Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал А.А. Попов – флотоводец и кораблестроитель

А.А. Попов
А.А. Попов

22 сентября (4 октября) 1821 года — день рождения Андрея Александровича Попова. Известный русский флотоводец, видный кораблестроитель и кругосветный мореплаватель адмирал А.А. Попов по праву входит в плеяду самых выдающихся деятелей военно-морского флота России. Он много лет провел в плаваниях, командуя кораблями и эскадрами, которые решали сложнейшие и ответственнейшие задачи.

Поразительны широта интересов и диапазон практической деятельности Андрея Александровича. Он был активным помощником В.А. Корнилова в обороне Севастополя, деятельным сподвижником великого князя Константина Николаевича в создании броненосного флота, помогал С.О. Макарову в освоении торпедного оружия и И.Ф. Александровскому в усовершенствовании подводной лодки. (О полной драматизма судьбе Александровского Читайте здесь ). А вспоминают его зачастую, как чудака, который строил круглые корабли. И это удивительный парадокс его многогранной творческой деятельности.

Становление офицера

Андрей Александрович родился в Санкт-Петербурге. Его отец, выдающийся русский судостроитель, возглавлял в то время Охтинскую верфь. Вполне понятно, что интерес к судостроению и первые познания в этой области были приобретены Андреем Александровичем еще в раннем детстве. В 1830 году, т.е. в 9 лет, его отдали в морскую роту Александровского корпуса, а в следующем году он был переведен в Морской корпус — самое престижное морское учебное заведение страны. В 1837 году А.А. Попов был произведен в гардемарины и приступил к исполнению обязанностей офицера на кораблях Балтийского флота. Через год он успешно закончил Морской корпус и получил первое офицерское звание — мичман.

Молодой офицер был направлен на Черноморский флот, который в то время участвовал в боевых действиях на Кавказе. Горские народы под руководством Шамиля, подстрекаемые Турцией и Англией, вели затяжную войну против России. Черноморский флот поддерживал операции нашей сухопутной армии. При высадке одного из десантов отличился мичман А.А. Попов. Характерно, что этими операциями флота командовал контр-адмирал М.Н. Станюкович — отец будущего писателя Константина Михайловича Станюковича, который, в свою очередь, постигал морские науки под руководством контр-адмирала А.А. Попова.

Константин Михайлович с большим уважением относился Попову. Его черты можно обнаружить у многих героев знаменитых морских рассказов, однако особенно ярко, полно и впечатляюще образ Попова удался ему в повести «Беспокойный адмирал». Здесь Андрей Александрович предстает перед нами как умный, благородный, талантливый и гуманный адмирал, воспитатель молодых офицеров флота.

Первые поручения и первые отличия

В 1849 году начальником штаба Черноморского флота был назначен контр-адмирал В.А. Корнилов. Предвидя войну с Турцией, он поручил командиру вооруженного парохода «Метеор» лейтенанту А.А. Попову обновить опись укреплений Босфора. К 1853 году, т.е. к началу Крымской войны, Попов составил подробные отчеты об укреплениях Босфора и всего западного побережья Черного моря, а также устья Дуная вплоть до города Рущука.

Пароход Тамань
Рисунок парохода «Тамань»
Автор неизвестен

Сразу после начала войны с Турцией Черноморский флот действовал активно и наступательно. А.А. Попов состоял тогда офицером по особым поручениям при штабе В.А. Корнилова и П.С. Нахимова. Он командовал операциями пароходов на коммуникациях турок и, будучи командиром парохода «Эльбрус», а затем «Андия», уничтожил 6 транспортных судов противника. В начале сентября 1854 года, командуя пароходом «Тамань», он прорвался из находившегося в блокаде Севастополя и пришел в Одессу, а затем в Николаев, уничтожив при этом одно турецкое судно.

Затем А.А. Попов вернулся в осажденный Севастополь и сразу включился в работу по укреплению его обороны. Под его руководством было установлено боновое заграждение у входа на севастопольский рейд, снаряжено два брандера, построены пристани и налажена перевозка войск пароходами через бухты Севастополя. Деятельное участие принимал Попов в установке морских орудий на бастионы вокруг города, а затем обеспечивал артиллерийское снабжение всей линии обороны. За отличия при обороне Севастополя Андрей Александрович был награжден несколькими орденами и золотой саблей с надписью «За храбрость». Начав кампанию капитан-лейтенантом, он закончил ее в чине капитана 1 ранга (1856).

Через несколько лет Андрей Александрович был назначен командующим эскадрой Тихого океана. О создании этой эскадры читайте с статье об адмирале Лихачеве. В сентябре 1863 года он принял участие в исключительно важной для нашей страны и для флота экспедиции русских кораблей в Северо-Американские Соединенные Штаты (САСШ, ныне США). В сентябре эскадра А.А. Попова пришла в Сан-Франциско, а атлантическая эскадра под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского пришла в Нью-Йорк. Эта экспедиция сорвала планы Англии и Франции по развязыванию войны против России и предотвратила их вмешательство в гражданскую войну в САСШ на стороне южан. Она явилась мощной политической и моральной поддержкой правительства А. Линкольна и заложила основы многолетних отношений дружбы и взаимопомощи между Россией и США. Подробности читайте в статье Визит русских кораблей в США .

А.А. Попов на поприще кораблестроения

Броненосец Петр Великий
Броненосный корабль «Петр Великий»
С картины В.В. Игнациуса

Андрей Александрович удачно сочетал в себе талант командира и судостроителя, он хорошо знал кораблестроительную науку, имел большой опыт и был в курсе новейших тенденций зарубежного кораблестроения. Как непосредственный участник Крымской войны (о ее крупнейшем морском сражении читайте здесь ) он прекрасно понимал необходимость перехода к броненосному флоту и в 1867 году одержал убедительную победу в конкурсе на проект лучшего броненосца. Построенный в 1872 году по этому проекту брустверно-башенный броненосец «Петр Великий» стал одним из наиболее совершенных и сильных военных судов в мире и прослужил в отечественном флоте более 30 лет. Построенный в этот же период фрегат «Генерал-адмирал» стал первым в мире океанским броненосным крейсером.

Однако больше всего дискуссий вызвало строительство А.А. Поповым круглых броненосцев береговой обороны (поповок). Сама идея строительства круглых судов не была принципиально новой. На протяжении всей истории развития броненосцев происходило последовательное увеличение их ширины по отношению к длине. Это позволяло увеличить вес и объем монтируемого на корабль вооружения и механизмов. А.А. Попов просто довел эволюцию броненосцев до ее крайней формы.

Броненосец вице-адмирал Попов
Броненосец береговой обороны «Вице-адмирал Попов»
С картины В.В. Игнациуса

В то время приоритет Попова в этой области оспаривался судостроителями ряда стран. Однако он осуществил эту идею на принципиально новой основе. А.А. Попов построил свои суда не с полукруглым днищем, как это пробовали делать в других странах, а плоскодонными, с малой осадкой, чтобы они в полной мере отвечали своему прямому назначению — защита береговых объектов, крепостей, портов проливных зон и устьев крупных рек. В Англии оценили это новшество и серьезно обсуждали его достоинства, а у нас явно преобладала едкая критика. Во всяком случае, дискуссия по этому вопросу продолжается до сих пор.

Неутомимая, деятельная и противоречивая личность

Во всех сферах своей разнообразной деятельности А.А. Попов проявлял кипучую энергию, всегда был душой предан делу и умел вдохновлять к работе своих помощников. Однако он был крайне вспыльчив, терял самообладание и в сердцах нередко оскорблял подчиненных. Потом он сожалел о своих выпадах и старался загладить их. В технических вопросах морского дела Андрей Александрович был весьма компетентен, но не имел возможности пополнять свое образование новыми методами расчетов и новыми теоретическими знаниями.

Он добивался немедленного осуществления своих идей, а потом сам от них отказывался, осознав их неудачность. Однако это нисколько не умаляет его заслуги как флотоводца и кораблестроителя. Прекрасное знание нужд флота и проблем кораблестроения позволяли ему остро чувствовать основополагающие тенденции в развитии военно-морского дела и снискали ему большой авторитет среди моряков и судостроителей всего мира.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Русские современные деятели. Том 1. Санкт-Петербург. 1876 г.
  • Скрицкий Н.В. Русские адмиралы. Краткий биографический словарь. Москва. 2003 г.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
  • Доценко В.Д. Морской биографический словарь. Санкт-Петербург. 1995 г.
  • Семанов С. «Макаров». Москва. 1972 г.
  • Коршунов Ю.Л. Августейшие моряки. Санкт-Петербург. 1999 г.

Андрей Александрович Попов, безусловно, был выдающимся деятелем отечественного военно-морского флота, но в памяти потомков он, к сожалению, остался в основном, как «чудаковатый» адмирал, который строил круглые корабли. А как Вы, уважаемый читатель, относитесь к его деятельности и к значению его вклада в развитие нашего флота? Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика