Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подвиг Дубасова

Ф.В. Дубасов
Ф.В. Дубасов

14 (26) мая 1877 года — подвиг Ф.В. Дубасова. В этой операции особенно ярко проявились героизм и профессиональное мастерство наших моряков. Русские всегда отличались в войнах исключительной храбростью и стойкостью, но и на этом общем фоне было немало ратных дел, которые требовали особой смелости, дерзости и отваги. Одним из них стал поход минных катеров лейтенантов Дубасова и Шестакова, потопивших шестовыми минами один из лучших турецких мониторов «Сеифи».

Чрезвычайно интересным, поразительным и полным крутых поворотов был жизненный путь Федора Васильевича. Он неизменно и твердо придерживался принципа: «Каждый должен выполнять свой долг». Это, вместе с другими личными качествами, обеспечило ему блестящую карьеру и широкое признание. Его фамилия упоминалась в прессе наряду с именами Скобелева, Макарова и Нахимова. А затем — полное забвение и строжайший запрет даже упоминать его имя.

Начало русско-турецкой войны 1877-1878 годов

В результате Крымской войны 1853-1856 годов, запомнившейся героической обороной Севастополя, Россия лишилась права иметь на Черном море военный флот. В 1871 году эти унизительные ограничения были отменены, но в апреле 1877 года началась новая война с Турцией, а воссоздать свой черноморский флот Россия еще не успела. Пользуясь этим, турецкие корабли бомбардировали русские приморские крепости на Кавказе и в Крыму, а также контролировали почти все западное побережье Черного моря.

С началом боевых действий русские войска вышли на левый берег Дуная. Необходимо было обеспечить надежную работу нескольких переправ. Нам противодействовало более двадцати турецких мониторов, вооруженных крупнокалиберной артиллерией. Они обстреливали наши войска и не позволяли даже приступить к строительству переправ. Сначала русские моряки начали минировать основные фарватеры. Катер лейтенанта Дубасова под артиллерийским огнем трех турецких кораблей поставил первое минное заграждение. Однако туркам удалось проделать проходы в этом и других минных полях.

Уничтожение первого турецкого монитора

Орудия наших береговых батарей не пробивали толстую бортовую броню турецких мониторов. Приходилось стрелять из гаубиц навесным огнем, чтобы снаряды попадали в относительно слабо защищенную палубу корабля. Так был уничтожен турецкий монитор «Лютфи-Джелиль» («Под милостью Божьей»). Это произошло 29 апреля 1877 года. В 15.00 этот монитор встал напротив нашей батареи и две тяжелые артиллерийские башни развернулись в сторону русских позиций. Неподалеку встали еще два корабля.

Монитор Лютфи-Джелиль ведет бой с русской батареей
Монитор «Лютфи-Джелиль» ведет бой с русской батареей

Русские были готовы к бою и сразу открыли огонь. Монитор не успел сделать даже первый залп, как над водою поднялся громадный столб пламени. Черные клубы дыма окутали корабль. Когда дым отнесло ветром, на поверхности торчала только верхняя часть мачты с красным турецким флагом. Мощный корабль погиб от нашей бомбы, пробившей палубу и разорвавшейся, по всей вероятности, в пороховом погребе. Дубасов на своем катере быстро подошел к месту взрыва и сорвал турецкий флаг. Уничтожение монитора было большим успехом, однако турки продолжали очень активно использовать свой флот.

Дерзкая атака минных катеров

Тогда Дубасов предложил атаковать турецкие корабли шестовыми минами. В то время на Черном море по предложению лейтенанта С.О. Макарова были оборудованы минные катера. Это были обычные паровые катера, которые имелись на всех крупных судах. Они использовались для своза офицеров или команды на берег. Такой катер вооружали деревянным шестом длиной шесть метров, на конце которого была закреплена мина. Экипаж катера должен был подойти вплотную к турецкому кораблю, подвести под его днище мину и взорвать ее.

Минная атака Дубасова
Минная атака Дубасова

В сущности, дело очень простое, но какой отвагой, дерзостью и хладнокровием надо было обладать, чтобы сделать все это. Воинская дерзость свойственна нашим морякам, начиная с первых боевых операций еще под командованием Петра I, причем она всегда сочеталась с высокой боевой выучкой исполнителей, что и обеспечивало успех дела. Об одном очень убедительном примере воинской дерзости и мастерства на заключительном этапе Великой Отечественной войны читайте в статье «Десант на Имперский мост Вены».

Рассмотрев предложение Дубасова, начальство нашло его крайне рискованным и не имеющим шансов на успех, но разрешило попробовать. В ночь с 13 на 14 мая 1877 года четыре катера под командованием Дубасова вышли в поход к месту стоянки турецких кораблей. Светлая ночь и ветер, далеко разносивший по поверхности воды шум катерных двигателей, значительно осложняли проведение операции. Турки были настороже: три корабля стояли на якорях под парами, прислуга спала около орудий, а на палубах ходили часовые. Дубасов приказал остальным катерам быть в готовности, а сам дал полный ход и устремился к самому большому монитору. Часовой поднял тревогу. Турецкие артиллеристы стали быстро наводить кормовое орудие, но при выстреле оно дало осечку. Затем еще две осечки. Этого было достаточно. Катер Дубасова подошел к корме монитора. Его мина была взорвана так, чтобы сразу вывести из строя винт, руль и кормовое орудие.

Минная атака Шестакова
Минная атака Шестакова

Монитор получил серьезное повреждение, но продолжал сражаться. Открыли огонь орудия его центральной башни, стреляли пушки других кораблей, очень интенсивным был ружейный обстрел. В это время второй катер под командой лейтенанта Шестакова взорвал свою мину прямо под средней артиллерийской башней. Турецкий корабль начал тонуть, но ружейный огонь с его палубы по катерам продолжался. Шестаков отстреливался из пистолета, а его матросы вели беглый огонь из ружей.

Катер Дубасова был полностью залит водой, матросы откачивали ее ведрами. На катере Шестакова обломками монитора заклинило винт. Под огнем противника моторист нырял в воду, чтобы очистить его. Третий катер получил большую пробоину в корме, пришлось подойти к занятому врагом берегу и заделать ее. Как только все катера вновь обрели способность двигаться, Дубасов дал команду к отходу, а сам подошел к осевшему на грунт монитору и снял с него кормовой флаг. После этого все четыре катера благополучно и без потерь возвратились в базу.

Значение подвига

Александр II приказал передать флаг монитора в Морской кадетский корпус. «Пусть этот подвиг послужит развитию и укреплению в молодом поколении будущих моряков геройского духа, которым всегда отличался наш флот», отметил он. Лейтенанты Дубасов и Шестаков были награждены орденами св. Георгия IV-й степени (о его престижности читайте здесь) и стали первыми георгиевскими кавалерами этой войны. Молодые лейтенанты получили широкую мировую известность, поскольку о них писали многие зарубежные газеты.

Подвиг лейтенантов Дубасова и Шестакова наряду с аналогичными подвигами лейтенанта С.О. Макарова парализовали деятельность Турецкого флота. Турки утратили господство на всей акватории Черноморского бассейна и были вынуждены пойти на крупные затраты сил и средств для охраны своих кораблей не только на открытых якорных стоянках, но и в базах. Турецкий флот на Дунае был деморализован и значительно снизил свою боевую активность. Русские войска успешно форсировали Дунай и продолжили наступление на Балканы.

Одновременно эти подвиги показали большую эффективность минного и торпедного оружия, а также стали крупным нововведением в области военно-морского искусства. Это привело к развитию миноносцев и торпедных катеров, как совершенно новых классов кораблей. О впечатляющих успехах России в развитии минного оружия читайте в этой статье.

В конце войны Дубасов был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом св. Владимира IV-й степени с мечами, а также золотой саблей с надписью: «За храбрость». В конце XIX века Дубасов был командующим Тихоокеанской эскадрой. Его корабли в 1897 году вошли в Порт-Артур, предупредив его захват англичанами. Подробнее об этом читайте в статье Порт-Артур и безопасность России. Начальство хоть и недолюбливало Дубасова за прямоту и независимость суждений, но прибегало к его помощи в трудных ситуациях. Одно из последних назначений имело для него весьма тяжелые последствия. В ноябре 1905 года председатель совета министров С.Ю. Витте предложил Федору Васильевичу занять пост московского генерал-губернатора, указав на исключительно опасное развитие событий в Москве.

На посту московского генерал-губернатора

Город был наводнен анархистами, эсерами и революционерами различных направлений. На улицах постоянно раздавались выстрелы и взрывы, шла настоящая охота на полицейских, а 9 декабря началось вооруженное восстание. «Я принимаю это назначение, как принимают боевой пост» — заявил Дубасов. При этом он сразу подчеркнул, что «победа над крамолой должна быть достигнута не столько штыками, сколько нравственным воздействием и твердостью лучших общественных сил».

Видя решительность и твердость властей, Совет боевых дружин уже 18 декабря постановил прекратить вооруженную борьбу. В городе был восстановлен порядок. По оценке историков, благодаря Дубасову горожане получили около десяти лет спокойной жизни. Только сейчас, когда террористические акты стали печальной реальностью многих городов мира, мы можем в полной мере оценить значение и этого подвига Дубасова. Суровость принятых им мер обуславливалась действиями восставших и пониманием своего долга перед Отечеством.

Последние годы жизни

В 1906 году Ф.В. Дубасов был назначен членом Государственного Совета и получил звание полного адмирала. В последние годы жизни он тяжело болел, но, несмотря не это, принимал деятельное участие в строительстве храма Спаса на Водах в память моряков, погибших в Порт-Артуре и в Цусимском сражении. Этот уникальный по своему историческому значению и красоте храм-памятник был взорван в 1932 году.

В центре храм Спас-на-Водах
В центре картины храм Спас-на-Водах
С картины С.В. Пена

Умер Федор Васильевич 19 июня 1912 года и похоронен в Александро-Невской лавре. В то время яркая личность адмирала вызывала живой интерес в самых различных слоях общества. В некрологах отмечалось, что Ф.В. Дубасов отличался редким мужеством, выдержкой и огромной энергией. Газета «Новое время» писала: «Не стало одного из выдающихся русских моряков, прославивших свое имя геройством и храбростью». После революции его имя было под строжайшим запретом. Власти не могли простить ему подавление декабрьского восстания в Москве.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Павлинов Я.И. Геройский подвиг лейтенантов Ф.В. Дубасова и А.П. Шестакова. Санкт-Петербург. 1902 г.
  • В. Прокофьев. «Взрыв турецкого броненосца». Москва. 1878 г.
  • Дубасов Ф.В. «О минной войне». Санкт-Петербург. 1888 г.
  • Иллюстрации из газеты «Иллюстрированная хроника войны». Санкт-Петербург. 1877 г.
  • За последние годы у нас многое сделано, чтобы воздать должное забытым героям. Уважительное отношение к великим делам своих предков является неотъемлемым признаком цивилизованного общества. В этой связи, что Вы, уважаемый читатель, думаете о роли Дубасова. Были времена, когда его считали героем, а затем стали именовать «злодеем» и даже «кровавым палачом». Как видите, времена меняются, кем же мы назовем его сегодня? Напишите об этом в комментариях к статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Александр :

    Настоящим сыном Отечества.

    30.05.2015

  2. Дмитрий Фомин :

    Учитывая,во что превратилась наша страна через 12 лет,роль Дубасова в установлении порядка в Москве положительная.

    02.06.2017

  3. Дмитрий Фомин :

    Ещё непризнанный и неизвестный Герой России

    22.10.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика