отдачей работали портовые рабочие, крановщики и танкисты. Трудились без перерыва днем и ночью.

Погрузку закончили за 30 часов, что на 5 часов раньше, чем предполагалось. И вместо планируемых 30 танков разместили 36, да еще 9 автомашин и тягачей с оружием и боеприпасами. Кроме того, на борт приняли 300 военных. Теперь предстояла более сложная задача — прорваться сквозь заслон вражеской авиации и подводного флота. А по данным фронтовой разведки, активность самолетов-торпедоносцев и подводных лодок усилилась. Поэтому для охраны танкера выделили три БТЩ («Взрыв», «Трал» и «Гарпун»), СКР «Шквал» и три сторожевых катера.

Переход

Как только конвой вышел за пределы портового минного поля, корабли охранения окружили танкер и взяли курс на Туапсе. Задувал свежий норд-ост со снежными зарядами, и брызги от волн обдавали стоящие на палубе машины. Несмотря на довольно большую качку, танки стояли прочно, как влитые. Капитана Плявина не покидала тревога в связи с возможными атаками авиации и кораблей врага. В связи с этим он решил попробовать использовать для обороны судна пушки и пулеметы танков.

Танкер Иосиф Сталин(1934 г.)
Танкер «Иосиф Сталин» (1934 г.)
Из архива А.Ф. Никишина

При этом возникли сомнения, выдержат ли крепления танков отдачу во время выстрелов. Командиру танкового подразделения предложение капитана Плявина понравилось, и он горячо его поддержал. Минут через 10 орудийные стволы танков, стоящих по бортам танкера, развернулись в сторону моря. Моряки и военные вздохнули с облегчением. Слышались смех, шутки: «Ну, пусть фрицы теперь сунутся…»

Зимний день короток. Как-то незаметно стало темнеть, к тому же небо было покрыто черными тучами. И тут два немецких самолета-торпедоносца стали заходить на караван с темной береговой полосы. Надеялись на внезапность нападения. Но в конвое их ждали и зорко наблюдали за воздухом и морем. Поэтому встретили «гостей» шквалом огня из всех судовых, корабельных и танковых орудий и пулеметов. Немецкие летчики не ожидали столь «горячей» встречи. Сбросив с большого расстояния торпеды, самолеты резко развернулись и скрылись за линией гор. Никакого вреда кораблям эти торпеды не причинили.

Ранним утром караван вошел в порт Туапсе. Здесь была тишина — ни одного судна. Причалы разрушены, на весь порт лишь один плавучий кран. Единственный маломощный буксир использовался для открытия и закрытия ворот порта. Остальное пространство закрывалось боновыми заграждениями до самого дна, так что подлодки не могли проникнуть к причальной линии. «Иосиф Сталин», преодолевая сильный северо-восточный ветер, самостоятельно отшвартовался к разбитому бомбежками причалу.

Танки идут в бой

Вскоре к борту танкера подошел плавкран и встал с морской стороны. Был он старый, весь в сварных швах и вмятинах. С натугой поднял стрелой первый танк, но опустить машину на причал через палубу судна ему не удалось. Стрела крана была слишком короткой. Пришлось швартовыми тросами протянуть кран вместе с поднятым танком метров 70 вдоль борта танкера, а затем подвести его к причалу, чтобы он смог опустить на него груз. В результате, на выгрузку одной машины уходило больше часа. Надо было ускорить разгрузку, так как в любой момент могли появиться вражеские бомбардировщики.

Решили выгружать танки своим ходом. Сначала убедились, что глубина позволяет притопить танкер так, чтобы его палуба была на одном уровне с причалом. Но смогут ли танки преодолеть довольно большое расстояние между бортом судна и причалом? Выдержит ли край борта и кромка причала тяжесть танка? Кроме того, предстояло убрать все штатное палубное оборудование, чтобы оно не мешало передвижению танков.

Когда подготовка была закончена, первый танк медленно пополз к борту судна. Остановился на мгновение, а затем неожиданно легко выскочил на причал под радостные крики присутствующих. После этого буквально через два часа все танки были на причале. Еще через полчаса они походной колонной двинулись в сторону Новороссийска. Танкер «Иосиф Сталин» ушел в Поти за новой партией танков, а в это время «В. Кутюрье» уже подходил к Туапсе, готовясь использовать ту же схему разгрузки судна. Этим способом воспользовался и экипаж «Кремля».

Всего тремя танкерами было перевезено 387 танков, 150 грузовиков и тягачей, десятки тяжелых осадных орудий, почти 30 мотоботов, 12 тысяч солдат и офицеров. Вся эта техника сразу же пошла в боевые порядки нашей армии. Моряки справились с заданием на две недели быстрее, чем предполагалось. И сразу же переключились на свою основную работу — перевозку горючего для фронта.

Опыт Великой Отечественной войны убедительно показал необходимость иметь в составе флота десантные корабли специальной постройки, способные перевозить танки и тяжелую технику. Их строительство началось через несколько лет после окончания войны. Подробности читайте здесь.

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика