Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Создание регулярного флота России

Петр I
Петр I
Художник П. Деларош

20 (30) октября 1696 года — день создания регулярного флота России. В 2018 году ему исполнилось 322 года. Этот исключительно важный шаг в развитии российской государственности был сделан благодаря мудрой прозорливости, несгибаемой воле и твердой решимости Петра I. Всего за 30 лет (1696-1725) был создан Российский Императорский флот, в состав которого входили Балтийский и Азовский флоты, а также Каспийская флотилия. Со временем его флаг стал известным и уважаемым в портах и странах на всех океанах.

Но это был регулярный флот. Если же говорить о флоте, как о силовой структуре государства, то впервые он был создан на 790 лет раньше. Было это в 906 году в первом едином русском государстве — Киевской Руси. Основателем и этого государства был князь Олег, который сейчас известен как Вещий Олег и покоритель Царьграда. Благодаря ему сегодня мы имеем все основания праздновать 1112-ю годовщину созданного князем Олегом государственного флота и 322-ю годовщину созданного Петром I регулярного флота России.

Создание регулярного флота России

Дата празднования годовщины создания регулярного Российского флота была вполне обоснованно выбрана из нескольких предлагавшихся вариантов. Это и понятно, поскольку формирование столь важного вида вооруженных сил — это не одноразовый акт, а последовательность весьма значительных событий, каждое из которых можно было бы считать начальной вехой в его истории.

Роль флота в вооруженных силах страны была осознана Петром I и его генералами сразу после неудавшегося первого Азовского похода в 1695 году. Тогда же было решено с целью содействия сухопутным войскам во взятии турецкой крепости Азов к весне 1696 года построить Азовский флот. С этого времени стали создаваться основные атрибуты флота как регулярной военной силы, началась подготовка флотских кадров, и были заложены основы кораблестроения. О строительстве первого по-настоящему боевого корабля Балтийского флота читайте в статье «Корабль «Штандарт» — показатель успехов России».

Зимой 1695-1696 годов были построены первые корабли — парусно-гребной фрегат «Апостол Петр» и первый линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Фрегат строил прекрасный мастер по галерам датчанин Август Мейер, а линейный корабль — сам Петр I по собственному замыслу и своим чертежам. В мае 1696 года Петр I подписал первый морской законодательный документ — «Указ по галерам».

Корабль Гото Предестинация
Корабль «Гото Предестинация»
С гравюры А. Шхонебека

Весной 1696 года было завершено строительство Азовского флота, а летом того же года взят Азов. Однако овладение этой сильной и стратегически важной турецкой крепостью не решало проблему выхода в Черное море, поскольку Керченский пролив оставался в руках турок. Необходимо было продолжать войну и строительство флота. В связи с этим Петр I направляет в Боярскую думу свои предложения по восстановлению крепости Азов, заселению ее людьми из коренных российских губерний, поскольку крепость была разрушена и сожжена дотла.

Второе предложение непосредственно касалось строительства флота. Петр I пишет, что воевать по морю гораздо удобнее, поскольку сокращаются расстояния, и считает необходимым построить хотя бы 40 кораблей. Решение этих вопросов требовало больших средств, поэтому Дума заседала два раза. По итогам первого заседания 20 октября 1696 года в документе Думы записано: «Морским судам быть…». На заседании 4 ноября был решен вопрос о количестве и сроках постройки кораблей.

Выбор даты создания флота

Выделив из думского документа фразу «Морским судам быть» и дату ее документального оформления, решили считать это днем создания регулярного российского флота. Хотя фактически 20 октября 1696 года Боярская дума лишь подтвердила, что России нужен регулярный флот, как военная сила, поскольку защищать свои интересы на приморских направлениях только сухопутными войсками было уже невозможно.

Этот выбор был вполне обоснованным, поскольку решение Думы по своей сути означало грандиозное преобразование России — в то время крупнейшего континентального государства, в мощную морскую державу. Отмечая историческую важность этого решения, позднее, при выборе исходной точки создания регулярного флота России, Морское ведомство настаивало на принятии именно этой даты.

В 1796 году 100-летие Российского флота не отмечалось. Адмиралтейств-коллегия провела 20 октября свое заседание, но о юбилее флота на нем не упоминалось. В 1896 году празднование 200-летия флота отмечалось одновременно с 200-летием основания Санкт-Петербурга. Зато 300-летие российского флота отмечалось в 1996 году торжественно, празднично и широко.

Наш самодержец прекрасно понимал, что освоение морских просторов является самой действенной гарантией силы и независимости России, ее прочных торговых, экономических, политических и культурных связей со всем окружающим миром. Под его руководством был одержан целый ряд крупных побед, среди которых нельзя не отметить Гангутскую победу, (о ее значении читайте здесь). Только после нее нам удалось завоевать господство на Балтийском, а затем и на и Каспийском морях, в результате чего Россия из сугубо континентальной страны превратилась в великую морскую державу.

Наличие сильного военного флота имело решающее значение для укрепления международного влияния России и ее самого активного участия в решении европейских проблем. Однако после Петра далеко не все наши правители понимали это, поэтому у российского флота была трудна судьба. В ней были великие победы и тяжелые поражения, но самыми горькими были периоды упадка и немощи, которые лишали нашу страну статуса морской державы. Один из таких периодов пришелся на время распада Советского Союза и последующие годы.

Зато к возрождению морской мощи страны приступали сразу, как только приходило понимание, что боеспособный флот – это мощный инструмент внешней политики и убедительный аргумент в разногласиях с любым противником. Анализируя этот длительный исторический период, можно с уверенностью сказать, что только за создание Российского флота, с учетом всей сложности и многогранности этой грандиозной задачи, царь Петр достоин войти в историю нашей страны с почетным званием — Великий.

Истоки флотского дела в России

Говоря о создании Российского флота нельзя не вспомнить и еще одну дату, которую вполне обоснованно можно считать как положившую начало его существованию. Обратите внимание, что 20 октября 1696 года считается днем основания регулярного российского флота. При этом все понимают, что населявшие нашу страну народы занимались мореходством и строили корабли задолго до указанной даты.

Карта Византийского похода
Карта Византийского похода князя Олега»

В X веке Господин Великий Новгород простирал свою власть на огромные территории от Финского залива почти до Уральских гор и от Белого моря до верхнего течения Волги. Новгородские гости ходили со своими товарами по Волге и Днепру, а также через Балтику, Атлантический океан и Средиземное море вплоть до Царьграда. В 882 году новгородский князь Олег овладел Киевом и сразу же перенес в него столицу своего государства. Киевская Русь начала свою тысячелетнюю историю. Ее державность должны были обеспечить выходы к морям. Балтия была открыта для морских судов руссов. Но этого было мало. Нужно было установить контроль над южными — Черным, а затем и Каспийским морями.

Русская морская ладья
Русская морская ладья

Сразу, как только закончился процесс формирования нового государства, и определились его границы, князь Олег приступил к строительству первого в истории Руси государственного флота. В 903-906 годах была разработана и осуществлена первая судостроительная программа. Каждая территория получила определенный заказ. Сначала искали огромные деревья, из стволов которых можно было бы сделать основание ладьи на 40 гребцов. Стволы обрабатывали и в виде заготовок отправляли на Днепр, где опытные мастера завершали постройку и оснащение ладей.

Можно только удивляться, какая огромная работа была проделана, и насколько хорошо все было организовано, если к лету 906 года на Днепре было две тысячи морских ладей. Летом Олег со своей армией и флотом двинулся на Царьград и взял его. Таким образом, флот не только был создан, но и доказал свою силу как в морском походе, так и в сражении. Не менее впечатляющим был и процесс создания Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Здесь было и многообразие мнений о задачах и составе флота, тяжелейшее экономическое положение страны и отсутствие опытных морских кадров. Подробнее о проблемах и трудностях тех лет читайте здесь.

Годовщины — это не только праздничные собрания, шествия, выставки, фестивали, салюты и фейерверки. Это проявление всенародного внимания, любви и уважения. Российский флот такое внимание, любовь и уважение к себе заслужил.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. Санкт-Петербург. 1994 г.
  • Усиков Р. Статья. Морским судам быть. «Московская правда». 20.12.1995 года.
  • Колодный Л. Статья. И Петр, как бог молодой, встает над широкой водой. «Московская правда». 07.08.1996 года.
  • Басов А. Статья. Мировая держава без флота невозможна. «Московская правда». 10.11.1996 года.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. 2000 год.

А что Вы, уважаемый читатель, думаете о значении военно-морского флота в наше время. Нужен ли он нам, а если нужен, то в каком виде и составе. Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика