Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

День Тихоокеанского флота – большой морской праздник

Флаг Тихоокеанского флота
Флаг Тихоокеанского флота

21 мая — День Тихоокеанского флота. Этот праздник особенно дорог мне, поскольку в молодости я служил на ТОФ. В то время это был океанский, атомный, ракетно-ядерный флот, который в годы «холодной войны» успешно выполнял важнейшую задачу стратегического сдерживания агрессоров и обеспечения безопасности нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Тихоокеанский флот обладает большой и славной историей, которая берет свое начало с 10 (21) мая 1731 года. В тот далекий день императрица Анна Иоанновна подписала указ об учреждении военного порта в Охотске, который предусматривал и создание военной флотилии — первого военно-морского образования России на Дальнем Востоке. Вместе с портом была построена судоверфь, значительно вырос и обновился Охотск, основанный еще в XVII веке. К дате издания указа и приурочено сейчас празднование Дня Тихоокеанского флота.

Выход в океан

Создание Охотской флотилии было очень важным шагом для укрепления позиций России в этом регионе. Однако освоение берегов и бескрайних просторов Тихого океана русскими казаками и мореходами началось гораздо раньше. Еще в 1639 году отряд томского казака И. Москвитина вышел к берегам Охотского моря и совершил плавание от реки Охты почти до устья Амура, положив тем самым начало русскому плаванию по Тихому океану.

В 1648 году Семен Дежнев обогнул Чукотский полуостров и достиг реки Анадырь, а в 1697 году русские казаки начали освоение Камчатки. Россия прочно утвердилась на берегах Тихого океана, сделав еще один очень важный шаг на пути становления нашей страны как великой морской державы. Для походов на Камчатку в мае 1716 года Кузьма Соколов построил в Охотске первое на Тихом океане крупное казенное судно — лодью (ладью) «Восток». Позднее известный морской историк Ф.Ф. Веселаго включил эту ладью в список русских морских судов, поэтому ее можно считать первым судном Тихоокеанского флота России.

Охотская флотилия — начало Тихоокеанского флота

Порт Охотска 1856 год
Порт Охотска 1856 год
Литография из собрания И.Д. Булычева

В 1724 году Петр I утвердил обширный план экономического освоения дальневосточного региона. Даже самые первые результаты работ по его реализации говорили об огромных богатствах и большом экономическом потенциале края. Естественно, встал вопрос и о защите, как природных богатств, так и российских территорий на Дальнем Востоке. Тогда по указу Анны Иоанновны начали строительство города Охотска, причалов и верфей, а уже в ноябре 1737 года в Охотске были заложены корабли для Витуса Беринга — пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел». Отсюда и берет свое начало Тихоокеанский флот.

Для усиления флотилии в Охотск регулярно направлялись корабли Балтийского флота. Со временем все более сложными становились ее задачи, расширялась зона ответственности, в связи с чем менялось и место дислокации. С 1851 года флотилия базировалась в Петропавловском порту и называлась Петропавловской. В этот период она сыграла важную роль в освоении дальневосточной части Тихого океана, Курильских островов, Сахалина, Татарского пролива и устья Амура.

Здесь же тихоокеанцы получили своё первое боевое крещение. С 18 по 24 августа 1854 года гарнизон Петропавловска при поддержке фрегата «Аврора» и транспорта «Двина» (всего 67 орудий) отбил нападение англо-французской эскадры и заставил ее с позором уйти из наших вод. В 1855 году флотилия перебазировалась в Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре) и была переименована в Сибирскую флотилию. Ее корабли сразу стали активным инструментом российской политики. И пусть эти формирования назывались еще флотилиями, но по сути это был уже настоящий Тихоокеанский флот — надежный защитник наших дальневосточных рубежей.

В 1860 году в водах Тихого океана была впервые сформирована постоянная эскадра из кораблей Балтийского флота. (Подробности читайте здесь , а о судьбе ее второго командующего адмирала А.А. Попова в этой статье). В 1863 году в разгар гражданской войны в Северной Америке дружественный визит в Сан-Франциско совершила тихоокеанская эскадра, одновременно с ней в Нью-Йорк пришла эскадра кораблей Балтийского флота. Эти визиты предотвратили назревавшую войну Англии и ряда других европейских стран против России и стали весомым аргументом в поддержку Северных штатов.

Тяжелые испытания

Вскоре столицей Приморья и главной базой Сибирской военной флотилии стал основанный в 1860 году на берегу бухты Золотой Рог город Владивосток. В конце XIX века обострилось соперничество между Россией и Японией, которое привело к войне 1904-1905 годов. Эта война вошла в память нашего народа подвигами крейсера «Варяг», эскадренного миноносца «Стерегущий», броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и многих других русских кораблей. О действиях подводников во время этой войны читайте здесь . В этих походах и боях зарождалась боевая слава Тихоокеанского флота.

Затем начался длительный период войн, революций и иностранной интервенции. Моряки Сибирской военной флотилии мужественно сражались за победу Советской власти на Дальнем Востоке. Белогвардейцы и интервенты были изгнаны из Приморья, но флот понес тяжелые потери. Двенадцать наиболее боеспособных миноносцев и несколько вспомогательных судов были уведены интервентами. Несколько кораблей забрали белогвардейцы при эвакуации из Владивостока. Фактически, Тихоокеанский флот прекратил сове существование.

Возрождение Тихоокеанского флота началось уже при советской власти. Высокие темпы индустриализации страны позволили направить на Дальний Восток большое количество кораблей, вооружения и боевой техники. В апреле 1932 года были созданы Морские силы Дальнего Востока, а в январе 1935 года они были преобразованы в Тихоокеанский флот. Менее чем через два года произошло и первое боевое испытание молодого флота. Его соединения и части участвовали в разгроме японских войск у озера Хасан и на реке Халхин-Гол (подробнее читайте в статье о победе над Японией . Активное участие в этих боях принимала авиация флота.

Тихоокеанский флот в годы войны

К началу Великой Отечественной войны в составе Тихоокеанского флота было более 100 надводных кораблей и подводных лодок, мощные военно-воздушные силы и береговая оборона. Флот находился в постоянной боевой готовности к отражению возможной агрессии со стороны Японии. Несколько надводных кораблей и подводных лодок было передано на Северный флот. Остальные обеспечивали внутренние и внешние коммуникации, охрану дальневосточных портов и прием грузов по ленд-лизу.

На сухопутный фронт ушло более 147 тыс. моряков — тихоокеанцев. Они участвовали в битвах под Москвой и на Волге, в героической обороне Севастополя и Ленинграда, в боях за Северный Кавказ и Заполярье. Их можно было встретить на кораблях и в частях Северного, Балтийского и Черноморского флотов, на озерных и речных флотилиях.

Во время войны с Японией моряки особенно отличились при проведении Сейсинской и Курильской десантных операций. Сейсин представлял собой крупный узел морских, железнодорожных и автомобильных коммуникаций, прикрытый с моря мощной береговой артиллерией. Не смотря на это, днем 13 августа 1945 года в порт Сейсина ворвались торпедные катера Тихоокеанского флота и прямо на причалы высадили передовой отряд морской пехоты под командованием Героя Советского Союза лейтенанта В.Н. Леонова и роту автоматчиков общей численностью 180 человек. Десант быстро занял порт и прилегающие городские кварталы. Оправившись от неожиданности, японцы перешли в наступление, им удалось отрезать десант от берега и рассечь его на две части. Обстановка была критической.

Морской десант Тихоокеанского флота в Сейсин
Морской десант Тихоокеанского флота в Сейсин
С картины П. Варлена

В течение последующих дней 14 и 15 августа были высажены новые части десанта, но из-за сильного противодействия противника, они не смогли соединиться с предыдущими группами и заняли оборону на причалах. Десантники вели крайне жесткий бой в четырех изолированных районах с постоянно нарастающими силами противника. Проявив исключительное мужество и стойкость, они выстояли.

Ранним утром 15 августа корабли Тихоокеанского флота доставили в Сейсин основные силы десанта (до 5000 человек). К вечеру город практически полностью был очищен от японцев, а на следующий день десантники совместно с наступающими частями 25-й армии овладели Сейсинской военно-морской базой. Японские войска были отсечены от морского побережья и лишились возможности использовать Сейсин для эвакуации войск и материальных ценностей в Японию. Оборона Квантунской армии на приморском направлении была полностью нарушена.

Ключевой позицией японцев на островах Курильской гряды был остров Шумшу, оборона которого состояла из долговременных сооружений, усиленных танками, полевой и зенитной артиллерией. Утром 18 августа под прикрытием артиллерии на остров Шумшу был высажен передовой отряд десанта. Бои приняли ожесточенный характер. Преодолевая сильное сопротивление противника, части десанта захватили небольшой плацдарм, на который к вечеру были высажены главные силы. На следующий день японские войска на Курильских островах капитулировали (смотрите статью Морской десант на остров Шумшу ).

На защите дальневосточных рубежей России

БПК Тихоокеанского флота Адмирал Виноградов
БПК Тихоокеанский флота «Адмирал Виноградов»

В послевоенные годы Тихоокеанский флот принимал активное участие в освоении нового ракетно-ядерного оружия и в обеспечении надежной защиты нашей Родины в годы «холодной войны». Распад Советского Союза и перестроечные реформы нанесли тяжелый удар по флоту. Прекратилось постоянное присутствие наших кораблей в Индийском океане. Резко сократилось количество кораблей, значительно снизился уровень боевой подготовки моряков.

В наши дни тихоокеанцы успешно решают поставленные задачи, в том числе и вдали от родных берегов. Они достойно демонстрируют военно-морской флаг России и обеспечивают защиту наших национальных интересов в Мировом океане, что укрепляет стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Бородин А.В. Из истории Тихоокеанского Военно-Морского флота России. Информационный сервер «Приморский край России».
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Краснознаменный Тихоокеанский флот. Москва. 1981 г.

Тихоокеанский флот России имеет большую и славную историю, на страницах которой немало героических дел и великих открытий. Однако известна она гораздо меньше, чем боевые дела других флотов. Не пора ли нам восполнить этот пробел? Сейчас это особенно актуально в связи с тем, что Азиатско-Тихоокеанский регион стал важнейшим центром мировой политики, и значение Тихоокеанского флота постоянно возрастает. Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Lev :

    Большое спасибо,Владимир, за интересные публикации. Читаешь и узнаешь много нового.

    24.05.2018

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика