Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Азовская флотилия

Мемориал морякам Азовской флотилии
Мемориал морякам
Азовской флотилии

3 февраля 1943 года – вышел приказ наркома ВМФ о воссоздании Азовской военной флотилии. В истории и боевой летописи Российского флота эта флотилия занимает особое место. С нее началось создание регулярного военного флота. Для нее были построены первые корабли и первая военно-морская база, а командующий Азовской флотилией Франц Лефорт стал первым адмиралом Российского флота. Здесь были одержаны первые морские победы, а полученный на Азове опыт позволил в кратчайшие сроки создать сильный Балтийский флот.

Интересно, что флотилия постоянно испытывала острый недостаток в кораблях, десантных судах, в морской авиации и в материальном обеспечении, не всегда должным образом складывались взаимопонимание и взаимодействие с командирами армейских частей. Несмотря на эти и многие другие трудности, флотилия надежно поддерживала приморские фланги нашей армии и постоянно держала противника в напряжении, заставляя его выделять большие силы на охрану своих морских коммуникаций и противодесантную оборону побережья.

Создавали флотилию, а получился регулярный Российский флот

Начало Азовской флотилии было положено Петром I и его грандиозными планами политического укрепления и экономического развития России. (Подробности смотрите в статье «Создание регулярного флота России»). Для этого в первую очередь решили обеспечить свободу мореплавания по Азовскому и Черному морям. Однако первый же Азовский поход показал, что сделать это без флота невозможно, и его построили всего за одну зиму. Трудности были огромные. Но все они были преодолены гением и несокрушимой энергией Петра. После взятия Азова строительство флота было продолжено. Россия всего за несколько лет создала внушительную морскую силу, и отвоевала часть азовского побережья.

Однако в 1711 году в результате неудачного Прутского похода России пришлось возвратить Турции все свои завоевания на Азовском море, и расформировать Азовскую флотилию. В 1735 году началась новая война с Турцией, главной целью которой русское командование считало взятие Азова и присоединение Крыма. При этом вновь была создана Азовская флотилия под командованием адмирала П.П. Бредаля. Флотилия оказывала помощь нашим сухопутным войскам и содействовала взятию Азова. Война продолжалась до 1739 года, но поставленных целей достичь не удалось, и флотилия прекратила свое существование.

В 1737 году ее офицер — капитан 2 ранга Петр Дефремери совершил выдающийся подвиг. Его бот, перевозивший артиллерийские орудия, был окружен турецкими судами. Дефремери отправил экипаж на берег, а сам хладнокровно разрядил по врагу свои пушки и взорвал бот, нанеся значительные повреждения наседавшим на него турецким судам. Предполагается, что именно он стал основоположником принятой в русском флоте традиции драться до последней возможности, следуя самоотверженному девизу «Погибаю, но не сдаюсь!» О подвиге Дефремери Читайте здесь.

Азовская флотилия стала основой Черноморского флота

А.Н. Сенявин
А.Н. Сенявин

В 1768 году в связи с объявлением Турцией войны России Екатерина II решила утвердиться на берегах Азовского и Черного морей. Начинать было решено с завоевания крепостей Азова, Таганрога и части Азовского побережья. Для этого на донских верфях начали строить корабли будущей Азовской флотилии. Реализацию этих планов императрица доверила контр-адмиралу А.Н. Сенявину. К началу 1771 года флотилия имела значительное количество кораблей и судов, приобрела боевой опыт и одержала ряд крупных побед.

Успехи России на суше и на море заставили Турцию в 1774 году подписать Кучук-Кайнарджийский мирный договор. При этом она отказалась от своих прав на Крым и Кубань, уступила все Азовское море и обязалась пропускать наши торговые суда через Босфор и Дарданеллы. В развитие этого договора 8 апреля 1783 года Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма. Сразу после этого в Ахтиарскую бухту будущего Севастополя вошла Азовская флотилия под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева, которая стала основой Черноморского флота.

После этого Азовское море стало внутренним морем России. Азовская флотилия была расформирована. Но слава ее, добытая моряками в тяжелых трудах и сражениях под командованием Ф. Лефорта, П.П. Бредаля, А.Н. Сенявина, В.Я. Чичагова, Я.Г. Кинсбергена, Ф.Ф. Ушакова, Г.А. Спиридова и многих других, навсегда вошла в боевую летопись Российского флота и до сих пор служит примером беззаветного служения Отечеству. Даже этот короткий список наглядно показывает, что Азовская флотилия стала хорошей школой многих выдающихся адмиралов нашего флота.

За всю более чем трехвековую историю российского флота флотилия на Азовском море существовала примерно 40 лет. Ее неоднократно расформировывали и создавали вновь в зависимости от тех событий, которые происходили на Юге России. Несмотря на столь крутые повороты судьбы, флотилия сформировала свои боевые традиции, и на каждом этапе боевой деятельности вносила значительный вклад в достижение стоявших перед страной военных и политических целей.

Гражданская и Великая Отечественная война

Бой у Обиточной косы
Бой у Обиточной косы
С картины Г.В. Горшкова

В очередной раз боевые действия на Азовском море возобновились в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции. В начальный период Азовская военная флотилия красных, сформированная в апреле 1918 года, значительно уступала флотилии белых. Но красные действовали активно, решительно и настойчиво. Особенно наглядно это проявилась во время боя у Обиточной косы 15 сентября 1920 года, когда отряд красных внезапно атаковал и разгромил стоявшие на якоре суда противника. После этого господство на Азовском море перешло к Красному флоту.

С.Г. Горшков
С.Г. Горшков
Фото военных лет

Героические страницы военно-морской летописи страны пополнили моряки-азовцы в годы Великой Отечественной войны. Возглавляемая контр-адмиралом С.Г. Горшковым (о его роли в судьбе линкора «Новороссийск» читайте здесь), Азовская флотилия бесстрашно защищала Приазовье в период наступления немецко-фашистских войск и вела ожесточенные бои за освобождение от врага Приазовья, Тамани и Крыма. Особенно большое значение имело ее участие в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях. В этих боях моряки флотилии проявили массовый героизм и самоотверженность.

Азовская флотилия была сформирована в июле-августе 1941 года из катеров Черноморского флота и гражданских судов. В это время немецкие части уже выходили к берегам Азовского моря. Ожесточенные боевые действия малого флота развернулись под Мариуполем, Таганрогом и на подходах к Ростову. Моряки сражались самоотверженно, с инициативой, проводили стремительные контратаки и стойко держались в обороне.

Канонерские лодки Серафимович и Ростов-Дон охраняют устье Дона
Канонерские лодки «Серафимович» и «Ростов-Дон» охраняют устье Дона
С картины М.С. Мухина

Ярким примером их несгибаемой воли стала героическая гибель канонерской лодки «Серафимович» 28 июля 1942 года. Это был слабо вооруженный речной колесный пароход. Находясь на позиции в устье Дона, он преградил путь вражеским самолетам, которые летели к Азову. Моряки открыли огонь из всех видов оружия, оставаясь на позиции, несмотря на яростные и непрерывные атаки врага. Авиабомбой была разрушена носовая часть парохода, выведены из строя орудия, но пулеметы продолжали стрелять по врагу. И только исчерпав все возможности продолжать бой, экипаж взорвал свой корабль. О том, с какой предельной жестокостью немецкая авиация бомбила и расстреливала из пулеметов не только боевые корабли и гражданские суда, но и плавающих в воде людей, читайте в статье о ладожской трагедии.

С началом зимы 1941-1942 годов толстый лед сковал корабли в базах. Однако моряки и в этих условиях нашли способ держать противника в постоянном напряжении. Они стали проводить ночные рейды диверсионных групп на территорию противника. Дерзкие и стремительные вылазки по льду в тыл врага являлись яркими свидетельствами личной храбрости каждого участника.

Последней крупной операцией флотилии в этот период была оборона Темрюка, которая прикрывала выход кораблей флотилии в Черное море. До 24 августа 1942 года моряки стойко держали оборону. «За вашим героизмом следит вся страна, как в свое время она следила за героями Севастополя», отмечало командование фронтом. За это время под обстрелом и ударами авиации врага с большими потерями удалось вывести в Черное море 122 судна и более 30 кораблей и катеров флотилии.

Воссоздание флотилии в 1943 году

На этом закончился очередной этап боевой биографии Азовской флотилии. К середине февраля 1943 г. все восточное побережье Азовского моря было очищено от вражеских войск. В связи с этим 3 февраля вышел приказ наркома ВМФ о воссоздании Азовской военной флотилии. По данным нашей разведки, в то время противник имел на Азовском море несколько тральщиков, более десятка сторожевых и патрульных катеров, свыше полусотни вооруженных малотоннажных судов, а также более 20 быстроходных десантных барж (БДБ). Это была серьезная сила.

Бронекатер Азовской флотилии
Бронекатер Азовской флотилии
Фото военных лет

Корабли флотилии наносили артиллерийские удары по береговым объектам, активно вступали в противоборство с врагом, уничтожая его катера и суда, высаживали десанты, оказывали огневую поддержку наступающим частям. Это требовало от моряков напряжения всех моральных и физических сил, проявления массового героизма и отваги, высокой боевой выучки и воинского мастерства. Особенно отличились моряки Азовской флотилии при освобождении Таганрога, Осипенко (Бердянска) и Мариуполя. В апреле 1944 г. на основе Азовской флотилии была создана Дунайская военная флотилия.

В заключение нельзя не сказать и о тех трудностях, которые были характерны не только для Азовского моря. Прежде всего, моряки очень остро ощущали отсутствие авиационного прикрытия и авиаразведки. Очень нужны были и мореходные десантные корабли, отсутствие которых вынуждало использовать тихоходные гражданские суда вплоть до шлюпок, что в штормовую погоду приводило к большим потерям еще на пути следования к месту высадки.

Однако совершенно неоправданные сложности вызывала некомпетентность некоторых армейских командиров, которые не понимали специфики морских операций, проявляли абсолютно недопустимое пренебрежение к метеопрогнозам, а высадку морского десанта считали такой же переброской войск, как по железной дороге. В результате не удавалось добиться согласованности по месту, времени и способам воздействия на противника. Примерами таких неудач могут служить десанты в Евпаторию, в районах Судака и Южной Озерейки.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Горшков С.Г. На южном приморском фланге. М. 1989 г.
  • Исаков И.С. Военно-морской флот СССР в Отечественной войне. 1944 г.
  • Карпов А.Н., Коган В.Г. Азовский флот и флотилии. Таганрог. 1994 г.

В настоящее время Азовское море вновь не является нашим внутренним морем, а со стороны Турции и Украины раздаются угрозы в адрес нашей страны. В этих условиях боевой опыт Азовской флотилии может еще пригодиться и не только на Азовском море. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Неля :

    Здравствуйте.
    Очень полезная и интересная статья!
    Спасибо Вам за эту информацию.

    29.01.2017

  2. Владимир :

    Неля!

    Добро пожаловать на мой блог. Спасибо за такой хороший отзыв. Действительно, Азовская флотилия даже за относительно короткий срок своего существования внесла огромный вклад в развитие нашего военного флота.

    29.01.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика