Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подводная лодка «Декабрист» – первенец советского кораблестроения

ПЛ Декабрист
ПЛ «Декабрист»

5 марта 1927 года — закладка подводной лодки «Декабрист». Это был первый корабль советской постройки и головной корабль в I серии подводных лодок типа «Декабрист». Вскоре было заложено еще пять лодок этой серии. Это событие означало возрождение отечественной школы подводного кораблестроения. По-разному сложились судьбы этих кораблей. Четыре лодки принимали участие в войне. Одна («Д-6») проходила ремонт в Севастополе, и в июне 1942 года ее пришлось взорвать. Головная лодка «Д-1» погибла в 1940 году в тихий солнечный день на учебном полигоне в Мотовском заливе (Баренцево море).

Парадоксальным и даже мистическим в этой загадочной истории является то, что этот полигон используется очень давно, хорошо изучен и занимает сравнительно небольшую акваторию. Несмотря на это, четыре попытки найти лодку, предпринятые за истекшие после ее гибели годы, закончились неудачей. Создается впечатление, что лодка не только ушла под воду, но и провалилась сквозь землю.

Возрождение флота

1927 год ознаменовал важный переходный этап в истории нашей страны и ее флота. В условиях тяжелейшей разрухи после Первой мировой и Гражданской войн успешно завершилось возрождение кораблей царского флота, которые было целесообразно, экономически выгодно и практически возможно ввести в строй. Интересы развития страны требовали создания сильного военно-морского флота, а значит и строительства новых современных кораблей различных классов. По целому ряду политических, экономических и технических причин решили начать с подводных лодок. В первой шестилетней программе военного судостроения на 1926/1927-1931/1932 годы строительство 12 подводных лодок было поставлено на первое место, поскольку считалось, что на ближайшую перспективу подводный флот станет основной ударной силой ВМФ.

Были предложения купить один корабль у западных стран и, взяв его за образец, усовершенствовать конструкцию, а затем приступить к серийному производству. Начальник морских Сил РККА Р. А. Муклевич решительно выступал против этого. «Нам продадут лодку вчерашнего дня, — доказывал он, — а главное, наши проектировщики уже добились значительных успехов в разработке двухкорпусной лодки, разделенной на семь отсеков, с большой дальностью плавания, мощным торпедным вооружением».

Однако советское кораблестроение только начинало возрождаться после длительного периода войн и разрухи. Ощущалась острая нехватка специалистов всех профилей, особенно инженеров-конструкторов. (Подробности читайте в статье о кораблестроителе Якобе ). В 1919 году от сыпного тифа умер основоположник русской школы подводного кораблестроения И. Г. Бубнов. Некоторые из его сподвижников (М. Н. Беклемишев, Н. Н. Кутейников, М. П. Налетов и др.) по разным причинам отошли от подводных дел. Другие, например С. К. Джевецкий, проживали за границей и практически утратили связь с Россией.

Б.М. Малинин
Б.М. Малинин

Создание проекта подводной лодки «Декабрист»

В ноябре 1926 года было создано специальное конструкторское бюро по проектированию подводных лодок (Техбюро № 4) во главе с талантливым инженером Б. М. Малининым. Позднее он писал в своей автобиографии: «Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников». Любопытно, что Б. М. Малинин имел тогда в подчинении всего… 6 человек.

Реально оценив свои возможности, советские специалисты пришли к выводу, что, опираясь только на собственные знания и опыт, быстро преодолеть технические трудности, а также ликвидировать отставание в области подводного кораблестроения будет чрезвычайно сложно. Поэтому параллельно с созданием советской школы самое серьезное внимание уделялось тщательному изучению и внедрению зарубежного опыта проектирования и постройки подводных лодок. Много ценной информации было получено в процессе изучения новейшей английской субмарины «L-55» , потопленной нашими эсминцами в 1919 году.

Тактическое задание для торпедой подводной лодки типа «Д» было разработано еще в 1923 году. Руководствуясь им, коллектив Техбюро создал проект подводной лодки водоизмещением 930/1278 тонн. Вооружение ее состояло из 8 торпедных аппаратов и 14 торпед калибра 533 мм, одного 102-мм орудия и одного 45-мм зенитного полуавтомата. Двухвальная силовая установка суммарной мощностью 2200/1050 л. с. обеспечивала скорость 15,3/8,7 узла. Дальность плавания при экономической скорости хода была 8950/150 миль. Впервые в мире в лодках I серии предусматривался комплекс аварийно-спасательных средств. Этот проект 19 сентября 1926 года был одобрен начальником Морских сил СССР Р. А. Муклевичем, а 17 февраля 1927 года утвержден РВС СССР.

Закладка и строительство

Солнечным утром 5 марта 1927 года на судостроительный завод № 189 в Ленинграде прибыли С. М. Киров и Р.А. Муклевич. Сегодня день рождения наших подводных сил, сказал на митинге наморси. Благодаря успехам нашей индустрии мы закладываем три первые советские подводные лодки. Он прикрепил к цистерне быстрого погружения серебряную пластинку с выгравированным именем корабля: «Декабрист». (Об участии моряков в восстании декабристов читайте здесь ). На двух других пластинках были начертаны названия «Народоволец» и «Красногвардеец». Еще три лодки этой же серии «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец» были заложены 14 апреля 1927 года на Николаевском государственном заводе № 198.

Подводная лодка типа Д первой серии до капремонта
Подводная лодка типа «Д» первой серии до капремонта

Отсутствие опыта, ошибки проектирования, ряд объективных и субъективных причин приводили к необходимости вносить изменения в проект, переделывать уже смонтированные узлы, что увеличивало сроки строительства кораблей. В результате этого подводные лодки типа «Декабрист» строились и вводились в строй 3-4 года. К сожалению, это не избавило корабли от ряда существенных недостатков. Самым опасным из них было слишком быстрое заполнение цистерн главного балласта, вследствие чего существовала постоянная угроза «проваливания» ниже допустимой глубины.

Первая подводная лодка этой серии — «Декабрист» вошла в состав Морских сил Балтийского моря в середине ноября 1930 года, а к 1932 году в ВМФ находилось уже 6 таких кораблей. Четыре из них во время войны совершили 44 боевых похода, в которых достоверно потоплено 5 судов противника и одно судно повреждено. Черноморские «Декабристы» 8 раз прорывались в осажденный Севастополь, доставив много боеприпасов, продовольствия, бензина и эвакуировав на Кавказ 225 человек. Две лодки не вернулись из боевых походов. Подробнее о действиях наших подводных лодок во время войны читайте здесь .

Советские подводники северных морей

В апреле 1933 года вышел приказ о переводе отряда надводных кораблей и трех подводных лодок типа «Декабрист» из Кронштадта в Мурманск для усиления морских сил советского Заполярья. Переход по Беломорско-Балтийскому каналу состоялся в июне-июле того же года. На Севере был сформирован Отдельный дивизион подводных лодок, положивший начало подводным силам СФ. С 21 августа 1934 года подводная лодка стала именоваться Д-1. В период 1933 -1939 годов экипаж «Декабриста» занимался боевой подготовкой и совершил два дальних арктических похода. В эти же годы лодка дважды проходила капитальный ремонт и модернизацию. Весной 1938 года органы НКВД произвели разгром в бригаде подводных лодок Северного флота. Были арестованы многие офицеры-подводники, в том числе и помощник командира «Д-1» А. И. Мадиссон. В конце октября 1939 года командиром Д-1 был назначен капитан-лейтенант Ф. М. Ельтищев, ранее командовавший Щ-403 на том же театре.

Ф.М. Ельтищев
Ф.М. Ельтищев

С началом советско-финляндской войны подлодки были развернуты для несения дозорной и разведывательной службы на позициях севернее побережья Скандинавского полуострова, на подходах к Кольскому заливу и в районе горла Белого моря. Боевых столкновений они не имели, но Д-1 пленила финскую шхуну, которая использовалась потом как плавмастерская.

Трагедия

13 ноября 1940 года Д-1 под командованием капитан-лейтенанта Ф. М. Ельтищева вышла из базы и направилась в Мотовской залив, где командир лодки должен был отработать подныривание под идущее судно. Несмотря на то, что ПЛ около двух месяцев находилась в ремонте, а ее командир все это время был в отпуске, Д-1 послали в полигон с глубинами свыше 200 м без проверки ее дееспособности, а также при отсутствии нескольких офицеров, прежде всего, командира БЧ-5.

Лодка благополучно заняла назначенный полигон. Экипаж произвел дифферентовку и в 13.30 она погрузилась на перископную глубину в семи милях от мыса Выев-Наволок. С берега ее погружение контролировали береговые наблюдатели. Вскоре белый след от перископа исчез между гребнями невысоких волн. «Декабрист» ушел на заданную глубину и бесследно пропал. В заключение посмотрите еще статью День памяти моряков–подводников .

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Шапиро Л.С. Самые нелегкие пути к Нептуну. Ленинград. 1988 г.
  • Компания «Медиахауз». Электронный справочник «Подводные лодки». 2006 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Под флагом РККФ «Летопись отечественного подводного флота в мемуарах подводников». Москва. 1990 г.
  • Ковалев С.А. Забытый «Декабрист». Независимое военное обозрение №19 2006 г.
  • Золотарев В.А., Козлов И.А. Три столетия Российского флота. Москва. 2004 г.

Успехи и тяжелые потери российского подплава неизменно вызывают большой интерес и искреннее сопереживание в самых широких кругах нашего народа. У Вас, уважаемый читатель, наверняка есть свое мнение об истории и о современном состоянии подводного флота страны. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. i.grafova :

    Где-то читала-слышала, что большую помощь при проектировании и постройке оказывали немцы. И у дизелей происхождение не вполне отечественное

    01.03.2012

  2. Владимир Додонов :

    Степанов В.А. написал мне на электронную почту. «Спасибо за статью. Мне немного о «Декабристах» рассказывал кап. 1 ранга С.С. Шахов. Он на первом корпусе начинал рулевым. За что и был награждён орденом Ленина. Затем был комиссаром школы соловецких юнг».

    Это очень интересно, Вячеслав Александрович. Я не случайно взялся за эту тему. Надо сказать, что выступления общественности, энтузиастов и средств массовой информации были сильным фактором, побудившим власти организовать предыдущие поиски лодки. Сейчас вновь появилось несколько серьезных публикаций на эту тему. И мне хотелось своими скромными силами поддержать эту волну.

    02.03.2012

  3. Владимир Додонов :

    Я во многом согласен с комментарием И. Графовой и хочу добавить следующее. В то время ощущалась острая нехватка специалистов всех профилей, особенно инженеров-конструкторов. Было ясно, что без иностранной техпомощи нам не обойтись. Уже тогда было налажено сотрудничество с германской фирмой «Дешимаг» (строившей подводные лодки) и с рядом итальянских фирм. В связи с этим некоторые утверждают, что лодки типа «Д» стали развитием проекта итальянской лодки «Balilla». Но эта итальянская лодка была разработана на основе германской подводной лодки U-120. В августе 1928 года была поднята и тщательно изучена английская подводная лодка L-55. Наверняка, от нее тоже что-то удалось позаимствовать для «Декабристов». В целом, это нормальная практика. Очень хорошо, что наши не стали изобретать велосипед, а взяли все лучшее из мирового опыта. В отношении дизелей ничего сказать не могу. В то время импортировалось много иностранной техники, вполне возможно, что покупали и дизеля. Размер моей статьи не позволяет углубляться в такие детали, поэтому я ограничился одним предложением о заимствовании иностранного опыта. На мой взгляд, главное, что проект этой лодки был нашей собственной разработкой, а не каким-то иностранным проектом, подложенным под наше название.

    02.03.2012

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика