Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Лидер «Ташкент» – герой обороны Севастополя

Лидер Ташкент
Лидер «Ташкент»

2 июля 1942 года в результате внезапного налета вражеской авиации на Новороссийск погиб лидер «Ташкент». Короткий, но необычайно яркий путь, насыщенный дальними походами, героическими эпизодами и жестокими боями с врагом, прошел этот удивительно красивый корабль, главным подвигом которого стала доставка пополнения, боеприпасов и горючего в осажденный Севастополь, поддержка его защитников огнем своей артиллерии и эвакуация раненных. Семнадцать раз прорывался он в осажденный город и заслуженно стал легендарным кораблем Черноморского флота.

Всего 375 военных дней пришлось служить «Ташкенту» — с 22 июня 1941 по 2 июля 1942 года. Но за этот короткий срок “голубой крейсер” — так называли его черноморцы — оставил за кормой 27 тысяч огненных миль, отконвоировал 17 транспортов, перевез 19 300 человек и 2538 т грузов, сбил 9 и повредил 4 фашистских самолета, провел около сотни стрельб по береговым позициям противника. Лидер “Ташкент” стал одним из тех героических кораблей, которые закладывали фундамент нашей будущей Победы. Впечатляющий анализ боевых действий советского ВМФ в годы Великой Отечественной войны убеждает в том, что такой героизм и самоотверженность были нормой для наших моряков.

Создание мощного флота

В 1934 году И.В. Сталин решил приступить к созданию крупных кораблей океанского флота. Это было вызвано внешнеполитической обстановкой и обеспечено значительно возросшим экономическим потенциалом страны. Все морские державы в середине 30-х годов начали очередное качественное обновление корабельного состава своих флотов, при этом большое внимание уделялось постройке эскадренных миноносцев повышенной боевой мощи. Со стапелей Англии, Франции, Японии, США, Италии крупными сериями сходили суперэсминцы, по принятой в СССР классификации, — лидеры.

Внешний вид лидера Ташкент
Внешний вид лидера «Ташкент»

Это заставляло считаться с возможностью появления у наших берегов превосходящих сил иностранного флота, и вызывало обоснованные сомнения в способности Морских Сил РККФ успешно решать даже те скромные задачи, которые им были поставлены. В этих условиях идея концентрации в легком боевом корабле возможно более мощного артиллерийского и торпедного вооружения оказалась весьма заманчивой и для молодого советского флота. Недаром первыми кораблями класса эсминцев оказались именно лидеры (типа “Ленинград”). Однако они уже не удовлетворяли современным требованиям. О строительстве кораблей в предвоенный период читайте в статье
Кораблестроитель Орест Якоб .

В то время наши конструкторские бюро и судостроительные заводы еще не могли обходиться без иностранной помощи. Поэтому было решено заказать новый лидер за границей. Задание на проектирование корабля — будущего подлинного лидера, предусматривало значительное улучшение его характеристик по сравнению с лидерами типа «Ленинград», скорость хода — не менее 42,5 узла, дальность плавания — до 5000 миль 20-узловым ходом, а также сильное артиллерийское и торпедное вооружение. Наиболее выгодные для СССР условия были предложены итальянской фирмой “Одеро-Терни-Орландо” (ОТО) из Ливорно.

Лидер «Ташкент» – лучший корабль в своем классе

ОТО обещала поставить готовый корабль, но без вооружения, которое предполагалось установить в Советском Союзе. С ней и был подписан договор о проектировании и постройке «быстроходного разведчика» — лидера эскадренных миноносцев и об оказании технической помощи при строительстве серии таких же кораблей в Советском Союзе. Заложенный 11 января 1937 года, корабль получил название «Ташкент», унаследовав имя корабля Волжской военной флотилии периода гражданской войны, погибшего в бою 5 сентября 1918 года.

В.Н. Ерошенко
В.Н. Ерошенко

В начале мая 1939 года Лидер «Ташкент» был передан советским морякам. Предстоял непростой переход в Одессу, поскольку Турция запрещала проход военных кораблей через Босфор. Корабль замаскировали под пассажирский теплоход, над палубой натянули брезент с нарисованными на нем окнами и другой атрибутикой «пассажира». После такой подготовки переход прошел успешно. Корабелы Николаева завершили строительство и установили временное вооружение, 22 октября 1940 года лидер «Ташкент» вступил в строй, а в феврале 1941 года командиром лидера был назначен капитан 3 ранга В.Н. Ерошенко.

Этот корабль называли «Голубым крейсером» и «Героем Севастополя». Голубоватый оттенок его бортов и надстроек придавал кораблю нарядный, несколько щеголеватый вид, который всегда радует глаз моряка. Он был действительно красив своим острым форштевнем, плавными обводами, слегка откинутыми назад трубами и мачтами. Однако, как выяснилось в процессе эксплуатации лидера, его корпус, не имевший бронирования и противоминной защиты, обладал недостаточной прочностью, что представляло большую опасность во время сильных штормов. Слабым было и зенитное вооружение корабля.

Начало войны

Подвиг лидера Ташкент
Подвиг лидера «Ташкент»
Художник Тимур Ярулин

В годы Великой Отечественной войны лидер «Ташкент» принял активное участие в героической обороне Одессы и Севастополя. Лидер осуществлял воинские перевозки, эвакуировал раненых и мирное население приморских городов, конвоировал транспорты с войсками и грузами для фронта. Он неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским огнем, провел около ста стрельб по позициям противника под Одессой и Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть береговых батарей, большое количество боевой техники и живой силы врага.

Свой первый бой лидер принял под Одессой 22 августа 1941 года. В тот день им было уничтожено и рассеяно несколько механизированных колонн противника. Неделю спустя за отличную стрельбу по вражеской береговой батарее экипаж корабля получил первую благодарность командования. Через несколько дней «Ташкент» был атакован авиацией и получил тяжелые повреждения. Всего полтора месяца, вместо пяти по нормативам, потребовалось рабочим Севастополя, чтобы вернуть корабль в строй и усилить его зенитное вооружение.

В конце ноября 1941 года лидер «Ташкент» вместе с эсминцами «Сообразительный» и «Способный» обеспечивал переход от Батуми к Босфору ледокола «Анастас Микоян» и трех танкеров, направлявшихся на Дальний Восток. Поход проходил в тяжелых условиях девятибалльного шторма. Крен корабля зачастую доходил до 40 градусов. От ударов волн треснула верхняя палуба, создалась аварийная ситуация. Опасность была очень большой, но, как всегда, экипаж лидера справились с заданием успешно.

Интересно, что лидер «Ташкент» создавался для эскадренного боя. Быстроходный “аристократ моря”, имевший большую дальность плавания и мощное вооружение, удачно сочетавший в себе быстроту и силу, необходимые для активных действий, он был бы незаменим в боях с кораблями противника. Однако в его боевой биографии был всего один бой с надводным кораблем — итальянским торпедным катером, который был быстро уничтожен. В основном же «Ташкент» действовал в одиночку, стрелял по береговым целям, а его главным противником была авиация.

В декабре 1941 года командование решило использовать «Ташкент» для оказания помощи Севастополю. “Голубой крейсер” помнят и бойцы морской пехоты, которых он доставлял в Севастополь, и воины Приморской армии, не раз ощущавшие могучую поддержку артиллерии лидера, и раненые бойцы, эвакуированные на нем в госпитали Новороссийска. «Ташкент» мог принимать на борт до 2500 бойцов. Каждый раз он оставлял Севастополю большое количество горючего, а в одном из рейсов в кубриках корабля разместили около тридцати! железнодорожных вагонов боеприпасов.

Последний бой, он трудный самый

Последний бой Ташкента
Последний бой «Ташкента»

Ночью 27 июня, приняв на борт свыше 2100 раненых и жителей города, а также 86 уцелевших частей панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» лидер «Ташкент» последним из надводных кораблей флота покинул Севастополь. Моряки понимали, что возвращение будет очень трудным, поэтому на боевых постах все были в «первом сроке». Экипаж «Ташкента» отдавал дань вековой традиции русских моряков — идя в решительный бой, одеваться, как на парад.

Восемьдесят шесть гитлеровских самолетов преследовали корабль в течение четырех с лишним часов, сбросив на него более 300 авиабомб. Умелыми маневрами командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но от близких взрывов возникли трещины и разрывы корпуса, внутрь корабля поступило свыше 1700 тонн воды. Находившиеся в первом котельном отделении моряки, пожертвовав собой, предотвратили взрыв котла и спасли корабль от неминуемой гибели. Никакой пересказ не передаст реальное напряжение этого боя. Есть вещи, которые нельзя ни изобразить, ни передать словами, — это и есть тот бой, который принял тогда лидер «Ташкент».

Израненный, но непобежденный корабль был встречен нашими самолетами и кораблями. С их помощью он пришел в Новороссийск. Подвиг «Ташкента» восхитил советских людей даже в те героические дни, когда они уже, казалось, перестали удивляться мужеству наших моряков. Девизом и клятвой экипажа лидера «Ташкент» были слова: «Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило». За массовый героизм, проявленный в этом походе, весь личный состав лидера был удостоен высоких правительственных наград, а корабль был представлен к гвардейскому званию.

Место в истории

Однако гвардейский Военно-морской флаг не был поднят на «Ташкенте». В полдень 2 июля корабль, ремонтировавшийся у причала, был внезапно атакован большой группой фашистских самолетов и, получив два прямых попадания бомб, лег на грунт. Так погиб легендарный «Голубой крейсер». Но он не пропал в забвении. Он занял свое место в историческом строю таких прославленных кораблей Российского флота как линейный корабль «Азов», бриг «Меркурий», пароходофрегат «Владимир» (подробнее о нем читайте здесь ) и миноносец «Стерегущий», подвиги которых всегда будут вдохновлять наших моряков.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Москва. 1988 г.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 г.
  • Альманах «Андреевский флаг» № 35. Москва. 1996 г.

В послевоенные годы обсуждался проект создания в Севастополе памятника легендарному лидеру «Ташкент». Как Вы, уважаемый читатель, полагаете, не пора ли сейчас вновь вернуться к этому проекту?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Владимир Алексеевич Пономарёв :

    Второй раз посещаю сайт Клипер. Статьи очень нужные и правильные. Но сразу натыкаюсь на опечатки и ошибки. Это огорчает. Ведь тогда молодой человек, не знакомый с историей Российского (Советского) флота, получает неверную информацию.
    Вчера прочитал, что эскадренный броненосец «Севастополь» подорвался у Порт-Артура на ДОННОЙ МИНЕ.
    А сегодня читал статью о лидере «Ташкент». В ней
    Владимир Андреевич Додонов допустил досадные ошибки.
    Во-первых, как в книге профессора Г.А.Аммона Морские памятные даты с годом издания 1897 (sic!) могла появится информация о событиях 1934 — 1042 гг? Ответ прост (книга лежит передо мной на столе) — дата издания 1987 г. И в ней на стр.303 указана фамилия командира «Ташкента» — Ерошенко!
    Первой книгой, которую я сам купил, была книга В.Н.Ерошенко «Лидер «Ташкент». М.: Военизат, 1966. Очень дорожу ей и перечитываю описание последнего похода лидера. Почему Владимир Андреевич исказил фамилию командира корабля, что послужило причиной такой ошибки? А памятник «Ташкенту» нужен. Только очень хочется, чтобы при его создании не допускались ошибки, из-за которых подвиг экипажа «Ташкента» будет восприниматься искаженно.
    Очень надеюсь, что в других материалах В.А.Додонова я не найду опечаток.

    15.08.2014

  2. Владимир Додонов :

    Да, Владимир Алексеевич!
    Вы совершенно правы, а я посыпаю свою голову пеплом и каюсь! Каюсь! Каюсь! И никаких оправданий. Как ни стараюсь быть внимательным, а такие ошибки время от времени появляются. К сожалению, и на будущее я не могу дать никаких гарантий на этот счет. В этом убеждает меня многолетний опыт моей работы. Спасибо Вам за внимание к моим статьям и оказанную Вами помощь в повышении их исторической достоверности.

    27.08.2014

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика