Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Торпедное оружие России

Александровский
И.Ф. Александровский
Фото ИРЛИ РАН

14 января 1878 года — первое в мире успешное применение торпеды. Это произошло благодаря таланту, настойчивости и энтузиазму тогда еще лейтенанта С.О. Макарова. Однако мало кто знает, что не только в применении, но и в создании этого оружия приоритет тоже принадлежит России. Наш талантливый изобретатель И.Ф. Александровский представил на рассмотрение Морского министерства проект создания торпеды на целый год раньше, чем запатентовал свое изобретение Р. Уайтхед.

После этого началась очень упорная и полная драматизма борьба за то, чьи торпеды поступят на вооружение российского флота. Мы уже привыкли к тому, что в России в подобных случаях приходилось бороться с беспросветной чиновничьей бюрократией и полным непониманием во властных кругах. Парадоксально, но на этот раз все было совсем иначе. Александровского поддерживал управляющий Морским министерством Н.К. Краббе и целый ряд видных русских адмиралов. Однако против него выступало время и технологическая отсталость России.

Первые отечественные проекты торпед

В средине 80-х годов XIX века на Черном море сложилась крайне опасная для России обстановка. Надвигалась новая война с Турцией (1877-1878 гг.). К тому времени турецкий флот имел 13 броненосцев и много других современных бронированных кораблей, построенных в Англии и Франции. Россия могла противопоставить этому всего два броненосца береговой обороны («поповки») и несколько слабо вооруженных пароходов (об их подвигах в этой войне читайте здесь). Необходимо было срочно найти действенные средства для борьбы с сильным флотом потенциального противника. В этих условиях руководство морского ведомства решило обратить внимание на уже около 10 лет лежавшие «под сукном» предложения русских новаторов об использовании минных катеров и нового вида оружия — торпед, которые к тому времени стали поступать на вооружение флотов основных морских держав мира.

В 1865 году талантливый русский изобретатель И.Ф. Александровский представил в Морское министерство проект «самодвижущегося торпедо». Тогда проект был признан преждевременным. Однако Александровский продолжал работу над ним одновременно с разработкой проекта подводной лодки как основного носителя этого оружия. В 1868 году он представил на рассмотрение Морского министерства второй проект торпеды. На этот раз ему разрешили построить образец за свой счет с последующей оплатой министерством понесенных изобретателем расходов. К началу 1874 года вручную в частной слесарной мастерской (как сейчас говорят — в гараже и на коленке) были изготовлены две торпеды. Их испытания подтвердили принципиальную возможность создания такого оружия, но низкое качество изготовления образцов не позволяло использовать их практически. Торпеда Александровского была тяжела, громоздка и тихоходна.

Торпеда Александровского
Торпеда Александровского.

Торпеда Уайтхеда

В те годы над созданием самодвижущихся мин активно работали и в других странах, прежде всего, в Австрии. Первый в этой стране проект торпеды был создан неизвестным автором, после смерти, которого дело перешло к капитану австрийского флота М. Луппису. В 1864 году была изготовлена действующая модель торпеды, но ее доработка шла плохо. В 1864 году к проекту подключился англичанин Р. Уайтхед, который имел хорошее инженерное образование и небольшой, но хорошо оснащенный механический завод в австрийском портовом городе Фиуме. В 1866 году, на год позже Александровского, Р. Уайтхед делает заявку на свое изобретение. Сначала он продал свою торпеду Австрии, затем Англии, Франции и ряду других государств, а в 1873 году усовершенствованный вариант торпеды был предложен России.

К 1874 году торпеда Уайтхеда, несмотря на значительно меньшие габариты, чем у И.Ф. Александровского, обладала почти вдвое большей скоростью. Не считаться с этим было нельзя. Морское министерство поручает И.Ф. Александровскому до 15 марта 1875 года разработать новый проект торпеды. Изготовление образца на этот раз поручается слесарной мастерской в Новом Адмиралтействе. Между тем неизбежность войны с Турцией становилась все более очевидной. Вопрос о приобретении торпед надо было решать срочно, ведь после закупки их надо было поставить на флот, приспособить корабли для стрельбы ими, обучить личный состав и отработать тактику применения. Управляющий Морским министерством адмирал Н.К. Краббе, и другие специалисты выступали за закупку торпед Александровского, хотя их испытания затягивались, а результаты совсем не радовали.

Торпеда Уайтхеда
Торпеда Уайтхеда.

Вынужденное решение в пользу иностранца

Дело передали в специальный комитет, состоявший из наиболее авторитетных специалистов в области военно-морских вооружений. Его члены однозначно выступили за скорейшую покупку торпеды Уайтхеда. Их главным аргументом было то, что торпеда Уайтхеда уже готова, ее можно быстро купить и приступить к освоению на кораблях флота. Таким образом, в 1876 году был подписан контракт на поставку в течение двух лет 100 торпед Уайтхеда. Россия стала шестым государством, обладателем этого грозного оружия. Александровский входил в состав комиссии, которая ездила в Австрию для заключения контракта. Сразу же в Кронштадте и Николаеве были созданы мастерские для производства нового оружия. Первая отечественная боевая торпеда была изготовлена по образцу австрийской в Кронштадтских мастерских осенью 1878 года. Она полностью соответствовала техническим требованиям и была в полтора раза дешевле австрийской. Интересно, что и в области морских мин Россия тоже была первой Читайте подробнее.

Австрийские торпеды были дорогими, начальство их берегло, поэтому получить их даже для боевого применения было очень трудно. Еще в 1876 году лейтенант С.О. Макаров предложил использовать минные катера для атаки крупных кораблей противника. С началом войны этот проект был реализован. Макарову выделили пароход «Великий князь Константин», который переоборудовали для транспортировки четырех паровых катеров, вооруженных шестовыми минами. Применяя такие мины, надо было подходить к неприятельскому кораблю вплотную. Понятно, что такая операция была крайне опасной, а главное, малоэффективной. Затем Макаров разработал буксируемую мину — крылатку. Операции с минными катерами позволили Макарову и его сподвижникам добиться значительных успехов. О первой боевой победе с использованием шестовых мин читайте в статье «Подвиг Дубасова». Однако было ясно, что шестовые и буксируемые мины не имеют будущего.

Первый успех торпедного оружия

Появление торпед изменило ситуацию коренным образом. Макаров был готов к немедленному применению их на своих катерах, но начальство отказалось выдать ему даже 4 торпеды. Тогда Макаров направил срочную телеграмму в Морское министерство. Только после прямого указания из Петербурга 4 торпеды были получены. Первая торпедная атака турецкого корабля была произведена ночью с 16 на 17 декабря 1877 года. Минные катера «Чесма» и «Синоп» выпустили две торпеды по турецкому броненосцу «Махмудие», однако торпеды прошли мимо цели. У Макарова оставалось только две торпеды. Ему нужно было добиться боевого успеха, чтобы на практике доказать перспективность своей идеи минных, теперь уже торпедных, катеров.

В ночь на 14 января 1878 года на Батумском рейде те же катера «Чесма» и «Синоп» атаковали сторожевой турецкий пароход «Интибах». На этот раз обе торпеды попали в цель. Пароход лег на правый борт и быстро погрузился на дно. Эта операция вошла в историю военно-морского искусства как первая в мире успешная торпедная атака, обеспечившая потопление вражеского корабля. Одновременно она стала последней морской операцией этой войны, в которой Черноморский флот добился целого ряда блестящих побед над гораздо более сильным турецким флотом.

Развитие торпедного оружия и судьба Александровского

После войны в России было налажено серийное заводское производство торпед, а также начались планомерные работы по их усовершенствованию. Вскоре торпеды стали основным оружием миноносцев и эсминцев, подводных лодок, торпедных катеров. (Читайте о создании первых торпедных катеров специальной постройки). Значительный прогресс был достигнут в конструкции этого оружия. В целом, наша страна всегда была на уровне мировых достижений в этой области.

А вот судьба И.Ф. Александровского, как одного из наиболее деятельных энтузиастов создания торпедного оружия и подводных лодок, сложилась трагически. Последние годы его жизни оказались весьма трудными. В 1881 году он был уволен из Морского технического комитета с полным прекращением выплаты жалования. Хлопоты о назначении пенсии ни к чему не привели, и материальное положение семьи стало крайне тяжелым. Престарелый изобретатель, отдавший отечественному флоту не только лучшие годы своей жизни, здоровье и силы, но практически и все свое состояние, остался без средств к существованию. В 1893 году он тяжело заболел и, будучи практически на последней стадии бедности, был помещен в городскую богадельню, где и умер.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Коршунов Л.Ю. Иван Федорович Александровский 1817-1894. Москва. 1997 г.
  • Коршунов Л.Ю., Успенский Г.В. Торпеды российского флота. Санкт-Петербург. 1993 г.
  • Сборник. Деятельность вице-адмирала С.О. Макарова в судостроении. Ленинград. 1977 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

К сожалению, судьба Александровского далеко не уникальна. Ее разделили многие наши одаренные изобретатели и новаторы, искреннее и бескорыстное стремление которых послужить на благо нашей страны не нашло должного понимания и поддержки со стороны властей. Думаю, что и сейчас такие случаи совсем не редкость. Если Вам известны такие примеры, Расскажите о них в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Foopoplehaf :

    отличный сайт, мне очень понравился, спасибо автору

    23.03.2011

  2. Erudgezed :

    Прочитал, конечно, далеко от моей темы. Но, все же, можно с вами сотрудничать.

    19.04.2011

  3. Obmendofs :

    Здравствуйте , мне очень понравился Ваш сайт http://www.korvet2.ru. Хотел бы купить место под рекламу или обменяться ссылками.
    Если конечно Вы предоставлете такие услуги. Как с Вами связатся, что бы узнать расценнки?

    Обратной связи не нашел, поэтому написал сюда.
    Буду ждать ответа. Спасибо!

    20.04.2011

  4. puzzolaj :

    Интересно, спасибо.

    22.04.2011

  5. seonickname :

    Правильный пост! Подписался на RSS

    10.05.2011

  6. seonickname :

    Найс пост! Добавил в соц.закладки

    10.05.2011

  7. seoblya :

    А у Вас есть подписка на обновление сайта по e-mail?

    11.05.2011

  8. seoblya :

    Хороший сайт! Подписался по RSS

    11.05.2011

  9. seoblya :

    Однозначно подпишусь на ваш сайт

    11.05.2011

  10. bezdechy :

    Extremely great content. I actually basically became aware of your blog site and desired to tell you that I’ve quite liked looking through your blog and reports. Nonetheless I’ll be following your feed and I hope to browse your blog again.

    13.05.2011

  11. клуб женщин :

    Благодарю!!!У Вас часто появляются очень интересные посты! Очень поднимаете мое настроение.

    14.05.2011

  12. Pimikimeritle :

    Hi !!! Good job!

    18.05.2011

  13. KigneeFek :

    Hi !!! Good job!

    20.05.2011

  14. Владимир Додонов :

    Большое спасибо всем моим читателям за хорошие отзывы о постах этого блога.
    Obmendofs — благодарю Вас за интересное предложение, но пока я место под рекламу не продаю и ссылками не обмениваюсь. Думаю, что мой блог до этого еще не дорос.
    seoblya и Newautomen — У меня есть рассылка на Subscribe.ru В ней публикуются анонсы статей на блоге. Новости блога можно читать и на ленте RSS. Форма подписки на рассылку на Smartresponder.Ru и на RSS есть на каждой странице блога. Подписаться на рассылку, которая выходит на Subscribe.ru можно на главной странице этого сервиса https://subscribe.ru/ Рассылка пока находится в категории бронзовых и называется «Исторические парадоксы Российского флота».
    Добро пожаловать на борт. Новые выпуски уже ждут Вас. Вам будет интересно!
    Владимир Додонов — автор и админ этого блога.

    25.05.2011

  15. eve isk :

    Hello. It is great that at least you pour more light on this issue. Thanks.

    27.05.2011

  16. eve isk :

    I got a real pleasure reading you.

    29.05.2011

  17. Denny Sannes :

    With ease, the post is really the greatest on that precious topic. I harmonise with your conclusions and will thirstily look forward to your incoming updates. Simply saying thanks definitely will not just be sufficient, for the extraordinary lucidity in your writing. I definitely will instantly grab your rss feed to stay abreast of any kind of updates. Genuine work and also much success in your business endeavors!

    02.06.2011

  18. bayan :

    Спасибо, полезный материал. Добавил в закладки.

    19.06.2011

  19. Jesus Chalk :

    Thanks for this blog post, We loved its content and style. I stumbled upon this web site on Google and today possess added this in order to my favourites list. I’ll be sure to arrive again quickly.

    19.06.2011

  20. Rooibos :

    Thanks for sharing, I like this blog!

    20.06.2011

  21. Lai Mccargo :

    I really liked reading your post!. Quallity content. With such a valuable blog i believe you deserve to be ranking even higher in the search engines 🙂

    22.06.2011

  22. Ivana Bemboom :

    I wish my personal content articles appeared as if this! Thanks for the great information on this post!

    23.06.2011

  23. Plantronics :

    I definitely wanted to construct a quick comment so as to express gratitude to you for these lovely instructions you are giving out at this site. My time intensive internet research has finally been compensated with good points to exchange with my close friends. I ‘d admit that most of us website visitors are rather blessed to be in a fantastic website with so many special people with useful techniques. I feel pretty lucky to have discovered the site and look forward to so many more entertaining minutes reading here. Thanks a lot once more for all the details.

    24.06.2011

  24. Harold :

    Unquestionably believe that which you said. Will likely be back to get more. Thanks

    24.06.2011

  25. Elizabeth :

    I’m not sure where you are getting your information, but great topic. I needs to spend some time learning more or understanding more. Thanks for great info I was looking for this info for my mission.

    25.06.2011

  26. Nelli :

    Outstanding piece, thanks for sharing!

    26.06.2011

  27. Boots :

    Thanks for sharing, I like this blog!

    27.06.2011

  28. emerson :

    Good post. I learn one thing more difficult on totally different blogs everyday. It is going to always be stimulating to learn content from other writers and apply a little bit one thing from their store. I’d choose to make use of some with the content on my weblog whether you don’t mind. Natually I’ll provide you with a hyperlink on your internet blog. Thanks for sharing.

    27.06.2011

  29. website :

    Bookmarked! Thanks so much for the information.

    15.07.2011

  30. Edythe Sakasegawa :

    I found your article and find it really full of useful info. Your posts are direct, clear and to the point. I’m going to review more of your posts. Look forward to more!

    19.08.2011

  31. Alfonzo Kozloski :

    I’m really inspired together with your writing skills and also with the format to your blog. Is that this a paid subject or did you modify it your self? Either way keep up the excellent quality writing, it is rare to look a nice blog like this one today.

    09.10.2011

  32. Gwyn Wontor :

    Thanks for taking the time to share this, I feel strongly about it and love reading more on this topic. If possible, as you gain knowledge, would you mind updating your blog with more information? It is extremely helpful for me.

    12.10.2011

  33. Stephen Mulry :

    I just want to tell you that I am new to blogging and site-building and definitely savored this page. Almost certainly I’m likely to bookmark your website . You surely have outstanding articles. Thanks a lot for sharing your blog.

    12.10.2011

  34. Carlita Orvis :

    Great topic. I have found a whole lot something totally new here. Continue.

    24.10.2011

  35. Crystal Bridgeford :

    I spent the whole day browsing and reading your post, It was fun, and entertaining

    27.10.2011

  36. Brande Vittum :

    Extremely good content. I basically stumbled upon a blog not to mention desired towards declare who I have seriously liked looking through a website not to mention discussions. Anyway I’ll turn out to be following a give food not to mention I just desire towards read a website yet again.

    28.10.2011

  37. Iona Paule :

    Excellent subject. I have found a lot a new challenge the following. Carry on.

    28.10.2011

  38. musique :

    you’re really a good webmaster. The website loading velocity is amazing. It kind of feels that you are doing any distinctive trick. In addition, The contents are masterwork. you have performed a excellent process on this subject!

    15.12.2011

  39. motratmustafa :

    Many thanks for being our mentor on this subject. I actually enjoyed your own article very much and most of all enjoyed the way you handled the aspect I regarded as being controversial. You are always rather kind towards readers really like me and aid me in my life. Thank you.

    27.12.2011

  40. ARTE :

    это, кстати, широко обсуждается даже на фейсбуке, у http://www.korvet2.ru там случайно своей группы нет?

    03.03.2012

  41. Hatunceva :

    прикольный рес http://www.korvet2.ru — рекомендую всем!

    04.04.2012

  42. Kolambapa :

    спасибо. очень хороший
    и полезный сайт.
    удачииуспехавам.

    18.04.2016

  43. Lev :

    Энтузиасты были и в недалеком прошлом,но еще не пришло время о них рассказать

    04.12.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика