Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

С.К. Грейг — выдающийся адмирал Екатерининской поры


Адмирал С.К. Грейг

30 ноября (11.12) 1736 года — родился Самуил Карлович Грейг. Это был выдающийся адмирал Екатерининской поры, шотландец на русской службе, герой Чесменского морского сражения и человек потрясающей судьбы. Профессиональный военный моряк, его флагманский корабль всегда был в самом центре боя, подвергаясь наибольшей опасности. А умер Самуил Карлович от банальной осенней простуды, простыв на пронизывающих душу штормовых балтийских ветрах.

В его биографии был один парадоксальный эпизод, связанный с Гогландским сражением — последним морским сражением в его жизни. Однако давайте обсудим все по порядку, иначе невозможно передать всю нелепость выплеснутых на него обвинений.

Переход на службу в России

Самуил Карлович очень рано ушел в море. Уже в 27 лет он стал лейтенантом английского флота, а в 1764 году после долгих плаваний вернулся в Англию и был назначен помощником командира 64-пушечного линейного корабля. В это время он попал в поле зрения полномочного министра России в Англии А. Р. Воронцова и по его рекомендации, а также с особого разрешения короля Георга III был принят на русскую службу. В те времена многие иностранцы внесли большой вклад в развитие нашего флота. Об одном из них читайте тут .

Грейгу было присвоено звание капитана 1 ранга, но с условием плавать кампанию первого года в звании волонтера — стажера командира корабля «Св. Дмитрий Ростовский». На следующий год он стал полноправным командиром этого корабля. С первых дней Самуил Карлович очень ревностно относился к службе. Уже в течение первых лет он предложил целый ряд нововведений, которые были одобрены Адмиралтейств-коллегией, испытаны и внедрены на кораблях нашего флота.

В 1766 году под его руководством заканчивается строительство и оснащение линейного корабля «Три Иерарха». Здесь Грейг смог в полной мере применить свои знания и осуществить целый ряд новых предложений. После завершения строительства Грейг стал командиром этого корабля. Теперь он применил новую систему распределения обязанностей и подготовки экипажа. В результате, этот корабль в течение многих лет во всех отношениях считался образцовым.

Участие в Первой Архипелагской экспедиции

Его старания не остались незамеченными. В 1769 году Грейга произвели в капитаны бригадирского ранга. В этом же году на корабле «Три Иерарха» в составе эскадры адмирала Г. А. Спиридова он ушел в восточную часть Средиземного моря, как тогда называли в Архипелаг, для действий против турецкого флота. В ходе этой кампании его корабль участвовал в осаде Модона, в Хиосском и Чесменском сражениях. За инициативу и храбрость, проявленные во время Первой Архипелагской экспедиции, Грейг был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Св. Георгия II степени. О том насколько редким и престижным был этот орден, читайте «Орден св. Георгия – самый престижный военный орден России» .

В 1777 году Адмиралтейств-коллегия вновь рассматривала вопрос о награждении участников Чесменского сражения. Коллегия приписала «сожжение и истребление в Чесменской бухте турецкого флота мужеству и искусству Грейга» и постановила выдать ему повышенную премию. В этом же году Грейгу был предоставлен четырехмесячный отпуск и выделен фрегат для поездки в Шотландию.

Княжна Тараканова

Находясь в Архипелаге, Грейг был одновременно советником по морским вопросам главнокомандующего графа А. Г. Орлова, державшего свой кайзер-флаг на корабле «Три Иерарха». В 1775 году на флагманском корабле Грейга была доставлена в Кронштадт княжна Тараканова, претендентка на российский престол, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Этим он окончательно завоевал полное расположение и доверие императрицы Екатерины II. Грейг был произведен в вице-адмиралы и назначен командиром Кронштадтского порта.

В течение последующих нескольких лет он командовал эскадрой. В 1782 г. был произведен в полные адмиралы, после чего занимал административные должности. В частности, имел главный надзор над работами на Александровском пушечном заводе в Петрозаводске и на адмиралтейской верфи в Кронштадте.

Сражение при Гогланде

В 1787 г. Турция начала военные действия против России. В 1788 г. Грейг был назначен командиром эскадры, отправлявшейся в Средиземное море. Ему предстояло овладеть Дарданеллами и дойти до Константинополя. Разработанный Грейгом план этого похода свидетельствовал о его глубочайших познаниях в области мореплавания и военно-морского искусства, а также в области дипломатии, международных торговых отношений и административных вопросов. Однако реализовать этот план ему не удалось.

Пользуясь тем, что основные силы русской армии были связаны на юге страны, в июне 1788 г. шведские войска перешли русскую границу в Финляндии и осадили крепости Нейшлот и Фридрихсгам. Морская экспедиция в Средиземное море была задержана, а Грейг возглавил Балтийский флот для обороны Кронштадта и Санкт-Петербурга. Он сразу приступил к активным действиям и 6 июля, имея флаг на корабле «Ростислав», атаковал шведский флот при Гогланде.


Гогландское сражение

Сражение было чрезвычайно ожесточенным и кровопролитным. Пять часов противники осыпали друг друга ядрами и картечью. Адмирал Грейг еще раз продемонстрировал необычайную решительность, умение быстро оценивать обстановку и личную храбрость. Он на своем корабле трижды сближался с противником на такую короткую дистанцию, что можно сказать, что он на своих плечах вынес всю тяжесть этой победы.

Благодаря таким решительным действиям авангард шведского флота был разбит, а командир авангарда шведский вице-адмирал граф Вахмейстер сдался в плен вместе со своим кораблем «Принц Густав». В итоге, русские, будучи слабее, заставили шведов отступить и скрыться в Свеаборге.

Внезапная смерть Грейга, слава и козни завистников

Эта победа полностью сорвала планы шведов по захвату Петербурга и обеспечила успех всей кампании 1788 года. Русский флот получил свободу действий в Финском заливе и в восточной части Балтийского моря. Грейг разработал прекрасный план захвата Свеаборга зимой, атакуя крепость по льду Финского залива. Екатерина II полностью поддержала этот план и обещала направить необходимое количество войск. Однако осенью Грейг простудился и тяжело заболел. Чтобы облегчить его положение Екатерина II приказала поставить корабль «Ростислав», на котором находился Грейг, в Ревельскую гавань. Однако этот знак высочайшего внимания, уважения и заботы не помог ему преодолеть болезнь. Самуил Карлович умер 15 октября 1788 года. Командующим флотом был назначен адмирал Чичагов (О судьбе Чичагова Читайте подробнее ).


Флагманский корабль адмирала Грейга «Ростислав»
С картины В.С. Емышева

Самуил Карлович похоронен в Вышгороде — исторической части города Ревель. Старинный храм «Томкирха» стоит уже более шести веков. В глубине храма находятся массивные мраморные гробницы знаменитых русских флотоводцев и мореплавателей — адмиралов С. К. Грейга и И. Ф. Крузенштерна. По повелению Екатерины II скульптор И. П. Матрос сделал величественный памятник, на пьедестале которого начертаны следующие слова: «Его славят немолчной песнью Архипелаг, Балтийское море и берега, охраняемые от вражеского огня. Его славят его доблесть и непроходящая скорбь великодушной Екатерины».

Всю свою жизнь адмирал Грейг отдал России и прослужил на Балтийском флоте почти 25 лет, с 1764 по 1788 годы. Он внес огромный вклад в успех Первой Архипелагской экспедиции, а его блестящие организаторские способности, глубокие познания в области военно-морского искусства и кораблестроения обеспечили значительное усиление боевой мощи Российского флота. В течение многих лет по его чертежам строились самые совершенные корабли, а в Англии по его рекомендации обучались многие наши талантливые кораблестроители.

Однако еще при жизни Грейга в его адрес стала раздаваться критика. Петербургские завистники ставили под сомнение его победу в Гогландском сражении, ссылаясь на то, что потери сторон в этом сражении примерно одинаковые. Зато шведы сразу же объявили себя победителями. Если мы отказываемся от этой победы, значит Грейг оказался побежденным. Парадоксально, но факт. Екатерина II в меру своих возможностей защищала Грейга. Но отголоски этой критики дошли и до наших дней. Даже сейчас в Википедии победа русского флота в этом сражении ставится под сомнение.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Тарле Е.В. Павел Степанович Нахимов. Москва. 1944 г.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Москва. 2000 г.
  • Митяев А.В. Книга будущих адмиралов. Москва. 1979 г.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 г.

А что Вы думаете по этому поводу? Можно ли вообще определять победителя морского сражения по соотношению потерь? И, наконец, самое главное, можем ли мы так легко отказываться от боевой славы Российского флота, завоеванной кровью и потом наших предков. Каждое поколение должно не только знать, но и защищать героев своей страны, защищать честь Российского флота. Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика