Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Эльтигенский десант — героическая и трагическая эпопея

Г.Н. Холостяков
Г.Н. Холостяков

11 декабря 1943 года — завершение боев и эвакуация Эльтигенского десанта. Одновременно это означало завершение Керченско-Эльтигенской десантной операции — одной из крупнейших десантных операций Великой Отечественной войны. Она положила начало освобождению Крымского полуострова, оттянула от Перекопа значительные силы противника и сорвала планировавшийся им контрудар. Однако высадка и дальнейшие боевые действия десантов отличались крайним драматизмом. Стрелка весов неоднократно колебалась от победы к поражению и обратно.

Поразительно, но сухопутное командование рассматривало предложения флота отложить Эльтигенский десант из-за штормовой погоды как попытки уклониться от выполнения боевой задачи. Это привело к большим потерям в людях и судах еще на пути к месту высадки. К сожалению, всего через месяц десант на мыс Тархан снова вышел во время шторма и опять понес неоправданные потери. Одновременно еще раз подтвердилась настоятельная необходимость иметь специальные суда для высадки и артиллерийской поддержки десанта, но их начали строить уже после окончания войны (подробнее о десантных кораблях читайте здесь ).

Подготовка десантов

Осенью 1943 г. сложилась благоприятная обстановка для изгнания немецко-фашистских оккупантов с территории Крымского полуострова. К этому времени был полностью очищен от противника Таманский полуостров и Перекопский перешеек. Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение нанести удары по крымской группировке с севера и востока. Северо-Кавказскому фронту было приказано форсировать Керченский пролив.

Операция получила название Керченско-Эльтигенской. Ее замысел предусматривал одновременную высадку основного десанта севернее Керчи и вспомогательного на эльтигенском направлении южнее Керчи. В первом броске обоих десантов шли батальоны морской пехоты. Эльтигенский десант должен был овладеть портом Камыш-Бурун, принять там 117 гвардейскую дивизию и совместно с дивизиями основного десанта освободить Керченский полуостров.

Его оборонял 5-й немецкий армейский корпус, усиленный артиллерией, танками и авиацией (всего 85 тыс. солдат и офицеров). Керченский пролив и подходы к нему были минированы. Противник построил три рубежа обороны общей глубиной до 80 км. В портах Крыма базировалось около 70 боевых катеров и около 90 артиллерийских быстроходных десантных барж, вооруженных двумя 88-мм орудиями и зенитными автоматами. Эти баржи имели легкое бронирование боевых рубок и корпусов. Небольшая осадка позволяла им действовать на малых глубинах по всей акватории Керченского пролива. Наши сторожевики и эсминцы не могли войти в Керченский пролив из-за малых глубин и минной опасности.

Общее руководство операцией возлагалось на командующего Северо-Кавказским фронтом генерал полковника И.Е. Петрова (с 20.11 командующий Отдельной Приморской армией) и его помощника по морской части командующего ЧФ вице-адмирала Л.А. Владимирского. (О его участии в эвакуации Одессы читайте здесь ). Высадкой Эльтигенского десанта, его поддержкой и снабжением руководил командир Новороссийской ВМБ контр-адмирал Г.Н. Холостяков.

Высадка Эльтигенского десанта


Десантный тендер

Операция началась в ночь на 1 ноября. Однако 31 октября стало сильно штормить. Большие волны буквально выбрасывали на берег поставленные под погрузку катера. Выход десанта задерживался. Адмирал Л.А. Владимирский предложил отложить высадку, поскольку в такую погоду неизбежны потери людей и судов на переходе морем. Генерал И.Е. Петров сначала приказал продолжать операцию, а через некоторое время вынужден был отменить высадку основного десанта. В это время десант в Эльтиген был уже на полпути к цели, и отменять операцию было поздно.

Во время высадки гитлеровцы открыли сильный артиллерийский и минометный огонь. Несмотря на это, десантники продолжали стремительно высаживаться на берег, иногда вплавь в ледяной воде. К исходу 1 ноября они овладели плацдармом шириной до 5 км и глубиной до 2 км. С наступлением темноты началась высадка последующих эшелонов войск. Всего к исходу 3 ноября в район Эльтигена было доставлено 9418 человек с орудиями, минометами и боеприпасами. Десантников поддерживала береговая артиллерия и авиация Черноморского флота.

Высадка десанта в Эльтигене
Высадка десанта в Эльтигене
С картины В.А. Печатина

Через два дня Азовская флотилия (о ее сравнительно короткой, но необычайно важной истории читайте здесь ) был успешно высажен основной десант, но он не смог продвинуться за пределы Еникальского полуострова и в конце ноября перешел к обороне. В связи с этим противнику удалось сосредоточить крупные силы против Эльтигенского десанта. Он подвергался непрерывным атакам, был оттеснён к морю и не смог взять порт Камыш-Бурун, в связи с чем высадка 117-й дивизии была отменена.

Бои в блокаде

Противник блокировал эльтигенский плацдарм с моря. Было увеличено количество задействованных в блокаде десантных барж, а число самолетов на аэродромах Керченского полуострова возросло с 60 до 200. В итоге, уже начиная с 3 ноября перевозки войск, техники и боеприпасов на эльтигенский плацдарм стали непрерывно сокращаться и к 9 ноября — полностью прекратились, хотя отдельные катера все же прорывались на плацдарм.

Бой моряков у Эльтигена
Бой моряков у Эльтигена
С картины А.Д. Кокоша

Теперь все зависело от авиации. Она обеспечивала огневую поддержку Эльтигенского десанта, его снабжение, а также наносила бомбовые удары по кораблям противника. Штурмовики, например, в ходе этой операции более 80 % вылетов сделали на поддержку вспомогательного десанта, а бомбардировщики днем — вообще 100 % вылетов.

В этих условиях Г.Н. Холостяков делал все возможное, чтобы облегчить положение десантников. Немало бессмертных подвигов совершили моряки катеров, проводивших высадку и снабжение Эльтигенского десанта, а также морские пехотинцы и бойцы десанта. В рамках этой короткой статьи невозможно рассказать о них подробно. Но для того, чтобы представить себе поистине массовый героизм моряков и десантников, достаточно сказать, что по итогам боев 129 воинов, в том числе 33 моряка-черноморца, были удостоены звания Героя Советского Союза


План Керченско-Эльтигенской операции

Прорыв и бои на горе Митридад

Между тем положение Эльтигенского десанта становилось все более тяжелым. За 26 суток катерам лишь 16 раз удалось прорваться к плацдарму. Перевозки на самолетах также были ограниченными. Десант испытывал острый недостаток в боеприпасах и продовольствии, не мог эвакуировать раненых. Противник сосредоточил здесь большое количество пехоты, атаки которой поддерживались авиацией и танками. В течение 40 дней непрерывных боев в условиях вражеской блокады с моря и воздуха, десант оттянул на себя и сковал основные силы противника, существенно облегчив высадку наших частей севернее Керчи.

Поскольку десант выполнил свою задачу командование фронтом приказало пробиваться в район Керчи. Батальон морской пехоты в ночь на 7 декабря стремительной внезапной атакой прорвал кольцо окружения и устремился по тылам врага в северном направлении. За ним пошли и армейские части. На плацдарме остались сотни раненых, которые приняли последний бой в опустевших окопах. Многие кинулись в холодную декабрьскую воду, чтобы вплавь, через пролив шириной 15 километров добраться до нашего берега. До Тамани не доплыл ни один, но катера Азовской флотилии подняли из воды 55 человек.

Группа десантников численностью свыше 1500 человек захватила на окраинах Керчи вражеские склады, а затем закрепилась на высотах у горы Митридат и пристани Угольная. До позиций основного десанта оставалось километра три. Но генералу И.Е. Петрову не удалось организовать прорыв войск с Еникальского полуострова к Керчи.

«Сугубо осторожные, замедленные действия фронта, — писал после войны Л.А. Владимирский, — привели к неиспользованию благоприятной обстановки, когда Керчь, по сути дела, была уже в наших руках. Это заставило меня дать резкую телеграмму в Ставку о своем принципиальном расхождении с генералом И.Е. Петровым в вопросе ведения совместных действий». Эти расхождения имели место и позже.

Три дня десантники отбивали атаки противника. В помощь им 7 и 9 декабря была высажена 83-я бригада морской пехоты. Но и немецко-фашистское командование стянуло к району горы Митридат дополнительные силы. Десантникам пришлось отойти к предместьям города, а 10 и 11 декабря они были эвакуированы. Так закончилась полуторамесячная героическая и полная драматизма эпопея черноморского десанта в районе поселка Эльтиген и горы Митридат.

Итоги

Эльтигенский десант отвлек на себя значительные силы противника и нанес им большие потери. Благодаря этому наши войска захватили важный оперативный плацдарм, который положил начало освобождению Крыма. Однако судьба этого десанта оказалась трагической, прежде всего из-за того, что немцам удалось, используя быстроходные десантные баржи, блокировать Эльтиген с моря.

Наши моряки, пытаясь прорвать блокаду, смело вступали в бой с этими баржами, даже пытались брать их на абордаж. Но что они могли сделать на деревянных тихоходных катерах со слабой артиллерией. Им приходилось «драться телегами против танков» — так охарактеризовал действия наших катерников Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский.

Менее года довелось адмиралу Л.А. Владимирскому командовать Черноморским флотом. И хотя за это время флот добился значительных успехов в наращивании ударов по врагу, Керченско-Эльтигенская операция стала для Л.А. Владимирского последней на этом посту. Позднее он так объяснял сложившуюся ситуацию. Скрытым мотивом освобождения меня от должности командующего Черноморским флотом и снижения в воинском звании весной 1944 года явились серьезные разногласия с генерал-полковником Петровым. Можно предположить, что после снятия с должности и снижения в звании И.Е. Петрова «для равновесия» было решено снять и командующего флотом Л.А. Владимирского. О том как воевали советские моряки читайте в статье ВМФ СССР в Великой Отечественной войне .

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Кузнецов А. Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция. Москва. 2011 г.
  • Зонин С.А. Верность океану. Москва. 1986 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. 1987 г.
  • Камалов Х.Х. Морская пехота в боях за Родину. Москва. 1983 г.

Во время Великой Отечественной войны крупные десантные операции на Керченский полуостров проводились три раза, и каждый раз без учета погодных условий. Надо полагать, что командование знало о связанных с этим потерях. Сейчас, когда мы все больше задумываемся о цене достигнутой победы, такая решимость во что бы то ни стало провести операцию в запланированные сроки, кажется неоправданной. А что Вы, уважаемый читатель, думаете об этом? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Андрей :

    Не суди и не судим будешь! Как мы, современники, можем адекватно оценить те действия, которые осуществляло командование того времени и в тех условиях?

    27.06.2020

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика