Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Парохода «Веста» — бой с броненосцем

Н.М. Баранов
Н.М. Баранов

11 июля 1877 года — героический бой парохода «Веста» с турецким броненосцем. С началом русско-турецкой войны 1877-1878 годов Турция на весь мир объявила о блокаде всех русских портов в Черном и Азовском морях. Турецкие броненосцы обстреливали русские приморские города и стремились установить полное господство на Черном море. Внешнеторговые операции России через южные порты почти прекратились. Черноморскому флоту была поставлена задача: активными боевыми действиями доказать, что никакой блокады не существует.

Для этого шесть быстроходных пароходов торгового флота переоборудовали во вспомогательные крейсера. Одним из них был пароход «Веста». В первом же походе он был атакован турецким броненосцем и, несмотря на колоссальное превосходство турок, вышел из этого боя победителем. Непреклонная решимость всего экипажа сражаться до последней возможности, высочайшие профессиональные и волевые качества командира «Весты» обеспечили эту победу.

К войне мы опять были не готовы

В 1876 году широко развернулось восстание народов Боснии, Герцеговины и Болгарии против турецкого ига. Турецкие войска с невероятной жестокостью расправлялись с восставшими. В феврале 1877 года правительство России потребовало от султана прекратить насилие и провести реформы в пользу славянского населения Балкан. Поскольку Турция отвергла это требование, 12 апреля 1877 года Россия объявила ей войну.

После Крымской войны нам было запрещено иметь военный флот на Черном море. В 1871 году Россия отказалась соблюдать эти ограничения, но воссоздать Черноморский флот не успели. К 1877 году у нас на Черном море было только два броненосца береговой обороны (поповки), а также 5 устаревших пароходофрегатов. Турция же имела 13 современных броненосных кораблей и 15 пароходофрегатов. Она запретила проход наших судов через Черноморские проливы и объявила о блокаде русских портов на Черном и Азовском морях. Иностранцы прекратили отправку своих судов в наши порты.

Наш ответ турецкому султану

Вся страна ждала и надеялась, что черноморцы активными боевыми действиями опровергнут заявления турок о блокаде и не позволят им захватить господство на Черном море. Для борьбы с крупными кораблями турок пароход «Константин», по предложению его командира лейтенанта С.О. Макарова, был оснащен минными катерами, которые могли атаковать корабли противника шестовыми минами, а затем и торпедами. Одновременно в море вышли наши вспомогательные крейсера, которые должны были прекратить военные перевозки и торговое судоходство турок в Черном море.

Среди этих вспомогательных крейсеров был и винтовой пароход «Веста» водоизмещением 1800 тонн. Он был построен в 1858 году и мог развивать скорость до 12 узлов. Всего за две недели на нем были установлены 9 орудий и два минных катера с шестовыми минами. Экипаж 117 человек набрали исключительно из добровольцев с Балтийского и Черноморского флотов. Командиром «Весты» был назначен капитан-лейтенант Николай Михайлович Баранов.

Еще до войны, подобно С. О. Макарову, он работал над идеей использования минных катеров для борьбы с крупными кораблями противника. Он же был инициатором вооружения вспомогательных крейсеров крупнокалиберными мортирами, позволявшими поражать неприятеля в не защищенные броней участки палубы. Стремясь воплотить эти идеи на практике, он и добился назначения на «Весту». 28 июня 1877 года в Николаеве состоялся смотр и приемка переоборудованного парохода, а уже 10 июля он вышел в свое первое крейсерское плавание.

«Веста» ведет бой с броненосцем

Командир «Весты» имел приказание крейсировать в районе порта Костюнджа (Констанца) и перехватывать турецкие пароходы, следовавшие туда с войсками и воинскими грузами. Сразу после выхода в море провели первое артиллерийское учение, а затем зарядили орудия и приготовились к встрече с противником. Остаток дня и ночь прошли спокойно. Утром 11 июля, находясь примерно в 35 милях от порта Костюнджа, заметили на горизонте густую полосу черного дыма. Командир предполагал, что это торговое судно и пошел на перехват. Суда быстро сближались. Вскоре стало очевидно, что впереди турецкий броненосец «Фетхи-Буленд», который идет в атаку на «Весту».

Турецкие броненосцы строились в основном в Европе, что уже говорит об их высоких боевых качествах. Эти корабли имели толстую бортовую броню и сильную артиллерию. «Веста» же вообще не имела брони, толщина ее бортового железа составляла всего полвершка (2,2 см), а артиллерия состояла из орудий и мортир, предназначенных только для ближнего боя. Вес одного залпа орудий броненосца во много раз превышал вес залпа «Весты», а дальность стрельбы турецких орудий была более чем в два раза больше, чем у наших пушек. Более того, турецкий корабль обладал большей скоростью хода и мог выбирать дистанцию и угол обстрела нашего парохода. Не трудно представить, что ожидало «Весту» в бою с таким сильным противником.

Первые залпы

Броненосец поднял турецкий флаг и открыл огонь. На «Весте» ответили залпом из носовых орудий. Вражеские снаряды стали ложиться близко по бортам, обдавая наших моряков на палубе водой и градом осколков. Баранов стал маневрировать, стараясь не подставлять неприятелю борта. Попадание даже одного снаряда в борт могло вывести из строя паровую машину и лишить корабль хода. Снаряды «Весты» не могли пробить бортовую броню броненосца, поэтому вся надежда была на огонь наших мортир, которые могли поразить палубу броненосца (о применении мортир в русском флоте читайте здесь ).

Несмотря на всю тяжесть складывавшегося положения, Баранов находился на мостике и хладнокровно руководил боем и маневрами корабля. Первые три часа боя прошли благополучно. Не было ни убитых, ни раненых. Затем броненосец сократил дистанцию до 500 саженей (примерно 1 км). На такой близкой дистанции его первый же артиллерийский залп накрыл «Весту».


Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем
С картины Р.Г. Судковского

Несколько снарядов попали в корму, а один пробил палубу и вызвал пожар над крюйт-камерой. Тушить его бросился старший офицер «Весты» лейтенант Владимир Перелешин. Его брат, тоже лейтенант, заведовавший минной частью, в это время поднялся на мостик и просил у командира разрешения атаковать броненосец минными катерами. Однако, спустившись с мостика, он тут же был убит разорвавшимся снарядом.

Испытание мужества

Броненосец сократил дистанцию до 350 саженей. Тогда Баранов вызвал стрелков на мостик и приказал открыть ружейный огонь по неприятелю. Между тем полуденный зной и напряженная работа стали утомлять людей. Количество убитых и раненых постоянно нарастало. Казалось, что развязка уже близка. Баранов решил подойти к броненосцу вплотную и взорвать оба корабля. Решение объявили матросам. Все перекрестились и ответили дружным «Ура!».

З.П. Рожественский
З.П. Рожественский

В это время разорвалась еще один снаряд, им был убит наводчик кормовой мортиры. Тогда на его место встал лейтенант Зиновий Рожественский (будущий вице-адмирал и командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой). Его удачный выстрел решил исход боя. Бомба попала в крышу артиллерийского каземата, пробила ее и разорвалась внутри. На броненосце началась паника. Он окутался облаком дыма и пара, стал отставать, а затем повернул на обратный курс. «Веста» послала ему в вдогонку последний залп.

Победители

Более 5 часов длился этот героический бой. На «Весте» было убито 12 и ранено 28 человек. На следующее утро израненная и опаленная пожаром, но с гордо реющим флагом, «Веста» пришла в Севастополь. Встречать ее вышло почти все население города.

Капитан-лейтенант Н. М. Баранов в донесении о бое писал, что весь экипаж проявил геройство и достоинство, показывая примеры мужества и необычайной храбрости. «Честь русского имени и честь нашего флага поддержаны вполне», отметил в своем донесении Главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Аркас. Император Николай I в телеграмме передал всем офицерам и команде парохода сердечное спасибо. «Они вновь доказали, что старый дух нашего славного Черноморского флота жив и в новом поколении», подчеркнул он.


Героям «Весты»

Все участники боя были награждены по-царски. Офицеров повысили в званиях, Баранов, Перелешин и Рожественский были награждены орденами Св. Георгия 4-й степени. (О престижности этого ордена Читайте здесь ). Остальные офицеры — орденом Св. Владимира с мечами и бантом. Для нижних чинов было пожаловано 12 Георгиевских крестов и столько же унтер-офицерских вакансий. Все офицеры и матросы были награждены пожизненными пенсиями.

Погибших героев похоронили в Севастополе. В 1886 г. на их братской могиле был сооружен гранитный памятник по проекту скульптора П.О. Брукальского. У основания памятника лежат чугунные ядра, а орудийные стволы, напоминающие колонны, установлены по обеим сторонам и поддерживают прямой рельефный крест, под которым мемориальная доска с текстом, рассказывающим о подвиге экипажа «Весты». На боковых гранях памятные доски с именами двенадцати погибших.

Удивительно, но Рожественский в личных беседах рассказывал всем, что никакого боя не было, «Веста» просто на всех парах удирала от противника. В 1878 году он опубликовал статью, в которой описал бой как «постыдное бегство» и обвинил Н.М. Баранова в преувеличении заслуг экипажа. Это было уже серьезное обвинение. Дело дошло до суда. Однако Морское министерство не поддержало Баранова и после долгих разбирательств в январе 1880 года он был уволен со службы.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Боевая летопись русского флота. Москва. 1948 г.
  • Хребтов А. Бой «Весты». Москва. 1878 г.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 г.
  • Альманах «Андреевский флаг» № 35. Москва. 1996 г.

Дорогой читатель! Вы обратили внимание на то, что бой «Весты» очень похож на бой брига «Меркурий», (смотрите статью «Бриг «Меркурий» — уникальный подвиг») , который произошел почти полвека назад. Этот факт сам по себе является лучшим свидетельством незыблемости боевых традиций Российского флота и неразрывной связи многих поколений наших моряков в борьбе за интересы Отечества. А что Вы думаете по этому вопросу? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье! Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. СТЕПАНОВ В.А. :

    Интересный материал.Мало освещался этот бой. Рождественский был несогласен с некоторыми действиями Баранова о чём и писал в последствии. И маленькая опечатка-правил тогда император-Александр 11. С уважением Вячеслав Степанов

    01.07.2012

  2. Владимир Додонов :

    Уважаемый Вячеслав Александрович, большое спасибо за комментарий и особенно за подсказку об опечатке. Я сразу же исправил. Что же касается Рожественского, то, я думаю, тут надо принять во внимание, что он был тогда еще молодым лейтенантом. А молодой лейтенант всегда и «знает больше и видит дальше своего командира», это естественно. Я читал его высказывания после этого боя. Он отмечал, что «Веста» как могла удирала от броненосца. В целом, это правда, действительно удирала, но удирая вела бой и выиграла его. И бриг «Меркурий» тоже удирал, а в итоге оказался победителем.
    Еще раз огромное спасибо за комментарий и за внимание.

    01.07.2012

  3. i.grafova :

    Счастливо она отделалась. Да и из мортиры попасть в морских условиях — из разряда фантастики. По другим данным, нехватка угля у турок заставила их прекратить погоню

    04.07.2012

  4. Александр :

    Добрый день уважаемый Владимир Андреевич!
    Неожиданная приятность и надежда обнаружилась для меня сегодня — наткнулся на Вашу работу по «Весте». Мой прадед — Трофим Шимко был призван (матросом?) на «Весту» из Запорожья. Он был награждён Георгиевским крестом, как, в основном все участники того боя. Во время пожара на «Весте» он потерял глаза. Остаток жизни был незрячим. Умер в марте 1927 г. Много чего он рассказывал своему сыну — моему дедушке (по отцу) Шимко Борису Трофимовичу (1885-1965), а тот — мне. Но ввиду своего … малолетства (5-6 лет) я не смог понять, запомнить для чего мне всё это надо, не придал значения и т.п. О чём уже давно очень сожалею! Реально ли освежить более полную историю-информацию о составе экипажа и т.п. Мне очень интересно знать о моём прадеде, например, хотя бы его дата рождения, дату смерти мне сказали: 27.03.1927 г. Интересно было бы найти поимённый список/состав экипажа…. Если кто знает как, где?… Помогите пожалуйста. Спасибо! Спасибо Вам за Вашу работу! Она бесценна!

    01.10.2012

  5. Евгений Лаухин :

    Поинтересуйтесь дальнейшей судьбой командира «Весты» Н.М.БАРАНОВА. Она потрясающе интересна и уникальна. Личность волевая, самобытная, многогранно-талантливая. Настоящий сын нашего Отечества
    Носящий это славное имя эсминец «Капитан лейтенант Баранов» 18 июня 1918г был затоплен в Новороссийской бухте вместе с остальной эскадрой Черноморского флота, предпочитая гибель плену. Одним из первых открыл кингстоны и клинкеты, но тонуть не хотел и лег на дно одним из последних после подрыва торпедой. Поднят ЭПРОНом в 1927г. Евгений Лаухин.

    01.07.2016

  6. Владимир Додонов :

    Здравствуйте Евгений!
    Рад снова видеть Вас на моем блоге. Не менее приятно было прочитать и такой содержательный комментарий.

    Биографией Баранова я тоже интересуюсь уже давно. В молодости он был назначен директором Военно-морского музея и превратил, бывшую тогда модельную мастерскую в настоящий музей. Затем он стал большим энтузиастом крейсерских операций. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Баранов добился в этой области наибольших результатов, сначала на «Весте», а затем, командуя «Россией» захватил турецкий пароход «Мерсина», перевозивший, пассажиров, около 800 солдат и 22 офицера.

    В послевоенные годы он выступал за активное использование крейсеров и даже предлагал отказаться ради этого от строительства дорогостоящих броненосцев.

    Вы совершенно правы, в судьбе этого энтузиаста и патриота много интересного и поучительного. Об этом же говорит и приведенный в моей статье портрет Баранова. Обратите внимание, сколько у него орденов и знаков отличия.

    Владимир

    14.07.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика