Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Сражение у мыса Тендра – стратегическая победа Российского флота

Ф.Ф. Ушаков
Ф.Ф. Ушаков

11 сентября — Сражение у мыса Тендра. Сейчас это День воинской славы, победный день в честь победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова над турецким флотом у мыса Тендра (сражение у Гаджибея — Одессы) 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года. Эта победа, а также успехи нашей армии на Дунае, в значительной мере ускорили успешное завершение русско-турецкой войны 1787—1791 годов. Парадоксальность многих исследований флотоводческого наследия Ушакова заключается в утверждении, что его действия находились в вопиющем противоречии с тогдашними канонами морского боя.

На самом деле Ушаков не отказывался от существовавших тогда тактических принципов, а развил и довел их до совершенства. Особенно наглядно это проявилось в сражении у мыса Тендра, которое стало венцом его тактики морских сражений. Ее главными отличительными чертами был активный наступательный характер, стремление захватить инициативу и сражаться на кратчайшей дистанции, нанося сокрушающие удары по флагманским кораблям противника. О роли Ушакова в истории Российского фота читайте здесь .

России нужны были стратегические победы

Политические события к началу 1790 года становились для России все более угрожающими. Продолжалась война с Турцией и со Швецией. Осложнились отношения с Польшей и Австрией. В этих условиях России нужны были крупные стратегические победы, как на Балтике, так и на Черном море. И эти победы были достигнуты благодаря мудрости императрицы Екатерины II, таланту и мастерству ее полководцев и флотоводцев, героизму, исключительной стойкости и самоотверженности русских солдат и матросов. Одной из них была и победа у мыса Тендра. Именно в этом году Балтийский флот одержал стратегически важную победу над шведами (подробнее читайте здесь ), а черноморцы дважды разгромили турок.

Корабль Рождество Христово
Корабль «Рождество Христово»

Возвратившись в Севастополь после разгрома турецкого флота у Керченского пролива (смотрите статью «Керченское сражение — одна из первых побед Черноморского флота» ), Ушаков без промедления приступил к устранению полученных в бою повреждений. Между тем стали поступать сведения о появлении отрядов турецких кораблей то у Гаджибея (ныне Одесса), то у Тендровской косы. Эскадра Ф.Ф. Ушакова вышла из Севастополя 25 августа. В ее составе было 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, бомбардирский корабль и 20 вспомогательных судов. Ушаков держал свой флаг на 84-пушечном линейном корабле «Рождество Христово».

Сражение у мыса Тендра — первый день

Ранним утром 28 августа сигнальщики с «Рождества Христова» обнаружили целый лес мачт. Турецкий флот стоял на якорях левее Тендры. Ушаков приказал прибавить парусов и атаковать неприятеля внезапно и стремительно, не теряя времени на перестроение из трех походных колонн в линию баталии.

Турецкий флот состоял из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судов. Большинство турецких кораблей превосходили наши по мореходности и силе артиллерии. Командовал флотом капудан-паша Гуссейн, а авангардом — полный адмирал Саид-бей. Неожиданное появление русских застало турок врасплох. Гуссейн решил уклониться от сражения и отходить к Дунаю. Ушаков приказал начать погоню.


Схема сражения у мыса Тендра

К 10 часам утра наши корабли стали нагонять арьергард турецкой эскадры и готовились отрезать его от основных сил. Гуссейн понял грозившую арьергарду опасность и начал построение в линию баталии, пытаясь защитить отставшие корабли. Ф.Ф. Ушаков тоже приказал флоту перестроиться в линию баталии. Благодаря отличной выучке экипажей русская эскадра вышла на ветер и сблизилась с неприятелем на дистанцию до 50 саженей, при которой в бою могут участвовать пушки даже небольшого калибра. Сражение у мыса Тендра началось в 15 часов.

Схема начала сражения
Схема начала сражения

Оно носило исключительно жесткий характер. В разгар сражения были моменты, когда нашим передовым кораблям приходилось драться одновременно с тремя противниками. Главные силы русского флота были сосредоточены на поражение флагманских кораблей турок. Упреждая попытку неприятеля атаковать головные корабли с обоих бортов, Ф.Ф. Ушаков приказал трем фрегатам выйти из линии и построить корпус резерва справа от авангарда.

Около 17 часов поражение турок стало несомненным, сильно поврежденные корабли выходили из боя и спасались бегством. Наши корабли преследовали их на короткой дистанции и наносили им «великий вред» своими орудиями. На корабле Гуссейна виднелись пробоины в борту, были сильно повреждены мачты и паруса. Погоня длилась до 20 часов, но с наступлением темноты оба противника потеряли друг друга из вида и встали на якорь. Завершился первый день сражения у мыса Тендра.

Сражение у мыса Тендра
Сражение у мыса Тендра
С картины А.А. Блинкова

Завершение разгрома турецкого флота

Рассвет преподнес сюрприз: турки ночевали рядом. Их суда в замешательстве спешили покинуть опасное место. Ушаков решил возобновить погоню, не тратя время на построение флота. На стеньгах «Рождества Христова», появились сигналы: «Гнать неприятеля подо всеми парусами! Вести бой на близкой дистанции!» Неожиданно один 66-пушечный корабль пошел к Кинбурнской косе. В погоню ринулись несколько наших кораблей и взяли его в плен. Ушаков же продолжал преследовать главные силы противника.

Около 10 часов наши корабли настигли флагманский корабль турецкого авангарда «Капитание» и нанесли ему еще несколько тяжелых ударов. Корабль накренился, из кормы валил дым. Турецкие матросы размахивали белыми тряпками, прося пощады. Русские пленные матросы перенесли адмирала Саид-бея в единственную русскую шлюпку, которая смогла подойти к гибнущему кораблю. Крепкий шквалистый ветер быстро раздувал пламя пожара. Вскоре огромной силы взрыв разметал обломки этого корабля.

Позднее стало известно, что ночью погиб еще один поврежденный 74-пушечный линейный корабль и несколько вспомогательных судов. Людские потери турок превысили 2000 человек, из них 733 оказались в плену. Потери русских составили 21 человек убитыми и 25 ранеными. Взятый в плен 66-пушечный линейный корабль был отремонтирован и введен в строй русского флота под именем «Иоанн Предтеча».

Бесценный опыт наших побед

Опыт многих сражений Ушакова показал, что поражение флагманского корабля турок приводит к полной дезорганизации всего турецкого флота и является вернейшим средством достижения победы. Исходя из этого Г.А. Потемкин приказал впредь для поражения флагманского корабля неприятеля создавать специальную эскадру кайзер-флага, включая в нее 4-5 лучших фрегатов. «Требуйте от каждого, чтобы дрались мужественно, или, лучше скажу, по-черноморски!», подчеркнул Потемкин.

Блестящая победа русского флота у мыса Тендра получила высокую оценку главнокомандующего и императрицы Екатерины II. Генерал-фельдмаршал князь Потёмкин-Таврический в своем приказе по итогам этого сражения отметил: «Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов». Ушаков удостоился ордена Св. Георгия II степени, что для молодого контр-адмирала было очень престижной наградой.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Р.К. Скаловский. Жизнь адмирала Федора Федоровича Ушакова. СПб. 1856 г.
  • Боевая летопись русского флота. Под редакцией Н.В. Новикова. Москва. 1948 г.
  • Ф.Ф. Веселаго. Краткая история русского флота. Выпуск 1. СПб. 1893 г.
  • Краснознаменный Черноморский флот. Издание второе. Москва. 1979 г.

Победа у мыса Тендра имела большое значение в ходе русско-турецкой войны 1787—1792 годов, о ней достаточно написано в современной литературе. У Вас, уважаемый читатель, наверное, сложилось свое мнение об этом сражении. Изложите его в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Владимир :

    Интересное сражение на море, но нет точного описания с привязкой по местности. Турецкий флот стоял на якоре, очевидно на Одесской банке от Очакова до Гаджибея. Наша эскадра навалилась на него со стороны Тендры и Турки стали отступать в сторону Дуная и о.Змеиный. Во всяком случае в р-не о.Змеиный ночь остановила сражение. На следующий день сражение продолжилось, но в каком направлении? Как далеко от Тендры и Кинбурна оно закончилось? Где подожгли флагманский корабль? Куда разбежался турецкий флот? Есть только схема построения баталии и та без привязки к местности. Без этих данных как то трудно представить всё сражение.

    26.11.2014

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика