Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Карская экспедиция 1919 года

Б.А. Вилькицкий
Б.А. Вилькицкий

Журнал «Родина» № 1 за 2015 год опубликовал статью А. Николаева «Из Ливерпульской гавани в Обскую губу». В ней отмечается, что в годы Гражданской войны кооператоры Сибири проявляли большой интерес к доставке по Северному морскому пути промышленной продукции из Западной Европы в обмен на сибирские товары и продовольствие. Этот маршрут товарообмена был более безопасным чем грузоперевозки через охваченную войной Европейскую часть России. Привожу краткое изложение этой статьи.

Исследователи Арктики еще в первой половине XIX века доказали возможность судоходства по нашим северным морям. О полной драматизма судьбе первопроходцев арктических морей читайте здесь. С 1876 года началась эпизодическая организация Карских экспедиций по западному участку Северного морского пути с целью вывоза из западной Сибири леса, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции. До 1919-го состоялось 122 рейса, из которых 75 прошли успешно. Однако значительная часть судов потерпела крушение из-за отсутствия должного навигационного оборудования, ледоколов, а также данных о погоде и ледовой обстановке.

Налаживание связей с Западной Европой

Уже в конце 1917-го года Закупсбыт (объединение потребительских союзов, на который приходилось около 40 % регионального розничного товарооборота) вступил в переговоры с иностранными фирмами о поставках в обмен на масло и пушнину сельскохозяйственных машин, инвентаря, оборудования для маслоделия. Желаемого результата достичь не удалось и кооператорам пришлось действовать самостоятельно.

В 1918-1919 годах за рубежом была создана разветвлённая сеть кооперативных контор. Получив валютный кредит, их сотрудники начали активную закупку товаров для Карской экспедиции. За первое полугодие 1919 года была закуплена большая партия оборудования и тары для маслодельческой промышленности.

Организаторы Карской экспедиции исходили из того, что время товарообменной операции ограничено ледовой обстановкой в Арктике. Поэтому планировалась одновременная отправка двух рейсов: из Англии с промышленными товарами к устью Оби и из Сибири с местным сырьём вниз по Оби до Обской губы. 20 августа обе экспедиции должны были встретиться в бухте Находка и произвести обмен товаров. В качестве русских экспортных грузов предлагалась большая партия муки, а также сибирское сливочное масло и минеральное сырье.

Первые рейсы

К организации экспедиции подключилась также шведские деловые круги и торговая мореходная кампания «Балтик». В начале августа из Швеции в устье Оби вышел шведский пароход «Хальвар», снаряжённый компаниями «Шофарт» и «Балтик». Они отправляли в Сибирь сельскохозяйственные машины и оборудование. Большой интерес к экспедиции проявило шведское правительство, которое по результатам этой экспедиции предполагало наметить перспективы развития торговых отношений с правительством Колчака.

1 августа 1919 года от причала Ливерпульского порта отошёл пароход «Бэйминго» с грузом медикаментов, мануфактуры, оборудования и другими товарами. Архангельское правительство генерала Е.К. Миллера 15 августа отправило из Архангельска 10 судов с военными грузами для армии Колчака. Экспедицию сопровождали пять гидрографических судов. Общее руководство Карской экспедицией осуществлял известный исследователь Арктики, первооткрыватель Северной земли капитан 1 ранга Б.А. Вилькицкий.

Вид старого Архангельска
Вид старого Архангельска
Фотография с сайта http://pastar.ru/

Встреча судов состоялась в районе Югорского Шара, где пароход «Бэйминго» сел на мель, и лишь вызванные из Архангельска ледоколы смогли вывести его на чистую воду. При этом часть тяжеловесного груза (включая четыре паровых котла для лесопильных заводов) пришлось выбросить за борт. Путь к устью Оби продолжили при проводке норвежского лоцмана. Движение по руслу реки оказалось не менее опасным, чем по океану. Транспорт с военными грузами прибыл в бухту Находка раньше и начал разгрузку 28 августа.

Товарообмен

Администрация порта отдавала приоритет военным грузам. В результате погрузочно-разгрузочные работы, по мнению кооператоров, проходили в «самых невыносимых условиях». Формирование встречного каравана на верхнем и среднем течении Оби происходило в большой спешке. Из 92 000 пудов товаров, собранных кооператорами для отправки на экспорт, удалось погрузить на речной караван и доставить в бухту Находка от 57 до 65 тысяч пудов. Остальное пришлось вернуть в Новониколаевск (ныне Новосибирск).

По этой причине не смогли продать значительную часть зарубежных товаров, и их пришлось отправить обратно в Европу. Шведы, узнав о взятии Красной армией Тобольска, решили не рисковать и поскорее уйти обратно. Закупленные шведские и английские товары доставили в Новониколаевск. В общей сложности это составило около 80 000 пудов груза, однако в его составе было всего 11 земледельческих и лесопильных машин, а в остальном это были малоценные товары (бочки с селедкой, сахар, табак и т.д.).

Пароход Таймыр
Пароход Таймыр
Флагман архангельской группы

Результаты экспедиции

Архангельская группа судов вернулась обратно 28 сентября, а пароход «Бэйминго» прибыл в Ливерпуль в конце октября. Среди доставленных им грузов было сибирское масло (около 355 т), льняное семя, оленьи шкуры, пушнина, пенька и лен. С учётом экстремальных условий Севера и политической обстановки экономические результаты Карской экспедиции 1919 года признали удовлетворительными. Основные убытки принесли «не полярные льды и подводные рифы», а «канцелярская волокита и саботаж». Об условиях, которые сложились на русском Севере при белогвардейцах и интервентах читайте в статье о гражданской войне на Севере.

Примечание

Белоэмигрантские правители северных и сибирских областей России не могли уделить должного внимания организации Карской экспедиции. При советской власти первая такая экспедиция была проведена в 1920 году, после чего грузопоток по этой трассе постоянно увеличивался. В дальнейшем, Карский маршрут стал частью Северного морского пути. О трудностях, которые пришлось преодолеть, при прокладке северных маршрутов, читайте в статье Почему погиб пароход «Челюскин».

Уважаемый читатель, история Карских экспедиций неотделима от общей истории исследования и освоения северных районов нашей страны. А в какой мере эта тематика интересна Вам?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика