Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Первый старт морской баллистической ракеты

С.П. Королев
С.П. Королев

16 сентября 1955 года — первый старт баллистической ракеты с подводной лодки. Советский Союз стал первой страной, обладавшей подводными лодками с баллистическими ракетами. Было положено начало созданию советского ракетоносного подводного флота и морских стратегических ядерных сил — важной части ядерной триады нашей Родины. Это событие можно с полным основанием считать началом нового курса в послевоенном развитии флота.

Поразительно, что работа Сергея Павловича Королева, как основоположника морского ракетостроения, осталась практически неизвестной, хотя она имела важнейшее значение для военно-морского флота и нашей страны в целом. Это объясняется тем, что после того как были успешно завершены все испытания ракетного комплекса и Королев убедился, что начатое им новое дело «на ходу», он передал эту тему В.П. Макееву и никогда не подчеркивал своего приоритета.

Сначала была идея

Еще не успела закончиться Вторая мировая война, как Советскому Союзу была навязана «война холодная». В тот период соотношение сил на море было явно не в нашу пользу. Союзники, превратившиеся в вероятных противников, значительно превосходили нас по количеству и качеству основных классов кораблей. К тому же США обладали атомным оружием и приступили к созданию морской компоненты триады стратегических ядерных сил. Угроза ядерного нападения на нашу страну с моря резко возросла.

Советский Союз ответил на этот вызов строительством надводных кораблей и подводных лодок, оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами. Приоритет в строительстве флота был отдан подводным лодкам. Об их оснащении ядерным оружием читайте в статье Ядерное оружие ВМФ .

Идея вооружения их баллистическими ракетами прорабатывалась в ВМФ еще с 1952 года. Убедившись в ее реальности, моряки обратились к С.П. Королеву с предложением и просьбой согласиться начать работать по морской тематике. Идея была ему понятна, но и сложность ее реализации – тоже. Не сразу, но Королев согласился на эту работу, и началось развитие новой, теперь уже морской ветви отечественного ракетостроения. 26 января 1954 г. было принято соответствующее постановление Совета Министров СССР, и этой теме был присвоен шифр «Волна».

Так ракета выглядела в металле

Было решено, что стартовать ракета будет из надводного положения. Для этого нужно было поднять ее на стартовом столе до верхнего среза шахты и удерживать в таком положении на качающейся подводной лодке до старта. При этом никто не знал, как обеспечить безопасность старта, как защитить подводную лодку от раскаленных газов, выдержит ли ракета многосуточную качку и давление на глубине.

Устройство баллистической ракеты
Устройство ракеты

Ракета Р-11ФМ была одноступенчатой, с жидкостным маршевым двигателем. Применение легких и прочных материалов позволило снизить ее вес до 5,5 тонн и обеспечить дальность полета до 150 км. Ракета комплектовалась не отделяемой моноблочной головной частью с ядерным зарядом мощностью 10 кт. При стрельбе на полную дальность гарантировалась точность попадания в радиусе 8 километров. Ошибки в наведении на цель перекрывались площадью поражения от взрыва ядерной головной части. Чтобы достичь высокой точности попадания, лодка должна была лежать на боевом курсе не менее трех часов без изменения скорости хода и глубины погружения.

Пусковую шахту тоже разрабатывали впервые. В носовой части четвертого отсека большой подводной лодки Б-67 проекта 611 установили две вертикальные ракетные шахты диаметром 2 метра и высотой около 14 метров. Их верхние части были прикрыты ограждением рубки. На случай аварийной ситуации были предусмотрены системы пожаротушения, затопления шахты, орошения и даже аварийного сброса ракеты в море. Переоборудование лодки по новому проекту В-611 проводилось на заводе Севмаш под руководством И.С. Бахтина. В апреле 1959 года за создание именно этой ракетной подлодки он был удостоен Ленинской премии. Лодка стояла у мелководной набережной, рядом с достроечным цехом № 36. Здесь же ночью обыкновенным портальным краном на нее загружали ракеты, отсюда она уходила на стрельбы в Белое море.

Схема размещения ракет на подводной лодке
Схема размещения ракет на подводной лодке

Испытания

Уже к августу 1955 года, всего через полтора года после выхода Постановления правительства по теме «Волна», и корабль, и ракетный комплекс были готовы к совместным испытаниям. В Молотовск (ныне Северодвинск) прибыл главный конструктор ракетного комплекса С.П. Королев. Он считал своё присутствие необходимым, чтобы почувствовать ограниченное пространство, динамику погружения и всплытия, поведение на волне и другие особенности подводного плавания.

Долгое время не разрешалось даже упоминать о работах на этой лодке. И только спустя много лет, 16 ноября 1995 года, на торжественном митинге с южной стороны цеха была открыта мемориальная доска. Когда спало покрывало, взору присутствующих открылась надпись: «В этом цехе … работал над созданием ракетного оружия для подводных лодок Военно-Морского Флота генеральный конструктор ракетной техники академик Сергей Павлович Королев».

Во время старта на борту лодки находились главные конструкторы ракетного комплекса  — С.П.  Королев и подводной лодки — Н.Н. Исанин, а также заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Л.А. Владимирский. Участник событий А.А.  Запольский вспоминает: «Подводная лодка подходит к точке старта. С.П. Королев, находившийся у командирского перископа, командует: «Пятиминутная готовность!» Открывается крышка шахты. Пусковой стол с ракетой поднимается в верхнее положение. Ракета над лодкой. Внимание! Пуск!.. Ракета оторвалась от стартового стола. Это произошло в 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года». Как вспоминал впоследствии командир лодки Ф.И. Козлов, все страшно волновались. У Сергея Павловича Королева пот градом катился со лба.

Старт баллистической ракеты с подводной лодки
Старт баллистической ракеты с подводной лодки

Ракета приземлилась «с точностью в пределах тактико-технического задания» на боевом поле в тундре Кольского полуострова, образовав воронку глубиной 6 и диаметром 14 метров. По программе испытаний было проведено восемь стартов, из них семь удачных (одна ракета упала рядом с подлодкой, хорошо, что командир успел вовремя отвернуть в сторону). Затем серийные ракеты Р-11ФМ отстреливались с качающегося стенда на полигоне Капустин Яр и с подводной лодки Б-73 Северного флота.

По результатам испытаний в феврале 1959 г. ракетный комплекс Д-1 с ракетой Р-11ФМ был принят на вооружение ВМФ. К этому времени завершилась разработка первого ядерного боезаряда для торпеды. После некоторой модернизации им оснастили и ракетный комплекс Д-1. Таким образом, к началу 1960-х годов в СССР была сформирована морская компонента стратегических ядерных сил, а подводные лодки с баллистическими ракетами стали неотъемлемой частью системы стратегического сдерживания.

Боевая служба

Этим комплексом были оснащены пять дизельных подводных лодок проекта 611АВ. Четыре из них, находившиеся на Северном флоте, были сведены в бригаду. Командовал бригадой капитан 1 ранга Сергей Степанович Хомчик. Комбригу тогда не было и сорока. Боевая деятельность этой бригады подтвердила перспективность нового направления в ракетостроении и подводном кораблестроении, а также возможность использования подводных лодок для решения важнейших стратегических задач. Об истории Северного флота читайте здесь .

К концу 1970-х годов были созданы межконтинентальные морские баллистические ракеты. Вооруженные ими атомные подводные лодки, получили возможность наносить ответный ядерный удар из любой точки Мирового океана. Это обеспечило неуязвимость морской компоненты стратегической триады. Причем, по мере сокращения ядерного оружия и повышения его боевых качеств эта неуязвимость приобретает все более принципиальное значение. Кроме того, подводные лодки позволяют развертывать ядерное оружие вне границ национальной территории, что сокращает риски для своего населения.

С тех пор постоянно разрабатывались новые образцы ракет, под них строились новые лодки, и каждый новый комплекс таил в себе много неизвестного и непредсказуемого. Судьба АПЛ «Курск» убедительно подтверждает это. При освоении этого оружия советские подводники проявили огромное мужество. С этим оружием они вышли на океанские позиции «холодной войны», освоили Арктику и экваториальные зоны, проникли в неизведанные глубины океанов и защищали интересы Советского государства на просторах Мирового океана.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Электронный справочник «Ракетное и космическое оружие». ООО «МедиаХауз». 2006 г.
  • Зуев В. Ракета стартует с моря. Статья с сайта submarine.id.ru
  • Запольский А.А. «Ракеты стартуют с моря». СПб. 1994 г.
  • Ширшиков А. «Волна» на Белом море. Рассылка Вести из «Кубрика». Октябрь 2005 г.

История появления и освоения ракетного оружия на кораблях нашего Военно-морского флота представляет большой интерес, но в литературе освещена слабо. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об этом. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. i.grafova :

    Впервые осуществили практический пуск ракеты с ПЛ немцы в 1942 году с борта U-511 с глубины 15 метров

    03.10.2012

  2. Юрген :

    Нет, немцы пускали не баллистические ракеты, а что-то тапа реактивных глубинных бом калибра 210-мм на дальность в 4 км. Хотя проек у них был, был и план ракетного обстрела США, но он не был осуществлен. Согласно этому плану подводная лодка должна была буксировать управляемый контейнер с ракетой V-2. В точке запуска у контейнера продувалась носовая цистерна жидкого балласта, и он всплывал в вертикальном положении. Далее автоматически открывалась его носовая горловина, включался двигатель ракеты, и она стартовала. Работы по созданию подводного ракетного комплекса начались в самый разгар войны. В 1944 году его отдельные элементы уже испытывались на Балтийском море. В январе 1945 года на верфях «Вулкан» в Штеттине и «Шихау» в Эльбинге был размещен заказ на изготовление трех контейнеров. Началась подготовка подводных лодок U-518, U-546, U-805, U-880 и U-1235 к осуществлению проекта. Их экипажи начали подготовку к применению нового оружия рекогносцировочными выходами в море, по направлению к берегам Северной Америки.
    Однако в ходе работ стало очевидно, что массовое производство ракетных комплексов уже не под силу немецкой промышленности.

    03.11.2014

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика