Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подвиг капитана 2 ранга Веревкина

Русская плавбатарея
Русская плавбатарея

4-5 (15-16) октября 1787 года — подвиг капитана 2 ранга А.Е. Веревкина и экипажа его плавбатареи у турецкой крепости Очаков. Более двух веков этот подвиг ждет внимания и признания россиян. Черствость и бездушие тогдашних чиновников Черноморского флота вычеркнули Веревкина из жизни и истории Российского флота. Ни одна военно-морская энциклопедия, ни знаменитый словарь Брокгауза и Эфрона, не упоминают его имя, а в толстых изданиях о русско-турецких войнах об этом подвиге всего несколько сухих строк.

В связи с исключительным мужеством и воинским мастерством, которые были проявлены А.Е. Веревкиным и его экипажем, я прошу Вас, уважаемый читатель, уделите несколько минут, чтобы ознакомиться с его беспримерным подвигом и полным душевной горечи завершающим периодом его жизни.

Начало второй турецкой войны

В 1783 году Крым, Тамань и Причерноморье были присоединены к России. Это дало мощный толчок экономическому развитию края. Херсон и Николаев стали крупными центрами кораблестроения. На берегах Ахтиарской бухты поднимался Севастополь, а морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. Подробности читайте здесь . Но Пруссия и Англия подстрекали Турцию к новой войне с Россией и обещали свое содействие. Война началась 21 августа 1787 года, когда 11 турецких судов атаковали русский фрегат «Скорый» и бот «Битюг», стоявшие у Кинбурнской косы. Наши моряки дали им достойный отпор.

К началу войны весь левый берег Днепра, с Кинбурнской косой, был занят войсками Суворова. В устье Днепра у Глубокой пристани стояла наша Лиманская флотилия под командованием контр-адмирала Н.С. Мордвинова. Турецкие суда действовали у Очакова и в устье реки Буг, тогда еще находившихся в руках турок. Турецкое командование планировало уничтожить Черноморский флот, а затем овладеть Крымом и Причерноморьем. В 1787 году основные боевые действия развернулись в районе нашего форта Кинбурн, расположенного на длинной песчаной косе напротив Очакова.

Карта района боевых действий
Карта района боевых действий

Оборона форта Кинбурн

Мордвинов решил выманить турецкие суда в лиман, подальше от крепостных батарей, и внезапной атакой уничтожить их. Но 14 сентября мичман Ломбард (мальтиец на русской службе), командовавший самой сильной галерой «Десна», самовольно ушел из Глубокой пристани к форту Кинбурн. Он смело атаковал турецкие суда, обстреливавшие форт, и заставил их уйти к Очакову. За этот подвиг Ломбард был произведен в лейтенанты и награжден орденом св. Георгия 4-й степени. Это сорвало выполнение разработанного Мордвиновым плана

Разгром турецкгог десанта
Разгром турецкого десанта на форт Кинбурн
Старинная гравюра.

Решительный штурм форта турки начали 1 октября. В ходе длительного и тяжелейшего боя Суворов был дважды ранен, но и это нападение удалось отбить. После этого Мордвинов получил приказ оказать помощь Суворову. В его флотилии к этому времени был один корабль, 4 фрегата, 2 плавбатареи и 5 галер. Прибыв 3 октября к Кинбурну, он обнаружил, что турецкая эскадра стоит на внешнем рейде Очакова. Адмирал решил сжечь ее, как это было при Чесме. Интересные подробности того, как это сражение отображалось в живописи и какие при этом разгорались баталии читайте в статье Чесменское сражение в живописи . Мордвинов приказал плавбатарее № 1 и двум галерам под командованием капитана 2 ранга Веревкина в ночь на 4 октября атаковать левый фланг неприятельской эскадры.

Плавбатарея атакует турецкую эскадру

Черноморские плавбатареи — это небольшие плоскодонные суда длиной всего 23,6 метра с несколькими крупнокалиберными орудиями. Они могли ходить под парусом и на веслах, но были очень тихоходны и неповоротливы, за что на флоте их прозвали «мордвиновскими сундуками». Построили их в 1785 году для обеспечения плавания императрицы Екатерины II по Днепру. Перед войной на них установили орудия и назвали плавбатареями. Одно из таких судов и досталось под командование капитану 2 ранга А.Е. Веревкину.

Чертеж плавбатареи №1
Теоретический чертеж плавбатареи № 1
Российский парусный флот. Справочник

К этому времени Андрей Евграфович был уже опытным морским офицером. В 1766 году он окончил Морской кадетский корпус. Затем набирался опыта на Балтике, побывал на Севере и, наконец, с первой Архипелагской экспедицией ушел в Средиземное море. Боевое крещение получил в Чесменском сражении, после чего участвовал во многих операциях против турок. Более подробно об этом читайте в статье об адмирале С.К. Грейге . В 1775 году возвратился на Балтику и был назначен командиром фрегата. В 1783 году он прибыл на Черноморский флот, а с началом войны стал командиром плавбатареи № 1 Лиманской флотилии.

Адмирал Н.С. Мордвинов
Адмирал Н.С. Мордвинов

По замыслу Мордвинова, наши суда огнем своих орудий должны были поджечь корабли, стоявшие на левом фланге турецкой эскадры. Поднявшийся к ночи довольно сильный восточный ветер разнес бы пожар по всей эскадре. Однако в реальности все оказалось совсем не так. Сначала мичман Ломбард прибыл на плавбатарею и отказался перейти на свою галеру, сказав, что сделает это перед боем. В пути галеры отстали и пропали из вида.

Вскоре совсем близко показались турецкие суда. Они стояли на якоре, и турки не заметили приближение русских. Веревкин решил подождать галеры. Наступил рассвет. Ветер изменил свое направление. Теперь поджигать неприятеля было опасно, поскольку искры полетели бы на наши суда. Вскоре турки обнаружили батарею и стали готовиться к бою. Веревкин приказал сняться с якоря и выйти на фарватер, он все еще надеялся, что галеры подойдут и поддержат его огнем своих пушек. Из крепости и с турецких кораблей раздались выстрелы.

Наша батарея вышла на позицию и, встав на якорь, тоже открыла огонь. Тут обнаружилось, что галеры стоят на значительном расстоянии и не собираются вступать в бой. Неожиданно на плавбатарее при выстреле разорвало пушку. Погибло 15 человек, остальные разбежались кто куда. С большим трудом Веревкину и Ломбарду удалось вернуть их к орудиям. Но через полчаса взорвалась вторая пушка, погубив еще более 15 человек. Люди просто обезумели от страха. Тогда Веревкин сам встал к одному из орудий и сделал несколько выстрелов. Только после этого матросы стали возвращаться на свои места.

Выход в Черное море

Через три часа ожесточенного боя надежда на помощь галер окончательно пропала. Тогда Веревкин приказал обрубить якорный канат, чтобы течение вынесло батарею в море. Он надеялся подойти к крымскому берегу и там спасти судно. Течение несло их мимо вражеских судов, с каждым из которых приходилось вести бой. Корпус батареи хорошо выдерживал удары вражеских ядер, а вдоль борта был сделан бруствер из мешков, набитых овечьей шерстью. Это спасало от картечи и даже от небольших ядер. Когда, наконец, вышли в море, все вздохнули с облегчением, казалось, что опасность миновала.

Но тут от вражеской эскадры отделились 4 фрегата и 6 галер, которые быстро догнали батарею. Бой возобновился с новой силой. Постоянно маневрируя, Веревкину удавалось уклоняться от прямых попаданий. Экипаж сражался с такой решительностью, что турки не отважились пойти на абордаж. В самый разгар боя разорвало третью пушку, а возникший при этом пожар грозил охватить крюйт-камеру. Опять погибло много матросов, но оставшимся удалось справиться с огнем. Стало ясно, что прорваться к крымским берегам не удастся.

Бой у Гаджибея

Тогда Веревкин решил идти к Гаджибею (Одесе). Поздней ночью 4-го октября увидели огонь Гаджибейского маяка, и батарея встала на якорь. Всю ночь измученные боем матросы устраняли повреждения. Утром обнаружилось, что берег охраняется конными разъездами татар, а на рейде Гаджибея стоит несколько торговых судов. Осмотр плавбатареи показал, что в строю осталось менее половины пушек. Были разбиты шлюпка и все весла. Боезапас и продукты питания на исходе, пресной воды нет ни капли. Оставшиеся в строю матросы были крайне утомлены боем и работами.

Веревкин решил захватить одно из торговых судов и уйти на нем в Крым. Но как только батарея снялась с якоря, ветром и течением ее выбросило на мель. Корпус батареи не выдержал, и она стала тонуть. Матросы взбунтовались. В последний момент турки успели взять в плен Веревкина и Ломбарда. Позднее Мордвинов доложил Потемкину, что беспримерная храбрость экипажа плавбатареи устрашила неприятеля и в огромной степени способствовала достижению наших дальнейших побед. При этом он ходатайствовал о награждении офицеров и о присвоении Веревкину звания капитана 1 ранга.

Турецкий плен и возвращение на родину

Наших пленных отправили в Константинополь и посадили в тюрьму. Там уже были офицеры с корабля «Мария Магдалина», который сильно поврежденным вынесло штормом прямо к Босфору. Командир корабля капитан 1 ранга Тиздель без боя сдал его туркам. Как выяснилось позднее, в тюрьме между пленными возникли разногласия. Иностранные офицеры, бывшие на русской службе, объединились вокруг Тизделя. Им противостояла группа русских офицеров во главе с Веревкиным.

Тиздель пользовался помощью французских дипломатов, и через них отправлял письма в Петербург. В них он пытался оправдать позорную сдачу своего корабля туркам и всячески порочил Веревкина. К сожалению, ему это удалось. После окончания войны в 1791 году оставшиеся в живых русские пленные были возвращены на родину. Вернулся в Севастополь и Веревкин. Его восстановили в прежнем звании, но при этом флотские чиновники выражали ему свое явное недоверие. В офицерской среде широко распространились слухи о его яко бы разгульной жизни и пьянстве в плену.

Бороться с этим Андрей Евграфович уже не мог. Тяжелые раны и болезни из-за подорванного на службе отечеству здоровья, а главное, душевные страдания из-за несправедливого и черствого отношения властей, лишили его сил. В 1792 году он был уволен в отставку с производством в капитаны 1 ранга, но без пенсии. Через несколько лет Андрей Евграфович скончался. Семья его отчаянно боролась с нищетой и, наконец, в январе 1797 года сразу после восшествия на престол императора Павла I, вдова Андрея Евграфовича обратилась к нему с прошением о назначении пенсии.

Как ни странно, прошение дошло до императора, и Павел I повелел разобраться. Чем закончилось это разбирательство, и получила ли вдова героя заслуженную пенсию не известно. Однако справедливости ради надо сказать, что после окончания войны Мордвинов вновь ходатайствовал о награждении Веревкина орденом св. Георгия 4-й степени и оказании ему материальной помощи. Но это ходатайство осталось без последствий.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Веселаго Ф.Ф. «Материалы для истории русского флота». СПб. 1865 г.
  • Вторая русско-турецкая война 1787-1791 годов. Военный энциклопедический лексикон. СПб. 1837-1851 гг.
  • В.Д. Доценко. Морские битвы России XVIIII-XX веков. Спб. 2002 г.
  • Чернышев А. Великие сражения русского парусного флота. М. 2010 г.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете о такой судьбе нашего героя? Ведь для того, чтобы выдержать такое отношение властей Веревкину нужно было не меньше мужества и стойкости, чем в бою с турецкой эскадрой. Знакомые говорили мне, что и у нас после Афганистана подобное отношение властей тоже встречалось.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. ordorub :

    …На выходе Сакен столкнулся со своим старым товарищем подполковником Козловского полка Федором Марковым. – Будь осторожен! – сказал тот, беря капитана 2 ранга под локоть. – Турки, кажется, в обход крепости к лиману двинулись!

    01.05.2017

  2. Владимир :

    ordorub!
    Приветствую Вас на моем блоге. Спасибо за комментарий.
    Вы совершенно правы. Именно так и написано в статье «Подвиг Христофора Сакена» на моем блоге. Она находится по адресу: /hristofor_saken.html

    14.05.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика