Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал Невельской — забота о коренных интересах России

Портрет Г.И. Невельского
Портрет Г.И. Невельского
Автор неизвестен

25 ноября (5.12) 1813 года — родился Геннадий Иванович Невельской — адмирал и знаменитый исследователь Дальнего Востока. Деятельность Невельского обеспечила и значительно ускорила присоединение к России территорий Приамурского и Уссурийского краев, острова Сахалин, а также окончательное установление границы между Россией и Китаем на Дальнем Востоке.

Проведенные Невельским и его подчиненными исследования завершили период великих географических открытий русских в зоне Тихого океана. Однако помимо научного, они имели огромное стратегическое и экономическое значение, поскольку в основе их лежало не просто стремление к открытиям, а забота о коренных интересах Российского государства.

Осознание проблемы

Все началось с вопроса о судоходности реки Амур. После плаваний Лаперуза и Крузенштерна сложилось мнение, что Сахалин является полуостровом, а Амур не имеет глубоководного выхода в море. Министр иностранных дел России граф Нессельроде считал, что устье этой реки занято сильной китайской флотилией и потому любая активность русских в этом районе будет крайне рискованной и может привести к серьезным осложнениям в отношениях с Китаем. В связи с этим Николай I заявил: «Для чего нам эта река, когда ныне уже положительно доказано, что входить в ее устье могут только одни лодки». При этом он отметил нежелательность дальнейших исследований Амура.

Будучи прекрасно образованным морским офицером, Г.И. Невельской нашел немало документов, говоривших о судоходности Амура. Геннадий Иванович считал необходимым провести новое исследование устья этой реки.


Портрет А.С. Меншикова
Автор Франц Крюгер

Начальник главного морского штаба А.С. Меншиков, которому Невельской доложил о своих намерениях, сказал, что без разрешения царя «никак нельзя». В то же время, он намекнул, что если исследования будут произведены как бы случайно и без каких-либо неприятностей, то, может быть, все и обойдется. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев полностью поддержал план проведения исследований и обещал получить необходимое разрешение.

Невельской энергично взялся за дело

Окрыленный такой поддержкой, Невельской добился весьма скромного назначения командиром военного транспорта «Байкал», который должен был доставить груз в Петропавловск-Камчатский. (О кругосветном плавании еще одного военного транспорта «Кроткий» читайте здесь ). Надо было очень спешить, чтобы в отведенные для плавания сроки выкроить время для исследования Амура. В августе 1848 года «Байкал» вышел из Кронштадта. Его путь пролегал через Атлантику, мимо мыса Горн в Тихий океан, а затем в Петропавловск. Это было трудное и опасное плавание, но Невельской совершил его за очень короткий срок, показав второй результат за всю историю подобных переходов. Наконец, груз сдан, и все готово к проведению исследований, но нет разрешения.

Тогда Геннадий Иванович собрал офицеров и объяснил им сложившуюся ситуацию, заявив, что ответственность за проведение исследований берет на себя. Все выразили готовность идти к Амуру. Подойдя к северной части Сахалина, моряки нашли глубоководный вход в Амурский лиман. Дальше Невельской пошел на шлюпках. Быстрые течения, сильные ветры и лабиринт мелей делали этот труд крайне сложным. На месте предполагаемого перешейка, якобы соединявшего Сахалин с материком, 22 июля был обнаружен широкий пролив глубиной до 10 метров. Всеобщее «Ура!» огласило окрестности. С тех пор бывший Татарский залив стал проливом. На этом обследование лимана пришлось прекратить. На обратном пути Геннадий Иванович получил распоряжение зайти в Аян.


Портрет Н.Н. Муравьева
Автор К.Е. Маковский

Там его уже ждал Муравьев. Он был так воодушевлен результатами исследования, что стал сразу же писать донесение государю. Муравьев отметил, что смелый поступок Невельского открывает широкие возможности для возрождения всей Восточной Сибири и предложил немедленно занять устье Амура. «Сделанные Невельским открытия неоценимы для России; множество предшествовавших экспедиций в эти края могли достигнуть европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы, в той степени, как исполнил это Невельской», — писал Н.Н. Муравьев. Сдав в Охотске «Байкал» и завершив связанные с этим плаванием дела, Геннадий Иванович отправился в Петербург.

Холодный прием в столице

В столице его ждал совсем другой прием. Министр иностранных дел Нессельроде, обвинив Невельского в «неслыханной дерзости» и чуть ли не в государственной измене, потребовал примерно наказать не в меру активного моряка. Николай I милостиво простил Невельского и произвел его в капитаны 2 ранга. Однако положенной за такое важное географическое открытие награды Геннадий Иванович так и не получил. Зато ему было поручено основать на южном побережье Охотского моря зимовье для налаживания торговли с местным населением, но категорически запрещалось продолжать исследования Амура и лимана.


Военный транспорт «Байкал»
С картины Е.В. Войшвилло и Б.М. Стародубцева

Вопреки этому запрещению, в конце июля 1850 года Невельской на шлюпке с пятью вооруженными матросами вновь отправился в экспедицию по Амуру. От местных жителей он узнал, что на реке нет ни одного китайского поста, поскольку Китай считает эту территорию неопределенной. Зато иностранные суда каждый год занимаются здесь грабительским промыслом природных богатств. Тогда Невельской основал в устье Амура Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), и оставил на нем пять матросов с фальконетом (маленькая пушка). Начальнику поста и местным жителям он приказал объявлять всем иностранным судам, что прибрежье и весь приамурский край, до корейской границы, с островом Сахалин являются российскими владениями.

Теперь надо было убедить власти официально закрепить эти земли за Россией, и Геннадий Иванович вновь поехал в Петербург. Для рассмотрения этого вопроса был создан Особый Комитет во главе опять-таки с министром иностранных дел Нессельроде. Комитет постановил: Николаевский пост снять, а капитана 2 ранга Невельского за «неслыханную дерзость и противление Высочайшей воле разжаловать в матросы». Но Николай I, выслушав мнение Муравьева, назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим», а на докладе Особого Комитета наложил знаменитую резолюцию: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен!».

Признание заслуг

Невельской был произведен в капитаны 1-го ранга, ему поручили создать и возглавить Амурскую экспедицию. В ее задачу входило контролировать прилегающее к Амуру побережье Охотского моря, не допускать его захвата и разграбления иностранцами. С тех пор и по настоящее время иностранные государства постоянно пытаются вытеснить Россию с просторов Тихого океана и поставить под свой контроль богатейшие прибрежные районы Берингова, Охотского и Японского морей. Однако благодаря бдительности и мужеству наших пограничников и моряков все эти попытки заканчивались полным провалом. Смотрите, например, статью об обороне Чукотки в послевоенные годы. В период 1851—1854 годов Невельской снарядил ряд экспедиций для обследования Приамурья. Им и его сподвижниками были обследованы тысячи верст горных хребтов, таежных лесов, речных и озерных долин, на огромном протяжении описаны берега Татарского пролива, а также были основаны военные посты на острове Сахалин, в Императорской гавани и ряде других ключевых точках Татарского пролива.


Карта исследований Амурской экспедиции Г.И. Невельского

Государь Император остался весьма доволен всеми действиями Амурской экспедиции. В августе 1854 года за отличное исполнение Высочайших повелений, производившееся в пустынных и отдаленных местах, сопряженное с неимоверными лишениями и постоянной опасностью для жизни, но заложившее основание для присоединения к России всего Приамурского и Уссурийского краев Г.И. Невельской был произведен в контр-адмиралы.

Позднее многие политические деятели России с удивлением и восхищением отмечали, какими ничтожно малыми средствами были присоединены к государству столь обширные территории. Действительно, все обошлось без войн и конфликтов, при самых минимальных затратах финансовых средств, ведь экономили даже на наградах для участников Амурской экспедиции. Авторы этих высказываний были правы, если не считать огромного, тяжелейшего и опасного труда самого Геннадия Ивановича и его соратников.

Большое значение деятельность Невельского имела и для обороны дальневосточных рубежей нашей страны. Во время Крымской войны, после провала англо-французских экспедиций на Камчатку и в залив Де-Кастри (смотрите статью «Оборона Петропавловска сорвала планы Англии и Франции» ), основанный Невельским Николаевский пост стал главной базой Сибирской военной флотилии.

В середине 1850-х годов началось масштабное освоение Россией Амурского края. Миссия Невельского была исчерпана, и в конце 1856 года он возвратился в Петербург. В январе 1864 года Г.И. Невельской был произведен в вице-адмиралы, а в начале 1874 года — в полные адмиралы. В 1858 году был подписан Айгунский договор с Китаем, по которому весь левый берег Амура от слияния Шилки и Аргуни до самого моря был закреплен за Россией, а в 1860 году по Пекинскому договору к России отошел и Уссурийский край. О проблемах с подписанием Пекинского договора читайте в статье Адмирал Лихачев . В день подписания Айгунского договора Муравьев поздравил Невельского, написав ему: «Отечество никогда Вас не забудет, как первого деятеля, создавшего основание, на котором воздвигнуто настоящее здание!»

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • В.Н. Никольский. Памяти Невельского. Харьков. 1914 г.
  • А. Сиденснер. Адмирал Геннадий Иванович Невельской. Санкт-Петербург. 1914 г.
  • М.Е. Жданко. Памяти Геннадия Ивановича Невельского. Владивосток. 1908 г.
  • Г.И. Невельской. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849-1855 гг. Санкт-Петербург. 1878 г.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете о значении и судьбе открытий Невельского? Всегда ли мы умели правильно распорядиться приобретенными богатствами, и помним ли мы, какими трудами они были приобретены? Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Андрей :

    Только благодаря Невельскому, Бошняку, Орлову, Чихачеву, их соратникам и сподвижникам Россия приобрела владения на Дальнем Востоке. Труд и подвиг этих людей не поддается никакому описанию. Как всегда большая часть заслуг приписана абсолютно непричастным личностям. Беспрецедентен подвиг русских матросов, офицеров, казаков, солдат, их жён и детей, которые были поддержкой и опорой первооткрывателям. Честь и хвала этим несгибаемым людям. Вечная память и благодарность потомков.

    08.06.2017

  2. Баранова В.Я. :

    Посмотрела фильм о Г.И. Невельском «Залив счастья». Еще раз убедилась. что»границы наши произрастали» благодаря неизмеримому мужеству русских моряков, солдат, казаков и вопреки помощи государственных деятелей. Спасибо Вам за правдивое описание подвига этого великого человека и его соратников. Земной поклон Вам, русские, исследователи наших суровых и богатых земель. Больше 10 лет жили в Приморье и 4 года на Чукотке. Знаю, какие это суровые края. И тем более понимаю, какой ценой досталась эта земля.

    04.03.2018

  3. Стрелков В И :

    Смелые люди и образованные,Радели за Россию и её могущество и богатства.Слава таким людям.
    21 07 2018

    21.07.2018

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика