Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

ВМФ СССР в Великой Отечественной войне

День памяти и скорби
День памяти и скорби

22 июня — День памяти и скорби — день вероломного нападения фашистской Германии. ВМФ СССР в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа, страны и, конечно, для Военно-морского флота. К этой войне тщательно готовились на протяжении многих лет. Вводились в строй современные корабли, усиливалась морская авиация, строились береговые батареи, улучшалось тыловое обеспечение. Была отработана система перевода флотов на повышенные степени боевой готовности.

Сейчас нередко можно слышать высказывания, что действия советского ВМФ в этой войне носили второстепенный, вспомогательный характер и не отмечены крупными победами. Однако факты полностью опровергают эти утверждения. Активные действия наших флотов сорвали попытки фашистов блокировать наши коммуникации. Северные конвои, перевозки по Северному морскому пути, эвакуация гарнизонов Либавы, Таллина, Ханко, а также снабжение Одессы, Севастополя и Малой земли убедительно подтверждают это. Фашисты знали боеспособность нашего флота, и поэтому отказались от ударов со стороны моря.

Состояние ВМФ перед войной

К началу войны в составе ВМФ СССР находилось около тысячи боевых кораблей различных классов (в том числе 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок), свыше 2,5 тыс. самолетов морской авиации и 260 батарей береговой обороны. (О том, какими были торпедные катера того времени читайте здесь). В ходе военных действий были сформированы Азовская, Беломорская, Волжская, Днепровская, Ильменская, Ладожская, Онежская и Чудская флотилии. В целом, флот был мощной ударной силой, способной существенно влиять на обстановку как в море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.

Бой в Ирбенском проливе
Бой кораблей КБФ в Ирбенском проливе
С картины А.А. Ефимова.

Благодаря этому наш флот смог не только отразить внезапное нападение врага, но и с первых же дней войны приступить к решительным действиям. Четыре военных года были наполнены событиями невиданного драматизма и напряжения. Нашим флотам пришлось пережить очень тяжелый первый период войны, когда приходилось оборонять свои базы с суши. Более 400 тыс. моряков ушли на сухопутный фронт, чтобы остановить врага. ВМФ делал все возможное для оказания помощи войскам на приморских направлениях.

Наиболее проблемными вопросами в деятельности ВМФ в предвоенные годы был низкий уровень оперативно-тактической подготовки командного состава всех степеней, а также огневой подготовки кораблей и авиации (со всей очевидностью это проявилось в ходе Советско-финляндской войны). Основной причиной этого были массовые репрессии, в результате которых флот потерял около 3 тысяч наиболее грамотных и зрелых командиров. На смену им пришли люди, как правило, недостаточно подготовленные к исполнению новых обязанностей. Позднее это стало одной из причин наших потерь и ряда неудачных операций.

Серьезную трудность представляла и географическая обособленность Северного, Балтийского и Черноморского флотов, которые не имели возможности оказать друг другу помощь корабельным составом. Положение усугублялось тем, что значительная часть сил ВМФ (50% торпедных катеров, 45% авиации, 40% подводных лодок, 30% тральщиков) находилась на Дальнем Востоке. Противник же имел возможность создавать и усиливать группировки морских сил, превосходившие по количественному и качественному составу советские флоты.

ВМФ в начальный период войны

Война началась с внезапных ударов фашистской авиации по кораблям и базам на Черном и Балтийском морях, на Севере, в зонах Дунайской и Пинской флотилий. Благодаря своевременному переводу флота в полную боевую готовность, эти удары не привели к потерям в корабельном составе. ВМФ вступил в войну организованно и сразу приступил к решительным боевым действиям в невероятно тяжелых условиях, сложившихся в связи с утратой нами значительной части системы базирования. Такая активность и наступательный порыв были присущи нашему флоту на протяжении всей войны.

Моряки сражались с крайним напряжением сил в многочисленных боевых столкновениях, атаках и десантах, порой сливавшихся в многодневные и крупные операции. О чувствительности наших ударов говорят следующие данные: советские моряки уничтожили около 700 транспортных средств противника общей вместимостью свыше полутора миллионов брутто-регистровых тонн и потопили около 600 кораблей и вспомогательных судов. Это были тяжелые, невосполнимые потери, которые подорвали экономический потенциал Германии, а также затруднили пополнение и снабжение ее войск морским путем.

Бой парохода Сибиряков
Бой парохода «Александр Сибиряков»
С картины П.П. Павлинова «Полярный «Варяг».

В начальный период войны ВМФ активнейшим образом участвовал в обороне военно-морских баз и ряда приморских городов. Оборона Одессы – 73 дня, Ханко – 164 дня, 250 дней держался Севастополь и, наконец, 900 дней выстоял в блокаде Ленинград! Для сравнения: английская военно-морская база Гонконг оборонялась всего одну неделю. Инициатива, активность и самоотверженность моряков не обходились без значительных жертв. За время войны безвозвратные потери флота составили 154 771 человек, в том числе 10 729 офицеров. Погибло 150 крупных и около 700 других кораблей, катеров и судов, около 5 тыс. самолетов.

Анализ боевых потерь флота

По боевым потерям самым неблагоприятным для ВМФ был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Это прорыв подводными лодками блокады Финского залива (погибло 7 подводных лодок) и оборона Севастополя (погиб крейсер — подробности читайте в статье Крейсер «Червона Украина» — боевой путь корабля, четыре эсминца, две подводные лодки и четыре крупных транспорта). Много малых кораблей потеряла Азовская флотилия при эвакуации частей Крымского фронта. Большие потери этого периода объяснялись неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации.

В ходе наступательных операций боевые силы флотов наносили удары по коммуникациям противника, высаживали и обеспечивали десанты, перевозили войска и боевую технику. В результате этого наши потери в боевых кораблях только в 1943 году составили одну треть всех потерь за войну. Зато резко снизились потери в транспортах и вспомогательных судах. В 1944 и 1945 годах боевые потери противника в кораблях значительно превышали наши потери. В целом, можно сказать, что потери ВМФ при решении оборонительных задач были несравненно выше, чем при решении наступательных задач.

Сравнительный анализ потерь кораблей, транспортов и самолетов противоборствующих сторон показал: Советский Военно-Морской Флот понес меньшие потери, чем флот фашистской Германии. Это является однозначным ответом на вопрос: кто воевал лучше.

Основные направления боевой деятельности флота

Высадка морских десантов была одним из основных и наиболее активных видов боевых действий ВМФ. Всего в составе 120 морских десантов было высажено свыше 250 тыс. человек. В обеспечении десантов участвовали до 2 тысяч боевых кораблей и несколько тысяч плавсредств. Несмотря на сложные условия, 80% десантов были высажены успешно. Но были и серьезные неудачи. Трагична судьба многих десантов периода 1941-1942 годов. Это объяснялось слабым взаимодействием с сухопутными войсками, несоответствием выделенных сил задачам десанта, поспешность и низкое качество их подготовки.

Черноморский десант
Черноморский десант
С картины В.Г. Пузырькова «Черноморцы».

В течение всей войны важной задачей для ВМФ была борьба на морских коммуникациях противника. Поставки никелевой руды из Норвегии, железной руды из Швеции и лесоматериалов из Финляндии имели для Германии стратегическое значение. Большие надежды гитлеровское командование возлагало и на переброску морем войск, военной техники и материально-технических средств. Наши действия по срыву этих перевозок велись с колоссальным напряжением сил и носили характер упорной, длительной и тяжелой борьбы. Никакому другому флоту мира не приходилось решать эту задачу в столь сложной обстановке. Не менее остро стоял вопрос и о защите наших внутренних морских путей, прежде всего, свободы судоходства по Северному морскому пути. Подробности читайте в статье «Пароходы «Сибиряков» и «Дежнев» в битве за Арктику».

Деятельность различных сил флота

Опыт Великой Отечественной войны показал, что флот воевал в основном с «берегом». Традиционно морскими операциями были лишь действия по защите или разгрому конвоев. Более 70% усилий ВМФ пришлось на перевозки войск, нанесение ударов по побережью, высадку десантов и минную войну в интересах обороны побережья. Авиация ВМФ вышла на первое место среди ударных сил флота. На ее боевом счету 50% всех транспортных потерь противника. Однако более 70% самолетовылетов морской авиации было совершено против наземных целей, хотя господство в воздухе стало определять и господство на море.

Подводные лодки использовались в основном для борьбы на коммуникациях. При этом эффективность их действий против торговых судов оказалась значительно более высокой, чем против боевых кораблей. Кроме того, подводные лодки оказывали сковывающее воздействие на противника, который постоянно ощущал угрозу ударов из под воды. Крейсера и эсминцы ВМФ сыграли важную роль в обороне приморских городов и баз в первые годы войны. Без них было бы невозможно обеспечивать стратегические перевозки на Севере.

Значительное развитие в ходе войны получила морская пехота. Ее численность в 1945 году достигла 40 тысяч человек по сравнению с несколькими тысячами в 1941 году. Во всех десантах морская пехота высаживалась в первых бросках и после тяжёлого перехода морем вступала в бой с превосходящими силами противника. Решительные действия морских пехотинцев в первом броске во многом определяли успех высадки и всего десанта.

Заключение

Советский Военно-Морской Флот сокрушил морскую мощь врага на Баренцевом, Балтийском и Черном морях, а также обеспечил поддержку наших войск на приморских направлениях. ВМФ внес достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией. Но это было достигнуто огромной ценой. Вечная память морякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Горшков С.Г. Морская мощь государства. 1979 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. 1978 г.
  • Краснознаменный Черноморский флот. 1979 г.
  • «В огне Великой Отечественной». «Морской сборник» № 5 за 1990 г.
  • Сталбо К. «Цена нашей победы». «Морской сборник» № 5 за 1991 г.
  • А как Вы, уважаемый читатель, оцениваете деятельность советского ВМФ в период Великой Отечественной войны в отношении стоявших перед ним задач и в сравнении с деятельностью флотов Германии, США и Великобритании.
    Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Александр :

    К сожалению, подробное изучение и Флотской темы, и сухопутной открывает кошмарные подробности бездарности командования и страшных бессмысленных потерь, тем более видится огромность подвига нижних и средних чинов Армии и Флота

    15.06.2016

  2. Валентин :

    Спасибо, Владимир!
    Как всегда: коротко, патриотично, с любовью к нашему флоту.
    Валентин

    15.06.2016

  3. Борис :

    Добрый день, Владимир. С огромным удовольствием читаю Ваши материалы. Но, к сожалению, Вы иногда еще пользуетесь информацией того времени. когда громкое» «Низзя!» накладывало запрет на многие публикации. Так и сегодня, говоря о действиях ЧФ в начале войны Вы ни словом не обмолвились о набеге кораблей на Констанцу 26 июня 1941 г., когда погиб лидер эсминцев «Москва». Я Вам посылал материал об этом. Могу повторить. С уважением Борис Баншац.

    16.06.2016

  4. Владимир Додонов :

    Добрый день Александр!
    Не могу с Вами согласиться в отношении бездарности командования и бессмысленных потерь. На мой взгляд, серьезные неудачи и большие потери начального периода войны связаны в первую очередь с низким профессиональным уровнем командного состава всех уровней. Это было вызвано репрессиями, в результате которых карьерный рост был слишком быстрым, и люде не успевали освоить новые должности. Не зря сейчас говорят, что первые полтора-два года мы просто учились воевать. За этот относительно короткий срок наши командиры освоили науку побеждать, что опровергает Ваше мнение об их бездарности.
    А в более широком плане, имеем ли мы, сидя в мягком кресле, осуждать людей за то, что они воевали, как могли и как умели. Они победили и заплатили за это ту цену, которую пришлось заплатить. А мы должны быть благодарны им также как и героям войны 1812 года, Первой мировой и многих других наших войн.
    Мы должны изучать их опыт и их дела, а не только подвиги, и понимать, что их свершения и их жертвы обязывают нас продолжать их дело, но уже в наших условиях и реалиях.

    22.06.2016

  5. Владимир Додонов :

    Здравствуйте Валентин!
    Рад видеть Вас на моем блоге. Спасибо за поддержку.
    1-го июля будет статья о бое наших крейсеров с отрядом германских кораблей в 1915 году.
    Посмотрите ее, пожалуйста, интересно знать Ваше мнение.

    22.06.2016

  6. Леонид :

    «Перестройщики»-иуды оболгали и бессовестно принизили подвиг флота и всей армии на Малой земле. Очернители игнорируют подлинное значение этого участка фронта в планах как нашей Ставки, так и немцев. А ведь именно сражения там и на т.н. Голубой линии на Тамани сделали возможным победу в Курской битве и коренной перелом в войне, т.е. нашу Победу. Собственно, Малая земля была важнейшим этапом стратегического плана, завершившегося разгромом немцев на Курской дуге. Недоумкам невдомёк, почему за этот клочок земли так яростно сражались стороны, почему здесь были сосредоточены лучшие авиационные части наши и немецкие, почему именно здесь произошло крупнейшее в истории воздушное сражение и к нам перешло господство в воздухе. Не зря именно сюда прибыл Г.К.Жуков, после чего окончательно была спланирована операция на Курской дуге. Боевые действия на самом юге советско-германского фронта сковали группировку немцев на Кавказе, не позволили ей после разгрома под Сталинградом беспрепятственно откатиться с Северного Кавказа и усилить боевую мощь немецкой армии в районе Курска-Орла. Новороссийск заслуженно стал городом-Героем, а Л.И.Брежнев (в отличие от нашей»пятой колонны», наверняка бы с хрюканьем пополнившей своры власовцев, полицаев, старост, карателей, надсмотрщиков концлагерей и прочей сволочи) находился в рядах действующей армии, подвергал в той или иной мере опасностисвою жизнь, не прячась в тылу, и видимо обоснованно получил от своего фронта право пройти на Параде Победы 24 июля 1945 года. Вот отсюда и непереоцененное значение морского десанта Цезаря Куникова и всей героической эпопеи Малой земли.

    21.08.2016

  7. Ирина :

    Понятие «воевал лучше» сложно применять к морской войне. И нельзя оперировать тоннажем и общим количеством потопленный кораблей. На первое место должен ставится качество корабельного состава. А здесь мы видим, что кораблей основных классов нам утопить не удалось. Правда, их и не было в зоне досягаемости наших флотов большую часть времени.
    А само это понятие вполне применимо. при встрече равноценных группировок

    22.05.2018

  8. юрий :

    спасибо.

    19.07.2018

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика