Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подвиг пароходофрегата «Владимир»

Г.И. Бутаков
Портрет Г.И. Бутакова
Художник неизвестен

5 (17) ноября 1853 года — подвиг пароходофрегата «Владимир». Особое значение этот подвиг получил благодаря своей уникальности – это был первый в истории бой паровых судов, которые уже в недалеком будущем станут основой всех флотов. Надо было коренным образом менять как тактику морского боя, так и основополагающие принципы использования кораблей в войне на море. Все это можно было сделать только на основе практического опыта, которого в то время еще не было.

Активные действия пароходофрегата «Владимир» и других русских пароходов под командованием Бутакова во время осады Севастополя показали высокую результативность тесного взаимодействия сухопутной армии и флота, а также артиллерийской поддержки кораблями действий войск на прибрежных направлениях. Здесь Г.И. Бутаков впервые применил стрельбу корабельной артиллерии по закрытым береговым целям с использованием берегового корректировочного пункта.

Начало Крымской войны

К середине XIX столетия значительно обострились противоречия между Россией и Турцией. Англия и Франция подталкивали Османскую империю к восстановлению господства в Крыму и на северном побережье Черного моря. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Турция 4 (16) октября 1853 года объявила России войну, которая вскоре переросла в войну между Россией и коалицией государств (Турция, Англия, Франция и Сардиния).

Корабли Черноморского флота сразу приступили к активным действиям у берегов Турции, нарушая воинские перевозки противника. Отряд линейных парусных кораблей под флагом вице-адмирала В.А. Корнилова (его биография очень интересна, посмотрите ее в статье «Адмирал Корнилов – воплощение энергии, активности и бесстрашия» ) вышел в западный сектор Черного моря. В этот отряд входил и пароходофрегат «Владимир» под командой капитан-лейтенанта Г.И. Бутакова. Не обнаружив в этом районе противника, отряд направился на восток, а «Владимир» с Корниловым на борту пошел в Севастополь для пополнения запасов угля.

Пароходофрегат «Владимир»

У «Владимира» оказалась недолгая, но славная история. Он был построен в Англии в 1848 году. Водоизмещение судна составляло 1200 т, длина — 61 м, ширина — 10,9 м. На нем установили две новейших 84-фунтовые бомбовые пушки, три 68-фунтовых пушки и шесть 24-фунтовых каронад. Паровая машина в 400 л.с. позволяла развивать скорость до 12 узлов. Первый командир «Владимира» капитан-лейтенант Н.А. Аркас (в будущем известный адмирал и один из организаторов Российского общества Пароходства и Торговли РОПиТ ) образцово подготовил команду.

Пароходофрегат Владимир
Пароходофрегат «Владимир»
С картины художника А.А. Тронь

Г.И. Бутакова был представителем древнего дворянского рода, давшего флоту немало известных моряков. Григорий Иванович достиг чина полного адмирала, но из-за происков врагов в конце жизни оказался не у дел. Однако его хорошо знали и любили на флоте. Моряки Балтийского флота на свои средства установили посмертный бюст адмирала. Интересно, что его брат, Алексей Иванович, примерно в это же время был командиром Аральской флотилии и внес большой вклад в укрепление позиций России в Средней Азии, а также в изучение всего Аральского региона. Подробности читайте в статье о А.И. Бутакове .

Первый бой паровых судов

По пути в Севастополь утром 5 ноября в районе Пендераклии с «Владимира» заметили дым парохода, и пошли на сближение. Неизвестное судно сначала пыталось уйти, но затем повернуло на «Владимир» и подняло турецкий флаг. Это был 10-пушечный пароход «Перваз-Бахри» («Владыка морей»).

В десять часов суда сошлись на пушечный выстрел. Первое ядро с «Владимира» упало прямо по курсу неприятельского судна: это был сигнал-предложение о сдаче без боя. Но турецкий пароход не реагировал. «Владимир» открыл огонь на поражение. Ему ответили все орудия правого борта «Перваз-Бахри», но его ядра ложились с перелетом. Русские стреляли точнее. Уже третьим выстрелом удалось сбить флаг на турецком корабле, но он сразу же был заменен новым.

Схема боя пароходофрегата Владимир
Схема боя пароходофрегата «Владимир»

В начале боя Бутаков обнаружил, что турецкий пароход не имеет орудий в кормовой части и стал держать свой корабль позади противника. Это позволило избегать бортовых залпов «Перваз-Бахри» и эффективно использовать два своих носовых орудия – 84-фунтовую пушку, стрелявшую бомбами, и 68-фунтовую пушку, стрелявшую ядрами. Когда же «Перваз-Бахри» оказывался сбоку, то «Владимир» громил его пятью орудиями своего борта — двумя 84-фунтовыми бомбовыми пушками, одной 68-фунтовой пушкой и двумя 24-фунтовыми пушками-каронадами.

Командовавший «Перваз-Бахри» Саид-паша оказался достойным противником. Он решительно вступил в бой и стойко держался под огнем русских пушек. К 11 часам на «Перваз-Бахри» был разбит рангоут, а в дымовой трубе и корпусе зияли пробоины. Около полудня очередной залп русских снес капитанский мостик вместе со стоявшим на нем Саид-пашой. В ответ противник дал залп картечью, сразившей горниста и адъютанта Корнилова лейтенанта Железнова. Около часа дня вражеское судно спустило флаг.

После ремонта «Перваз-Бахри» был зачислен в списки флота под названием «Корнилов», но при сдаче Севастополя его пришлось сжечь. Отличное владение приемами боя, прекрасные боевые качества пароходофрегата «Владимир» и хорошая подготовка команды позволили Бутакову одержать блестящую победу. Великий князь Константин Николаевич отметил, что эта битва «останется памятною в летописи Русскаго флота». За этот бой Г.И. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

Бой пароходофрегата Владимир
Бой русского пароходофрегата «Владимир» и турецкого парохода «Перваз-Бахри»
С картины А.П. Боголюбова

Пароходофрегаты в обороне Севастополя

Затем черноморцы одержали еще ряд побед, среди которых знаменитая победа русского флота у Синопа 18 ноября 1853 года. (О Синопском сражении Читайте подробнее .) Однако заход в Черное море англо-французской эскадры и осада Севастополя коренным образом изменили обстановку на Черном море. По приказу главнокомандующего в Крыму князя А.С. Меншикова (правнука сподвижника Петра I) Черноморский флот отказался от активных боевых действий и перешел к обороне своей главной базы — Севастополя.

Во время первой бомбардировки города 5 октября 1854 г. пароходофрегаты «Херсонес» и «Владимир» обстреливали английские батареи, которые вели огонь по Малахову кургану, и помогли отстоять эту ключевую позицию. Как говорили участники обороны, пароходы «доказали, что дух единения сухопутных и морских сил может совершать чудеса».

Следующий решительный штурм Севастополя начался 6 июня 1855 года. В этот день пароходофрегаты «Крым», «Одесса», «Херсонес», «Бессарабия» и «Владимир» вели интенсивный артиллерийский огонь по наступающим войскам противника и помогли отбить штурм. В ужасные дни августовской бомбардировки и последнего штурма Бутаков со своими пароходами поддерживал левый фланг наших войск. Во время боя он подавал экипажу пример редкого хладнокровия и неустрашимости, спокойно отдавал команды, как будто около него не летали ядра, и он не подвергался опасности быть убитым каждое мгновение.

Технические и тактические нововведения Бутакова

Война требовала от наших моряков не только храбрости, но и знаний, умения. Например, орудия «Владимира» имели малые углы возвышения и не могли стрелять по удаленным целям. Тогда Бутаков создал «Владимиру» искусственный крен, что позволило увеличить дальность стрельбы. А затем он усовершенствовал орудийные станки, и впервые в нашем флоте стал использовать корректировку огня с берега.

Это позволило кораблю вести огонь на ходу по невидимым целям – вражеским артиллерийским батареям, расположенным на закрытых склонах высот. Таким образом, он внес большой вклад в практику применения артиллерии паровыми судами. Позднее в труде «Новые основания пароходной тактики» он впервые разработал и вопросы маневрирования броненосных кораблей. Своими теоретическими разработками и практическими нововведениями Г.И. Бутаков на много лет вперед предопределил тактические основы боя паровых судов.

В ночь на 31 августа 1855 года, когда наши войска оставили Южную сторону Севастополя, Бутаков затопил «Владимир» и остальные пароходофрегаты. Они разделили судьбу Черноморского флота (о его удивительной и полной драматизма истории читайте здесь ).

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Кондаков Н. «Владимир». Альманах «Памятники Отечества» № 35 1996 г.
  • Залесский Н.А. «Одесса» выходит в море. Ленинград 1987 г.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Санкт-Петербург. 2000 год.

Я думаю, сейчас мы можем с полным основанием сказать, что в Крымской войне Черноморский флот погиб непобежденным. Хотя, при более компетентном управлении со стороны высших государственных инстанций, он мог бы сделать гораздо больше. А что Вы, уважаемый читатель, думаете о роли и судьбе Черноморского флота и пароходофрегата «Владимир» в ходе Крымской войны и после нее? Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика