Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал Крюйс — деятельнейший помощник Петра I

Корнелий Крюйс
К. Крюйс

11 (22) июля 1713 года – чрезвычайное происшествие на Балтийском флоте, виновником которого стал адмирал Крюйс. Корнелиус (Корнелий Иванович) Крюйс — одна из ярчайших личностей в истории нашего флота. Как деятельнейший помощник Петра I, он строил корабли, возводил укрепления на Дону, в Таганроге и Архангельске, работал над созданием атласа Азова и Дона, занимался закупками оружия и снаряжения.

Парадоксально, но этот старейший, заслуженный адмирал нашего флота оказался на скамье подсудимых и был приговорен к смертной казни. Причем это вовсе не было прихотью или самодурством царя. По вине Крюйса на Балтийском флоте действительно произошел чрезвычайный случай, который сорвал все планы кампании 1713 года в войне со Швецией. Это событие в свое время наделало много шума в Европе. Общественное мнение в России полностью и безоговорочно во всем обвиняло адмирала Крюйса, а государь был глубоко огорчен случившимся.

Чрезвычайное происшествие и вина адмирала Крюйса

В средине июля 1713 года русская эскадра во главе с вице-адмиралом К. Крюйсом преследовала три шведских судна недалеко от Гельсингфорса. Передовые корабли уже были готовы устремиться на абордаж и ждали только приказа адмирала. Неожиданно корабль «Выборг» выскочил на камни. Шедший за ним флагманский корабль «Рига» успел только немного замедлить ход и тоже оказался на камнях. Погоня прекратилась. Часа через два «Ригу» сняли с камней, а «Выборг» спасти не удалось. Корабль переломился, и его пришлось сжечь.

Этот случай имел для нас тяжелые последствия. Петр I планировал в течение этой кампании завоевать южную часть Финляндии и вынудить шведов заключить мир. Для этого флот должен был захватить господство в Финском заливе. А наш парусный флот после этой неудачи утратил инициативу, 25 июля ушел в Кронштадт и больше активности не проявлял.

Корнелий Крюйс начал службу в голландском флоте. Петр I познакомился с ним в Амстердаме в 1697 году, пригласил на службу и в знак своего покровительства пожаловал ему чин вице-адмирала и шпагу с серебряным эфесом. Приехав в Россию, Крюйс строил флот в Воронеже, составил карту Дона, ездил в Голландию нанимать иностранцев, несколько раз отражал нападение шведов на Кронштадт и Петербург. Под наблюдением адмирала Крюйса закончено строительство крепости в Кронштадте и у Толбухина маяка (о том, как начиналось строительство кронштадтских фортов читайте здесь ).

В Петербурге ему поручили заведовать вооружением кораблей. Все удивлялись его умению при скудности средств и мастеров воплощать государевы замыслы в жизнь. Петр I высоко ценил Крюйса как искусного мореплавателя, знатока кораблестроения, и как незаменимого помощника, одаренного деятельной натурой и всеобъемлющим умом. А также за его крутой и открытый нрав. Однако сейчас он был глубоко огорчен неудачей.

Последствия

Виновных решили предать суду. В его состав были назначены: лейтенанты Мишуков и Зотов, капитан-лейтенант Витус Беринг , капитаны Нальсон, Кронебург, Змаевич и Сиверс, капитан-командор князь Меншиков и корабельный контр-адмирал Петр Михаилов. Президентом суда был назначен генерал-адмирал граф Апраксин. В качестве обвиняемых предстали вице-адмирал Крюйс, командир корабля «Выборг» капитан-командор Шельтинг, командир корабля «Св. Антоний» капитан-командор Рейс и командир 30-пушечного фрегата «Св. Петр» капитан Дегрюйтер. В отношении Крюйса рассматривалось сразу два случая, связанных с «упущением» неприятеля, произошедших в 1712 и в 1713 годах.

Обстоятельства

Было выяснено, что вечером 23 июля 1712 года у Толбухиной косы были обнаружены два корабля и шнява шведов. Флот во главе с адмиралом Крюйсом вышел им на встречу, но наступившая ночь заставила встать на якорь. С рассветом 24 июля началась погоня. В 11 часов, когда ветер совсем стих Крюйс приказал буксировать участвовавшие в погоне суда скампавеями. К полудню ветер засвежел, и шведские корабли стали удаляться. Крюйс приказал прекратить погоню. Шведы повернули и стали приближаться к нашим судам. Крюйс выжидал, но затем все-таки дал сигнал о продолжении погони, однако вскоре стемнело и пришлось встать на якорь. В течение двух следующих дней, 25 и 26 июля, шведские суда держались на виду нашей эскадры, но Крюйс не предпринял никаких действий для их преследования.


Линейный парусный корабль Выборг
Рисунок А. Карелова

Та же нерешительность была характерна для действий Крюйса и в 1713 году. 9 июля флот вышел в Ревель, чтобы, используя его как передовую базу, содействовать сухопутной армии, которая должна была продвигаться по южному побережью Финляндии. Накануне выхода адмирал Крюйс на обеде с командирами кораблей приказал при встрече с неприятелем решительно идти на абордаж. Около полудня 10 июля дозорные суда известили, что видят три неприятельских судна. Ветер был нам попутный, поэтому, прибавив парусов, вся эскадра пошла в погоню. Крюйс собрал на совет командиров ближайших судов. Было решено гнаться за неприятелем до ночи, а затем идти в Ревель. Расстояние до неприятеля постепенно сокращалось, но наступила ночь, ветер стих и выпал туман.

Рано утром 11 июля погоня возобновилась, и в 5-ом часу передовые корабли открыли огонь из погонных орудий. Корабли «Св. Антоний», «Полтава» и «Выборг» были готовы к абордажу, ожидая сигнала адмирала. В этот момент «Выборг» и «Рига» оказались на камнях. Поскольку адмирал Крюйс не мог управлять эскадрой, в командование должен был вступить старший по званию, в данном случае командир корабля «Св. Антоний» капитан-командор Рейс, однако он не принял командования, прекратил погоню, хотя был ближе всех к неприятелю. Шведские суда соединились со своей эскадрой, и ушли в Гельсингфорс.

Суд

Оправдываясь, Крюйс обвинял подчиненных в том, что они не исполнили свой долг. Во время следствия он подал рапорт о том, что подчиненные намеревались сдать его в плен шведам. Однако обвинения тоже были весьма сильными. Особенно активно выступал капитан-командор Шельтинг (командир корабля «Выборг»). В заключение своего выступления он заявил, что адмирал Крюйс в целях личного обогащения использовал суда эскадры для тайной перевозки соли из Ревеля в Кронштадт.

Каждый судья подал свое мнение и приговор в письменном виде. Меры наказания предлагались различные, но подсудимых никто не оправдывал. Суд принял решение, которое было высказано в записке князя Меншикова и Петра Михайлова.

В отношении адмирала Крюйса суд выдвинул следующие обвинения. По первому делу: во-первых, 24 июля, когда ветер стих, приказ о буксировке кораблей скампавеями был отдан слишком поздно. Во-вторых, приостановил погоню, а затем медлил около 2-х часов с ее продолжением. В-третьих, 25 и 26 июля не пошел в погоню и такими «худыми» поступками неприятеля упустил.

По второму делу в обвинении было отмечено, что Крюйс во многом проявил неисполнительность по своей должности. Первое, не надлежало давать ордеры (приказы) за рюмкой водки (на обеде 8 июля). Второе, в протоколе совещания командиров было записано решение гнаться за неприятелем, но не было самого важного указания об абордаже неприятеля. Третье, адмирал Крюйс должен был дать сигнал об абордаже сразу, как только передовые корабли настигли неприятеля. Четвертое, когда его корабль сел на камни, он должен был перейти на другой корабль и продолжать погоню. Пятое, по заявлению вице-адмирала Крюйса, подчиненные ему командиры кораблей намеревались выдать его неприятелю. «Это великое преступление» и заявить о нем надлежало немедленно, а не через три дня после начала разбирательства.

Таким образом, господин вице-адмирал Крюйс не один раз, а в двух кампаниях пренебрег интересами монархии и должность свою не исполнил, констатировал суд.

Капитан-командор Шельтинг заявил о своем намерении сойтись с неприятелем на абордаж. Он имел такую возможность до посадки корабля на камни, но должности своей не исполнил. Капитан-командор Рейс должен был принять командование эскадрой и идти на абордаж неприятеля. Однако он не только должности не исполнил, но и прекратил атаку. Капитан Дегрюйтер показал себя явно «худым» человеком: когда у него матрос упал в море, он прекратил погоню и повернул судно на спасение матроса, хотя достаточно было послать для этого бот, который был у него на бакштове. Примечательно, что посадка кораблей на камни и даже потеря корабля «Выборг» никому из подсудимых в вину не ставилась. Все внимание было сосредоточено на том, что были упущены возможности нанести поражение неприятелю. Это стало главным и при определении меры наказания.


Памятник Крюйсу в Ставангере
Работа Пера Унга

На заключительном заседании суда 22 января 1714 года был оглашен приговор: наказать вице-адмирала Крюйса смертью, капитан-командора Шельтинга снизить в звании, капитан-командора Рейса расстрелять, а капитана Дегрюйтера выслать из России. Затем была объявлена Монаршая милость: Крюйса лишить чинов и сослать в Тобольск. Рейса привязать с завязанными глазами к позорному столбу и приготовить к расстрелу, а потом сослать в Сибирь. С Шельтингом и Дегрюйтером поступить по приговору.

Крюйса сослали в Казань, где он пробыл 13 месяцев, после чего был прощен, восстановлен в чинах и честно служил на весьма высоких административных должностях, но командные посты ему уже не доверяли. О боевых заслугах адмирала Крюйса читайте в статье «Разгром шведов под Санкт-Петербургом» . Шельтинг был восстановлен в прежнем звании в том же 1714 году.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Соколов А. Суд над вице-адмиралом Крюйсом. Морской сборник № 1 1849 г.
  • Шереметьев Б. Шпага адмирала Крюйса. Морской сборник № 6 1989 г.
  • Биографический очерк о К. И. Крюйсе. «Морской сборник» № 11 1990 г.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1852 г.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу, не слишком ли суровые времена были тогда? Учтите, что адмирал К. Крюйс в течение многих лет был ближайшим соратником Петра I в его самых важных начинаниях. И каковы нравы! Известно, что А.Д. Меншикову довольно легко прощали его казнокрадство, а вот за пренебрежение интересами монархии, неисполнение своей должности (своих прямых обязанностей), выразившееся в упущении возможности нанести значительный ущерб неприятелю, полагалась смертная казнь. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Barabara Brojakowski :

    Hello, you have a good web site. I will bookmark it and come back in the future. Thanks!

    28.12.2011

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика