Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал Н.О. Эссен — гордость русского флота

Н.О. Эссен
Н.О. Эссен

11 (23) декабря 1860 года — родился видный флотоводец, адмирал (1913 г.) Николай Оттович фон Эссен. Его имя тесно связано с подвигами моряков Порт-Артурской эскадры и возрождением Балтийского флота после тяжелых испытаний русско-японской войны. По определению Государственной думы, он был «Славным защитником Андреевского флага, гордостью русского флота».

Примечательно, что еще в конце XIX века Эссен предвидел неизбежность военного столкновения России с Германией и настойчиво призывал «Учиться тому, что нужно на войне!» Во многом благодаря его энергичной деятельности Балтийский флот в полной боевой готовности встретил начало Первой мировой войны, и своими активными действиями заставил германское командование отказаться от боевой активности в северной части Балтийского моря.

Возмужание

Николай Оттович родился в Петербурге. Морские традиции его семьи насчитывали почти 200 лет. Их основатель Курт Эссен отличился в Гангутском сражении, и Петр I лично вручил ему именной абордажный кортик. Затем род Эссенов дал флоту семь георгиевских кавалеров. Пятнадцати лет Николай поступил в Морской корпус, и с того времени все его труды и помыслы были отданы морю и флоту. Окончив корпус вторым по выпуску, он отправляется в плавание на броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский» в Средиземное море и на Дальний Восток.

В 1884 году мичмана Эссена направили на учебу в Николаевскую морскую академию. Закончив ее по первому разряду, он получил глубокие знания в области кораблестроения, вооружения и теории военно-морского дела. Затем для углубления теоретической подготовки и приобретения практических навыков в области артиллерии Н.О. Эссен закончил Артиллерийские офицерские классы, получив специальность артиллерийского офицера высшей квалификации.

К этому времени он уже имел солидный опыт службы на кораблях и был отмечен командованием. В 1892 году Н.О. Эссен на крейсере «Адмирал Корнилов» ушел на Дальний Восток и стал начальником штаба командующего 1-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О. Макарова. Позднее Эссен вспоминал, что опыт, полученный под началом Макарова, «забыть невозможно, а пренебрегать им — преступно».

Эссен — участие в русско-японской войне

Крейсер Новик
Фотография крейсера «Новик»
Из коллекции Ю. Чернова

В 1902 году Н.О. Эссен был назначен командиром новейшего легкого крейсера «Новик», принял его на судостроительном заводе в Германии и перевел в Порт-Артур, в состав эскадры Тихого океана. Русско-японская война позволила Эссену в полной мере проявить свои командирские качества. С первого дня войны «Новик» активно участвовал в боевых действиях. Утром 27 января 1904 года, после внезапного нападения японцев на Порт-Артур, Н.О. Эссен вывел «Новик» в дальнюю разведку.

В море он встретил несколько японских кораблей и вступил с ними в бой. Умело маневрируя под убийственным огнем многочисленных японских орудий, «Новик» бесстрашно вел бой, используя всю свою артиллерию. Только после попадания 8-дюймового японского снаряда в среднюю часть левого борта командир приказал отходить, но перед этим выпустил торпеду, которая прошла совсем близко от японского крейсера. За этот бой Н.О. Эссен был награжден Золотым оружием с надписью «За храбрость».

По представлению командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала С.О. Макарова 16 марта 1904 года капитана 2 ранга Н.О. Эссена назначили командиром эскадренного броненосца «Севастополь». Германский морской атташе в Порт-Артуре, впоследствии адмирал, Э. Гопман писал тогда о нем: «Говорят, он кристально бескорыстный, крайне независимый человек». Под командой Эссена «Севастополь» стал самым активным и боеспособным кораблем эскадры.

Фото броненосца Севаастополь
Фото броненосца «Севаастополь»
Из коллекции Ю. Чернова

Броненосец неоднократно выходил в море, дважды подрывался на минах, но не прекращал контрбатарейную борьбу с японской осадной артиллерией. Когда начался прямой расстрел кораблей в гавани, «Севастополь» штормовой ночью перешел в бухту Белый Волк. Там корабль подвергался многочисленным атакам японских миноносцев, выпустивших по нему 180 торпед, две из которых достигли цели.

Напоминанием о героизме дерзкого командира может служить приказ начальника Квантунского укрепрайона генерал-лейтенанта А.М. Стесселя от 5 декабря 1904 года: «Гордитесь, славные воины, подвигом броненосца «Севастополь», подвигом командира капитана 1 ранга Эссена, господ офицеров и команды! Пусть каждый из вас будет с гордостью передавать Родине и потомкам, как «Севастополь» один отважился выйти на рейд в ночь на 26 ноября и, будучи атакован подряд пять ночей, со славой геройски отбивал атаки неприятельских миноносцев. Подвиг этот не должен никогда изгладиться из вашей памяти!.. Ура героям броненосца «Севастополь»!»

Когда 19 декабря 1904 года началось уничтожение кораблей эскадры, «Севастополь», единственный из всех, стараниями его командира был отбуксирован на глубокое место и затоплен, что не позволило японцам поднять и использовать его. За подвиги в этой войне Н.О. Эссен был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 1 ранга. Но главное, что он вынес из этой кампании — это богатейший опыт наблюдений и размышлений о проигранной войне.

Возрождение Балтийского флота

Вернувшись в Петербург, Н.О. Эссен занимал видные посты в управлении флотом и активно работал над реформированием морского ведомства и возрождением Балтийского флота после тяжелейших потерь в Цусимском сражении . При этом он решительно выступал против ограничения роли флота только оборонительными задачами. Когда же его назначили командиром Минной дивизии, она стала первым действительно боеспособным соединением Балтийского флота. В апреле 1907 года Эссена произвели в контр-адмиралы, а в 1911 году он стал командующим Балтийским флотом.

На этом посту он показал себя прямым последователем идей адмирала С.О. Макарова. Крупным достижением Эссена стало подчинение нуждам флота деятельности всех портовых учреждений. Большое внимание уделял он выдвижению инициативных офицеров. Высшей похвалой в его устах была аттестация: «Не боится ни моря, ни начальства!» Эссен решительно боролся с упрощениями в боевой подготовке. Проводимые им интенсивные тренировки и многочисленные учения обеспечили высокую боеспособность флота.

Другим, не менее важным направлением его деятельности была реализация девиза С.О. Макарова «В море — дома». Благодаря его настойчивости корабли выходили в море в любое время года и в любую погоду, ночью и плавали в шхерах без лоцманов. В каждом походе отрабатывались навыки артиллерийского боя, торпедных атак, минных постановок и взаимодействие с войсками. Эта работа потребовала громадных усилий и увенчалась успехом только благодаря выдающимся дарованиям адмирала. Это обеспечило высокие боевые качества флота в целом и каждого корабля в отдельности. Посмотрите, например статью об эскадренном миноносце «Гром» .

Большое внимание Николай Оттович уделял и развитию подплава. При нем была сформирована бригада подводного плавания, которая отрабатывала организацию засад подводных лодок у портов и морских баз противника. Во время войны малочисленные подводные силы Балтфлота своей активностью оказали сильное давление на неприятеля и держали его в постоянном напряжении. В германском флоте возник даже “психоз подводных лодок”, из-за которого крейсер “Тетис”, расстрелял свой тральщик, приняв его за подлодку. Несколько боевых походов во время войны совершила и подводная лодка «Минога» (о ней читайте здесь ). В результате минной войны и активной деятельности наших подводных лодок противник был вынужден отказаться от использования Данцига как передовой маневренной базы и уйти в Свинемюнде.

Война

Неугомонный характер Н.О. Эссена проявлялся до самых последних дней его жизни. Летом 1914 года он начал постановку оборонительных минных заграждений, не дожидаясь разрешения свыше. К осени 1914 года, убедившись в надежности обороны Петрограда с моря, Николай Оттович тоже на свой страх и риск приступил к минной войне у военно-морских баз и на коммуникациях противника. В результате этого германский флот понес большие потери и вынужден был ограничить свою деятельность у наших берегов.

Эссен на палубе миноносца
Н.О. Эссен на палубе миноносца «Пограничник»

Николай Оттович часто выходил в море. Во время одного из походов весной 1915 года он простудился, но по-прежнему, всего себя отдавал работе. У него было много планов, разрабатывались крупные и дерзкие операции у берегов противника, однако болезнь усиливалась, и 7 мая 1915 года Н.О. Эссен скончался в возрасте всего 54 лет. Похороны в Петрограде проходили при громадном стечении народа. Выражением общей скорби стали слова одного из ближайших соратников Эссена: «Теперь нет самого главного, умерла душа, нет хозяина». О боевой деятельности Балтийского флота после смерти Эссена читайте в статье «Бой у острова Готланд — упущенные возможности» .

Адмирал Эссен всегда выделялся исключительной личной храбростью, придерживался наиболее смелых тактических решений, показал себя бесстрашным и умелым флотоводцем. Он брал на себя ответственность за важнейшие решения и всегда стоял за активное использование флота и его оружия. На каких бы постах ни находился Николай Оттович, его всегда отличало чуткое и благожелательное отношение к подчиненным, и они отвечали ему глубокой верой в своего адмирала.

В последовавших затем социальных катаклизмах затерялись имена героев, забылась клятва Морского Министра назвать именем адмирала Эссена лучший из новых кораблей, и сам флот, детище великого адмирала, через считанные годы был разорен, погибли или были рассеяны по свету взлелеянные им адмиралы и командиры. Но сейчас, спустя многие десятилетия, Россия воздает долг памяти Николаю Оттовичу Эссену и многим его соратникам.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Шалагин Б.Л. Взять море в свои руки. Нижний Новгород. 1996 г.
  • Житков К. Адмирал Н.О. фон Эссен. «Морской сборник» № 6 1915 г.
  • Скрицкий Н.В. Русские адмиралы. Москва. 2000 г.
  • Березовский Н.Ю., Доценко В.Д., Тюрин Б.П. Российский императорский флот 1696-1917. Военно-исторический справочник. Москва. 1996 г.

Многие считают, что, если бы не смерть адмирала, Балтийский флот под командованием Н.О. Эссена мог бы достичь в этой войне гораздо больших успехов. Но приближалась революция, и какова была бы судьба Эссена после нее? У Вас, уважаемый читатель, есть свое мнение на этот счет. Поделитесь им в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Николай Алексеевич фон Эссен :

    Доброго времени суток! В вашей статье присутствует неточность. Никакого Курта в роду фон Эссенов, к которому принадлежит и Николай Оттович, нет. Возможно, и не будет:) Легенду о Курте придумал один из членов рода, чьи родители в свое время перешли на сторону большевиков. Он тоже моряк. Однако если ознакомиться со «сборником», посвященном прибалтийских родам и изданный в 30-е годы в Эстонии (Handbuch der Ostseeischen Ritterschaften, там несколько томов, но во всех томах указан только один род фон Эссенов- род Николая Оттовича и мой (я его внучатый племянник, т. е. правнук его младшего брата). В данном сборнике упоминается только Johann von Essen. Свою службу он действительно начинал в российском флоте, про кортик никто ничего не знает!
    Данный представитель рода упоминается и в биографическом справочнике, изданном в 13-14 года прошлого века. Еще один миф — морская семья. Всего до Николая Оттовича было примерно еще 3-4 человека. Один из них его родной дядя Райнхольд Николай, начинавший службу во флоте, но потом перешедший в гражданскую. Был Ломжинским губернатором. Еще был Отто Вильгельм (тезка отца Н. О.) — двоюродный прадедушка, кот. начинал во флоте и перешедший на гражданскую службу, гражданский губернатор в прибалтике. После Н.О. были еще моряки: его сын и примерно четвероюродный брат Н.О. (Из другой ветви рода) Раймонд фон Эссен. Но больше всего было в роду связавших судьбу с армией. Чуть меньше с гражданской службой! Вот так!

    11.07.2014

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика