Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал Головнин

Портрет В.М. Головнина
Портрет В.М. Головнина
Неизвестный художник, пер. пол. XIX в.

8 (19) апреля 1776 года родился Василий Михайлович Головнин. В плеяде даже самых знаменитых мореплавателей трудно найти такого, который мог бы сравниться с ним по широте кругозора и многогранности деятельности. Он был мореплавателем и учёным, историком и географом, экономистом и лингвистом, кораблестроителем и навигатором, литератором и теоретиком военно-морского флота, государственным и общественным деятелем. В каждую из этих областей деятельности он внес свой вклад, способствовавший ее дальнейшему развитию.

Поразительно, но за свою короткую жизнь он сделал так много, что мы до сих пор почитаем его как выдающегося русского ученого, отважного мореплавателя и очень популярного писателя. При этом он не был баловнем судьбы, не имел могущественных покровителей, зато был близок к декабристам и нажил много недругов в высших эшелонах власти. Будучи вице-адмиралом и занимая высокие государственные посты, он не был богат, и умер от чумы в 1831 году.

Начало пути

Василий Михайлович происходил из старинной дворянской фамилии. В 10 лет он лишился родителей, а в 13 лет родственники определили его в Морской кадетский корпус (подробнее об этом самом престижном морском учебном заведении читайте в статье о Морском кадетском корпусе). В 1790 году Головнин был произведен в гардемарины и назначен на корабль «Не тронь меня». На этом корабле он участвовал в Красногорском (23-24 мая 1790 года) и Выборгском (22 июня 1790 года) сражениях. Во втором сражении «Не тронь меня» получил большие повреждения, было много убитых и раненых, был убит командир корабля, но Василия Головнина судьба сохранила для будущих важных дел. За эти два боя он получил свою первую медаль.

В январе 1793 г. он был произведен в офицеры и с тех пор беспрерывно находился в плаваньях. В 1880 году в числе наиболее подготовленных и способных офицеров Головнина отправили в Англию для ознакомления с организацией и тактикой английского флота. В течение 5 лет он служил под командованием адмиралов: Корнвалиса, Нельсона и Колингвуда. По возвращении из Англии в 1806 году, он привез не только отличные характеристики от этих адмиралов, но большой объем практических знаний.

В этом же году он издал свод «Военных морских сигналов» (ими пользовались четверть века) и «Сравнительные замечания о состоянии английского и русского флотов». За эти труды Головнин был удостоен внимания и награды императора Александра I. В 1806 году его назначили командиром транспорта-лесовоза «Диана». Под руководством В.М. Головнина его перестроили в небольшой трехмачтовый шлюп и подготовили к кругосветной экспедиции для проведения научных исследований в северной части Тихого океана. Впервые в истории русского флота командовать судном, уходящим в столь дальнее и ответственное плавание, было поручено лейтенанту. Морское министерство приняло это решение из уважения к опытности и познаниям Головнина, писал позднее адмирал Ф.Ф. Врангель. Об удивительной судьбе и многогранной деятельности этого выдающегося адмирала читайте в статье Фердинанд Врангель.

Плавание на шлюпе «Диана»

Из Кронштадта «Диана» вышла 25 июля 1807 года. Головнин планировал обогнуть Южную Америку, а затем через Тихий океан идти на Камчатку, однако у мыса Горн «Диана» попала в сильный и продолжительный шторм. После нескольких дней тяжелейшей борьбы со стихией Василий Михайлович взял курс на восток. Он решил обогнуть Африку и идти через Индийский океан.

Шлюп Диана уходит из порта Симонстаун
Шлюп Диана уходит из порта Симонстаун
С картины Е.В. Войшвилло

В середине апреля 1808 года «Диана» зашла в порт Симонстаун (Кейптаун) и была задержана английскими властями, поскольку Англия находилась в это время в состоянии войны с Россией. Эта война началась в результате присоединения России к наполеоновской Франции, осуществлявшей континентальную блокаду Англии.

Начались долгие и бесполезные разбирательства. Головнин использовал это время для изучения страны, быта и нравов местного населения, составил подробное описание мыса Доброй Надежды и прилегающей к нему бухты. Убедившись в бесполезности переговоров, Головнин решил воспользоваться беспечностью англичан и 16 мая 1809 года в штормовую погоду «Диана» успешно вышла из бухты.

Это было сделано так неожиданно, что англичане не успели даже поднять паруса, чтобы броситься в погоню. «Диана» находилась в плену один год и 25 дней. Дальнейшее плавание через Индийский и Тихий океан было очень трудным из-за недостатка продовольствия и питьевой воды. Испытав много лишений и трудностей, 25 сентября «Диана» благополучно пришла в Петропавловск. Здесь Головнин получил сразу два ордена — Св. Георгия 4-й степени за 18 морских кампаний, и Св. Владимира за «благополучное свершение многотрудного путешествия».

Головнин у берегов Камчатки
Головнин у берегов Камчатки
С картины В.Соколова-Ширшова

Два следующих года он посвятил изучению Камчатки и Русской Америки. Затем в течение нескольких месяцев исследовал острова Курильской гряды. «Цепь или гряду островов, лежащих между южным мысом Камчатки и Японией, Курильскими островами, наименовали русские, — писал Головнин, — ибо, увидев с Камчатского берега дымящиеся на сих островах сопки, они назвали их Курилы, от слова курящиеся».

Он составил карту тех островов Курильской гряды, жители которых считали себя русскими подданными, и намеревался продолжить эту работу на захваченных Японией островах. С этой целью «Диана» 4 июля 1811 года подошла к острову Кунашир, и Головнин вместе с двумя офицерами и 4-мя матросами направился на остров. Японцы очень доброжелательно встретили его и пригласили в крепость, а затем арестовали и поместили в тюрьму, поскольку подозревали, что русский шлюп прибыл в их воды с враждебными намерениями. Весной следующего года пленники решились на побег. Им даже удалось найти рыбацкий баркас, но появились стражники и всех арестовали. Тюремный режим стал еще более суровым. Однако и здесь Головнин находил время для изучения страны и ее жителей.

Карта кругосветных плаваний Головнина
Карта кругосветных плаваний Головнина

Только в октябре 1813 года после почти двух с половиной лет плена японцы освободили Головнина и его товарищей. Решающую роль в этом сыграли победы нашей армии в войне с Наполеоном и рост авторитета России на международной арене. В 1814 году Головнин вернулся в Петербург, но совсем скоро пришлось готовиться к новому кругосветному плаванию на шлюпе «Камчатка». Надо было продолжить исследования Курильских островов и берегов Северной Америки, начатые еще Берингом и Чириковым (подробности читайте здесь). После войны 1812 года в стране наступила полоса реакции. Александр I и его окружение считали, что флот России не нужен. В этих условиях Головнин надеялся, что успешное кругосветное плавание привлечет внимание общественности к флоту, и будет способствовать решению его проблем. Второе кругосветное плавание длилось более двух лет и завершилось 5 сентября 1818 года.

В отчете Головнина по этому плаванию, помимо огромного фактического материала, были отвергнуты притязания англичан на приоритетную роль в исследованиях северо-западной части Тихого океана, а также намерения американцев утвердиться в регионе Русской Америки. Вскоре Василий Михайлович был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. Это было признанием большого научного значения проведенных им исследований. А впереди ожидало и литературное признание. Его книги о плаваниях на шлюпах «Диана» и «Камчатка», о пребывании в японском плену были переведены на многие европейские языки, ими зачитывалась молодежь, мечтая о дальних плаваниях и новых открытиях.

Последние годы и большие дела

В 1827 году Головнин получил в свое ведение департаменты: кораблестроительный, комиссариатский и артиллерийский. На этой должности он работал 8 лет и очень много времени уделял строительству новых кораблей. Его заботами было построено более 200 новых судов, в том числе 26 линейных кораблей и 10 первых в России пароходов. В 1830 году В.М. Головнину было присвоено звание вице-адмирала. Деятельность таких прогрессивных офицеров как М.П. Лазарев, В.М. Головнин, В.А. Корнилов и многих других имела огромное значение для поддержания престижа и боеспособности Российского флота.

Летом 1831 года в Петербурге разразилась эпидемия чумы. Она унесла двух прославленных русских адмиралов — Г.А. Сарычева и Головнина. Василия Михайловича отличала глубокая и разносторонняя эрудиция, большой практический опыт, стремление проникнуть в сущность явлений, целеустремлённость и несгибаемость воли в достижении поставленной цели. Хорошо зная обстановку в северной части Тихого океана, Василий Михайлович выступал за укрепление безопасности русских дальневосточных границ. Его вклад в развитие науки и отечественного флота получил широкое признание в нашей стране и за рубежом.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Большая Советская Энциклопедия. Москва 1972 г.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
    Девин В.А. В.М. Головнин. Москва. 1952 г.
    Давыдов Ю.В. В.М. Головнин. Москва 1968 г.

Деятельность В.М. Головнина была настолько многогранна и обширна, что в этой статье я смог дать только ее общие контуры и наиболее значимые аспекты. Возможно, у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные данные о нем и о его соратниках или сложилось свое мнение по этому вопросу. Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика