Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Самое интересное в истории Российского флота!

Адаптация к смартфонам

Календарь. Морские события с 15 по 31 мая

Уважаемый читатель, Вы находитесь в разделе блога «Календарь» — это своеобразный вахтенный журнал, в который следует записывать только то, что действительно происходило в жизни. Строго следуя этому правилу, я из богатейшей истории нашего флота выбрал несколько реальных и значимых событий, с каждым из которых связано немало интересного и даже парадоксального.
Познакомьтесь с ними. Я уверен, Вам будет интересно!

В ближайшие дни у нас будет два очень важных и всенародных праздника – День Балтийского флота, ему исполняется 315 лет и День Тихоокеанского флота, которому исполняется 287 лет. Их будут отмечать не только моряки и ветераны этих флотов, а все наши люди, которые душой, помыслами и мечтами связаны с морем, с его бескрайними просторами и дальними странами. Я поздравляю и Вас, мой дорогой читатель! Если Вы заходите на мой блог, значит и в Вашей душе живут отголоски морской романтики и суровой, трудной морской службы.

16 (28) мая 1858 года, 160 лет назад, Россия и Китай подписали Айгуньский договор. По нему к России отошли обширные территории Приамурского и Уссурийского краев, после чего все побережье Тихого океана от Кореи до Берингова пролива стало принадлежать России. Инициаторами изучения и присоединения этих земель к России были русские моряки, среди которых надо прежде всего назвать Г.И. Невельского и И.Ф. Лихачева.


Балтийский флот – основатель морской славы России

Балтийский флот
Балтийский флот

18 мая (7 мая по старому стилю) — День Балтийского флота. В этот день 315 лет назад отряд русских лодок под командованием Петра I в устье Невы взял на абордаж шведские суда «Астрильд» и «Гедан». С этой победы ведет свою историю и боевую летопись Балтийский флот. В течение всего своего существования он надежно обеспечивает выход России к Балтийскому морю и ее многообразные связи с государствами на всех континентах планеты.

Героические действия балтийцев не ограничиваются акваторией Финского залива и ближайших к нему морей. Балтийский флот не раз отстаивал интересы страны на просторах Мирового океана — в Атлантике и Тихом океане, нес боевую службу в Средиземном море, а также выполнял ответственные задания у берегов Америки. В годы Великой Отечественной войны он в труднейших условиях сражался за Ленинград, а затем участвовал в освобождении от фашизма Прибалтики, Финляндии, Польши и Германии.

О важнейших вехах в истории Балтийского флота Читайте далее.


День Тихоокеанского флота – большой морской праздник

Флаг Тихоокеанского флота
Флаг Тихоокеанского флота

21 мая — День Тихоокеанского флота. Этот праздник особенно дорог мне, поскольку в молодости я служил на ТОФ. В то время это был океанский, атомный, ракетно-ядерный флот, который в годы «холодной войны» успешно выполнял важнейшую задачу стратегического сдерживания агрессоров и обеспечения безопасности нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Тихоокеанский флот обладает большой и славной историей, которая берет свое начало с 10 (21) мая 1731 года. В тот далекий день императрица Анна Иоанновна подписала указ о создании Охотской военной флотилии — первого военно-морского образования России на Дальнем Востоке. Этот указ предусматривал также строительство города Охотск, расширение уже существовавшего там порта и судоверфи. К этой дате и приурочено сейчас празднование Дня Тихоокеанского флота.

О славной истории флота Читайте далее.


Подвиг Христофора Сакена всколыхнул Россию

Последний бой Сакена
Последний бой Сакена
Старинная гравюра

20 (31) мая 1788 года — подвиг Христофора Сакена. Дубель-шлюпка № 2 под командованием капитана 2 ранга Христофора Ивановича Сакена вступила в бой с турецкими галерами. Когда были исчерпаны все возможности к сопротивлению Сакен взорвал свое судно вместе с атаковавшими галерами противника. Шел второй год русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Эта война вошла в нашу историю взятием Измаила и Очакова, а также блестящими победами Суворова при Фокшанах и Рымнике. На фоне этих славных побед деятельность только что созданного Черноморского флота осталась малоизвестной, но подвиг Христофора Ивановича Сакена вызвал широкий общественный резонанс в России.

Этот подвиг устрашил турок и подорвал боевой дух стоявшего у Очакова турецкого флота. Убедившись на собственном опыте, насколько храбро и самоотверженно сражаются русские, турецкие моряки стали избегать сближения с нашими судами на короткую дистанцию и, уж тем более, абордажного боя. Христофор Иванович Сакен погиб, но подвиг его навсегда вошел в боевую летопись Российского флота.

Подробности этого беспримерного подвига Читайте далее.


Подвиг Романа Кроуна

Р.В. Кроун
Р.В. Кроун

21 мая (1 июня) 1789 года — подвиг Романа Кроуна. Небольшой 24-х пушечный коттер (бриг) «Меркурий» под командованием будущего адмирала российского флота Романа Васильевича Кроуна в упорном бою заставил спустить флаг 44-пушечный шведский фрегат «Венус». Своими 24-фунтовыми пушками фрегат мог буквально разнести «Меркурий», даже не входя в зону действия его орудий. Однако, героизм, боевая дерзость и профессиональное мастерство, а также умение использовать военную хитрость, позволили Р.В. Кроуну одержать эту блистательную победу.

Поразительно, что ряд видных историков русского флота, такие как А.С. Кротков и А.П. Соколов считали, что пленение шведского фрегата является заслугой капитана генерал-майорского ранга П.П. Лежнева, в отряд которого входил бриг «Меркурий». При этом ни Лежнев на своем флагманском судне, ни остальные суда его отряда не принимали участия в захвате шведского фрегата, а оставались безучастными свидетелями этого боя.

Об удивительной судьбе этого прославленного моряка Читайте далее.


Фрегат «Венус» — боевой путь

Захват Венуса
Захват «Венуса»

21 мая (1 июня) 1789 года – новейший 44-пушечный шведский фрегат «Венус» был взят в плен небольшим 24-х пушечным русским бригом «Меркурий». Командовал бригом будущий адмирал российского флота Роман Васильевич Кроун. Своими 24-фунтовыми пушками фрегат мог буквально разнести «Меркурий», даже не входя в зону действия его орудий. Однако, героизм, боевая дерзость и профессиональное мастерство, а также умение использовать военную хитрость, позволили Р.В. Кроуну одержать эту блистательную победу.

Фрегат «Венус», по отзывам бывалых моряков, был непревзойдённым «ходоком». Но пока он служил в шведском флоте, его достоинства ограничивались только этим. Боевыми делами он прославился, находясь уже в составе Российского флота. В июле 1783 года корифей шведского кораблестроения Фредерик Генрих Чапман заложил на верфи Карлскроны тяжёлый фрегат «Венус». Его длина составляла 46,32 м, ширина — 11,88 м. Экипаж насчитывал 342 человека. При постройке фрегата Чапман применил все новейшие достижения в области судостроения.

Об удивительной и героической судьбе этого фрегата Читайте далее.


Теплоход «Старый большевик» — героический рейс

И.И. Афанасьев
И.И. Афанасьев

27 мая 1942 года — подвиг экипажа теплохода «Старый большевик», который шел в составе северного конвоя PQ-16. Тема северных конвоев сейчас довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Мы отдаем должное мужеству иностранных моряков, которые, невзирая на опасности, доставляли военные грузы в наши северные порты. Но мало кто знает, что в составе этих конвоев были и советские торговые суда.

Борьба на трассах арктических конвоев была очень жесткой. К весне 1942 года фашистское командование сосредоточило в Северной Норвегии крупные силы авиации, подводных лодок и надводных кораблей для пресечения поставок вооружения Советскому Союзу. За время войны в советские порты пришло 42 конвоя, в составе которых было 722 транспорта. На переходах погибло 58 транспортов. Все трудности и опасности этих переходов в полной мере проявились и в рейсе теплохода «Старый большевик». Силы прикрытия конвоев потопили 27 фашистских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца, а также сбили большое количество вражеских самолетов. Не менее ожесточенной была борьба и на Северном морском пути, по которому из Сибири и Дальнего востока шли боевые корабли, военно-хозяйственные грузы, а тоже часть поставок из США.

Подробности этого тяжелейшего рейса Читайте далее.

Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика