Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Уничтожение крейсера ПВО «Ниобе»

В.И. Раков
В.И. Раков
Фото военных лет

16 июля 1944 года — авиация Балтийского флота в порту финского города Котка уничтожила немецкий крейсер ПВО «Ниобе». В то время все были уверены, что это был броненосец береговой обороны Финляндии «Вяйнямёйнен». Балтийский флот охотился за ним еще с начала советско-финляндской войны. (Подробности читайте в статье Советско-финляндская война на море ). Для уничтожения столь престижной цели провели крупнейшую в истории Балтийского флота воздушную операцию под названием «Ураган».

Все прошло как нельзя лучше, корабль был потоплен, наверх полетели доклады, отчеты и донесения, а сверху, как водится, посыпались награды и поощрения. Операция вошла в учебники как образец успешных действий по уничтожению кораблей в базах. Через полтора месяца (4 сентября 1944 года) Финляндия вышла из войны. И тут выяснилось, что броненосец «Вяйнямёйнен» цел и невредим. В результате детального разбора событий совместно с финской стороной выяснилось, что в порту Котка был потоплен немецкий крейсер ПВО «Ниобе». Как могло такое произойти?

Уничтожение крейсера ПВО «Ниобе»

В начале июня 1944 года Ставка Верховного Главного Командования приняла решение разгромить основные силы финской армии и восстановить государственную границу в Карелии. В соответствии с этим решением балтийские моряки 20 июня начали штурм островов Выборгского залива. Понимая серьезность начавшегося наступления, немцы и финны стали срочно наращивать свои силы в восточной части Финского залива. Из Данцига в Котку прибыла 6-я немецкая флотилия миноносцев, 10 немецких подводных лодок приступили к регулярному патрулированию на подходах к Выборгскому заливу и Кронштадту. Сюда же был стянут почти весь военно-морской флот Финляндии. Главной базой всех этих сил был финский порт Котка.

Используя период белых ночей, наша авиация круглосуточно контролировала воздушное пространство и наносила удары, как по портам, так и по кораблям противника в море. О морских летчиках читайте в статье об авиации ВМФ . С целью усиления противовоздушной обороны порта Котка немцы 10 июля поставили на его рейде крейсер ПВО «Ниобе» — бывший голландский броненосец береговой обороны «Гельдерланд». Он был построен еще в 1898 году, в 1941 году немцы конфисковали его, а весной 1944 года переоборудовали в крейсер ПВО.

Крейсер ПВО Ниобе
Крейсер ПВО «Ниобе»
Фото предвоенных лет.

На корабле установили восемь 105-мм универсальных пушек и 40-мм зенитные автоматы, а также радиолокационную станцию дальнего обнаружения самолетов. Мостик и надстройки корабля были защищены броней, а палуба залита толстым слоем бетона. Экипаж крейсера насчитывал до 350 человек. После переоборудования его переименовали в «Ниобе» по имени одной из героинь греческого эпоса, которая прикрывала собой детей от стрел богов. Корабль обладал большой огневой мощью и представлял серьезную угрозу для наших самолетов.

Роковая ошибка

В порту Котка крейсер «Ниобе» сразу же обнаружила наша воздушная разведка. В штабе авиации Балтийского флота решили, что это броненосец береговой обороны Финляндии «Вяйнямёйнен». Размеры этого корабля были примерно такие же, как у «Вяйнямёйнен», правда, по внешнему виду были заметные отличия, но ведь у финнов не было других крупных кораблей.

Они очень берегли свой единственный броненосец, и научились превосходно маскировать его в шхерах, в небольших проливах и лагунах, у скалистых и покрытых лесом островов. Еще во время советско-финляндской войны наши летчики прозвали «Вяйнямёйнен» кораблем-призраком. Несколько раз его удавалось обнаружить, но налеты советской авиации не принесли желаемого результата. С началом Великой Отечественной войны охота за броненосцем возобновилась с еще большей активностью.

Броненосец береговой обороны Вяйнямейнен
Броненосец береговой обороны Вяйнямейнен

Первая атака

Порт Котка имел сильную противовоздушную оборону. На возвышенностях вокруг города было установлено 12 зенитных батарей с орудиями крупного и среднего калибра. Суммарно они могли сделать более 3 тысяч выстрелов в минуту. При заходе на цель самолет должен был находиться в зоне зенитного огня не менее трех минут. Это значит, что надо преодолеть зону, насыщенную 9 тысячами рвущихся снарядов, а затем повторить это при выходе из атаки. Над этим портом было сбито немало наших самолетов. Теперь в систему ПВО порта был включен и крейсер «Ниобе», но у нас по-прежнему считали, что это финский броненосец.

Уже на следующий день после прибытия «Ниобе» в порт его атаковали 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые вел командир 12-го гвардейского авиационного полка Герой Советского Союза подполковник В.И. Раков. Во время налета на корабль было сброшено 70 бомб, однако прямого попадания добиться не удалось.

Вскоре на аэродром приехал нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов. В беседе с ним Раков объяснил, что причиной неудачи является слабое обеспечение операции и недостаточная натренированность летного состава в бомбометании по точечной цели. Нарком приказал на неделю освободить полк Ракова от боевых заданий для тренировок летного состава и обещал помочь с прикрытием атакующей группы.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Планирование операции

Следующий налет на «Ниобе» назначили на 16 июля. Уничтожению предполагаемого броненосца придавалось настолько большое значение, что решили провести операцию «Ураган». Все участвовавшие в налете самолеты свели в две ударные и четыре обеспечивающие группы. В первую ударную группу входили 22 пикирующих бомбардировщика Пе-2 в сопровождении 16 истребителей. Каждый бомбардировщик нес по 2 бомбы ФАБ-250. Командовал этой группой подполковник В.И. Раков. Он же был старшим в воздухе на время проведения операции.

Вторая ударная группа — 4 топмачтовика А-20-Ж и 6 истребителей сопровождения. Каждый топмачтовик нес по 2 бомбы ФАБ-1000. Обеспечивающие силы состояли из групп подавления зенитной артиллерии, демонстративных действий, воздушного прикрытия и разведки. Бомбовая нагрузка всех самолетов составляла 38 тонн. Командовали группами командиры полков или их заместители. Таким образом, в операции участвовал 131 самолет из авиационных полков четырех родов авиации. «Подобного у нас еще не было за все три года войны», — отметил в своих воспоминаниях В.И. Раков.

В то время он был одним из наиболее опытных летчиков Балтики. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий в ходе советско-финляндской войны командиру эскадрильи майору В.И. Ракову в феврале 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Великую Отечественную войну он встретил командиром морской авиабригады Черноморского флота. В 1943 году был переведен на Балтику и назначен командиром 12-го гвардейского авиаполка.

Удар

Операция по уничтожению «Ниобе» — предполагаемого броненосца, началась 16 июля 1944 года и продолжалась всего 8 минут. В 16.50 в район прибыла группа воздушного прикрытия — 16 истребителей ЛА-5. С 16.52 до 17.00 удары по средствам противовоздушной обороны нанесли 23 штурмовика Ил-2, которые шли четырьмя группами. Их вел командир полка Герой Советского Союза подполковник Н.Г. Степанян. После этого с юга по крейсеру «Ниобе» нанесли удар 11 пикирующих бомбардировщиков первой ударной группы, которую вел Раков. Через минуту столько же самолетов атаковали корабль с северо-запада, их вел капитан Барский.

<Бомбардировщик топмачтовик А-20Ж Бостон
Бомбардировщик топмачтовик А-20Ж «Бостон»
Поставлялся нам по ленд-лизу

Несмотря на яростный огонь всех орудий крейсера, наши летчики уверенно шли на цель. В результате атаки 4 бомбы попали в крейсер, а еще 12 разорвались в непосредственной близости от него. На «Ниобе» возник пожар и появился крен на левый борт. Корабль окутался дымом и паром. В это время 2 шестерки штурмовиков нанесли второй удар по средствам противовоздушной обороны, а в 16.57 шесть Пе-2 демонстративной группы под командованием Кожевникова начали имитировать выход в атаку, отвлекая на себя огонь зенитной артиллерии.

Вслед за ними со стороны моря из-за островов на высоте 30 метров на «Ниобе» вышли две пары топмачтовиков. Их вел заместитель командира полка подполковник И.П. Пономаренко. В 17.00 первая пара сбросила 1000-кг бомбы. Две из них попали в борт корабля. Крейсер повалился на борт и затонул. На поверхности были видны только дымовая труба и часть надстроек. Ведущий второй пары топмачтовиков капитан И.В. Тихомиров двумя бомбами потопил транспорт водоизмещением до 6 тысяч тонн. При выходе из атаки Тихомиров и его ведомый были сбиты огнем зенитной артиллерии. Еще 4 самолета получили повреждения. Финская сторона сообщила о 4 сбитых самолетах. О высоком профессионализме и самоотверженности наших летчиков, проявившихся в воздушных боях Великой Отечественной войны, читайте здесь .

Разбор полетов

Четырем участникам операции было присвоено звание Героя Советского Союза, а В.И. Раков был удостоен второй золотой Звезды Героя. (В этой связи вас, возможно, заинтересует статья о том, как авиация Балтийского флота первой бомбила Берлин ). Но потоплен был крейсер ПВО «Ниобе», а броненосец береговой обороны «Вяйнямёйнен» все это время спокойно стоял в шхерах под надежной маскировкой. В 1947 году он был передан СССР в счет репараций Финляндии, и до 1966 года входил в состав Балтийского флота под названием «Выборг».

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Москва. 1988 г.
  • Раков В.И. Крылья над морем. Ленинград. 1974 г.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Москва. 2000 г.
  • Keskinen K., Mantykoski J. Suomen laivasto sodassa 1939-1945. Espoo. 1991 г.
  • Ekman P.O. Mtririntama. Helsinki. 1983 г.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете об этой операции? Ведь, несмотря на ошибку, был потоплен крупный крейсер ПВО «Ниобе», представлявшей серьезную угрозу для нашей авиации. Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. konstantin :

    Спасибо за прекрасное изложение нашей истории ФЛОТА еще раз благодарю…. Константин.

    15.07.2013

  2. Александр :

    С «Ниобе» все понятно — если авиация поставит цель уничтожить корабль, то она его уничтожит. Пример — хотя бы Перл-Харбор и Мидувей. А вот финский «Вяйнямёйнен» — это что за цель. Архаичный ББО, скорее всего, даже без серьезной модернизации и в единственном экземпляре. Да он-то хоть один выстрел за всю свою историю сделал? Или как итальянские линкоры, все время прятался?!. И стоило за ним гонять всю авиацию Балтфлота? Что-то не так с нашими кораблями, как говорил адмирал Джелико…

    18.07.2013

  3. Графова Ирина :

    Довольно позорный эпизод из истории нашей авиации.

    01.08.2013

  4. Владимир Додонов :

    Здравствуйте, уважаемые читатели!

    Александр во многом прав. Я не могу сказать, сколько выстрелов сделали орудия «Вяйнемяйнена» за всю войну, но то, что большую часть военного лихолетья он прятался в разных укрытиях, это точно. Однако это не снижает его боевого значения. Броненосец совсем не старый, он был построен в середине 30-х годов, и по сравнению с нашими линкорами «Марат» и «Октябрьская Революция» он вообще был «салагой». Его четыре 254-мм и восемь 105-мм орудий составляли серьезную силу, особенно, если учесть, что броненосец был предназначен не для эскадренного боя, а для действий в прибрежных шхерных районах, главным образом, по защите своего судоходства. Его очень искусно маскировали, поэтому командование КБФ не знало, где он находится. Его появления можно было ожидать где угодно и когда угодно, а это уже представляло серьезную угрозу. Наконец, это был самый крупный корабль финских ВМС и, безусловно, весьма престижная цель для КБФ. За ним охотились на протяжении всей советско-финляндской войны и во время Великой Отечественной войны, я думаю, это было вполне обоснованно.
    Не могу согласиться с Ириной Графовой в том, что это «Довольно позорный эпизод из истории нашей авиации». В конце концов, потоплен крупный немецкий корабль, который представлял даже большую угрозу для нашей авиации, чем «Вяйнемяйнен». Кроме того, «Ниобе» впервые появился в этом районе, поэтому опознать его было довольно трудно.

    01.08.2013

  5. i.grafova :

    Угу, ну очень крупный… Какую же награду по нашим меркам должны были бы получить японские летчики, уничтоживших с меньшими силами «Принс оф Уэлс» и «Рипалс»? Учитывайте, что английские корабли маневрировали на полных ходах, а не стояли на месте, плотность огня у них была выше, а живучесть явно не как у посудины полувековой давности.
    Другое дело, что такая концентрация усилий позволяла минимизировать потери…
    Но, все равно, внешне выглядит примерно как забивание гвоздя паровым молотом.

    19.08.2013

  6. i :

    Ответы необязательны… Увы

    26.09.2013

  7. танкист :

    Господа диванные и ванные адмиралы! Сядьте в «пешку» (пикирующий бомбардировщик Пе-2) на место пилота, штурмана, стрелка-радиста и вперед … на бомбежку !!! Страшно стало ?!? Тогда просто пересмотрите «Торпедоносцы», «Хронику пикирующего бомбардировщика» … потом тихо, молча, без пафоса поклонитесь памяти этих героев, которые своими жизнями прикрыли ваши драгоценные ж… !!!

    11.02.2019

  8. Алексей :

    Да, и «Вяйнямёйнен», и немецкий «Тирпиц» в боях практически не участвовали. «Тирпиц» был потоплен британцами.
    Огромное спасибо авторам за статью и за сайт.

    30.11.2019

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика