Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подвиг Дефремери

Андреевский флаг
Андреевский флаг

10 (21) июля 1737 года – подвиг капитана 2 ранга Петра Дефремери. Суть этого подвига состояла в том, турецкие суда преследовали одинокий русский бот у западного побережья Азовского моря. Видя, что развязка уже близка, Дефремери приказал экипажу сойти на берег, а сам хладнокровно разрядил по врагу свои пушки и взорвал бот, нанеся значительный урон наседавшим на него турецким судам. Предполагается, что именно он стал основоположником принятой в русском флоте традиции драться до последней возможности, следуя самоотверженному девизу «Погибаю, но не сдаюсь!»

Поразительно, но тогда этот подвиг остался незамеченным. Через 51 год такой же подвиг совершил капитан 2 ранга Х.И. Сакен, который взорвал свою дубель-шлюпку вместе атаковавшими ее турецкими галерами (подробности читайте в статье Подвиг Христофора Сакена). Это событие вызвало в России широкий общественный резонанс. Его с особым уважением отметила Екатерина II. Но это были уже совсем другие времена, другая императрица и другое отношение к флоту. А подвиг Дефремери был извлечен из забвения только в 1880 году известным историком флота А.В. Висковатовым.

Крупицы биографии героя

История сохранила очень мало сведений о службе Петра Дефремери, но основные этапы его карьеры мы можем восстановить по тем событиям, в которых он участвовал. Известно, что он родился и получил образование во Франции, стал офицером и некоторое время служил там в военном флоте. В 1721 году, при Петре I, приехал в Россию, был принят в русскую службу лейтенантом и получил назначение в Астрахань. Служба оказалась нелегкой, поскольку Петр (так его называли у нас) принимал участие в самых важных проектах страны.

Портрет Ф.И. Соймонова
Портрет Ф.И. Соймонова
Автор неизвестен

Развитие событий на Каспии нередко находилось в центре внимания руководства России. Сразу по окончании Северной войны Петр I приступил к реализации своей юношеской мечты о возрождении древних торговых путей из Индии в Россию и Западную Европу. Для реализации столь грандиозного проекта формировалась Каспийская военная флотилия и проводились работы по составлению карт Каспийского моря.

Дефремери участвовал в Персидских походах, а затем был направлен под начальство Федора Соймонова, вместе с которым исследовал восточное побережье Каспия и составил опись входа в залив Кара-Богаз-Гол. Более чем через сто лет обширный район на восточном побережье Каспия станет ареной чрезвычайно важных для России боевых действий и закулисного, тайного противоборства с Англией. Подробности читайте здесь.

Эта работа была закончена в 1726 году и признана настолько значительной и актуальной, что Дефремери досрочно произвели в капитан-лейтенанты. Однако до сих пор среди первооткрывателей и исследователей этого залива числятся А. Бекович-Черкасский, Г.С. Карелин, И.А. Жеребцов, но нет среди них Дефремери. Остается только надеяться, что и эта несправедливость будет исправлена. Впоследствии его перевели на Балтийский флот, где он плавал на линейных кораблях «Шлиссельбург» и «Петр II».

Подлость французских соотечественников

Прошло несколько относительно спокойных лет, и в 1734 году началась война за польское наследство. После кончины польского короля Августа II на троне оказался ставленник Франции Лещинский, который относился к России весьма враждебно. В связи с этим наша армия осадила Гданьск, а в Данцигскую бухту была отправлена эскадра Балтийского флота адмирала Гордона. Франция направила к берегам Польши свою эскадру с десантом. При этом ни Россия, ни Франция войну друг другу не объявили. Оба государства действовали в Польше весьма решительно, но в отношении друг друга проявляли осторожность.

В состав русской эскадры входил новый 32-пушечный фрегат «Митау», которым командовал капитан 3 ранга Петр Дефремери. В конце мая 1735 года он был послан в море, чтобы выявить состав и действия французского флота. Вечером 25 мая французы обнаружили русский фрегат и около 23 часов окружили его. Командир «Митау» оказался в крайне сложной ситуации: французы уже начали враждебные действия, но защищаться и стрелять по ним нельзя, т.к. война не объявлена.

Подобные ситуации неоднократно возникали с кораблями Российского флота. Наиболее ярким примером является подвиг черноморского брига «Меркурий», но не менее впечатляет и ситуация, возникшая с нашим фрегатом «Венус», который англичане блокировали в порту Палермо. Подробности читайте здесь.

Французский адмирал Берейл потребовал, чтобы командир русского фрегата прибыл к нему. Дефремери ранее служил под начальством этого адмирала и решил ехать, поскольку была надежда решить дело путем переговоров. По прибытии на корабль Петр был арестован, а фрегат захвачен, объявлен призом и отправлен в Копенгаген. Примерно через месяц конфликт был улажен, на польский престол взошел протеже России Август III, нормализовались и отношения России с Францией.

«Митау» был возвращен России, а его командира обвинили в умышленной сдаче корабля. Кронштадтский суд приговорил его сначала к смертной казни, а потом к разжалованию в матросы. Однако исполнение приговоров было отложено и начато новое расследование. Через полгода невиновность Дефремери была полностью доказана, он был восстановлен в звании и назначен на корабль «Петр I».

Служба в Донской флотилии

К этому времени центр государственной политики вновь переместился на Юг. В первой половине XVIII века значительно укрепилась экономика страны, происходило освоение плодородных земель юга Европейской России и развивалось сельское хозяйство. Необходимо было налаживать внешнеэкономические связи и обезопасить южные границы от постоянных набегов крымских татар — вассалов Турции.

Важная роль в реализации этих планов отводилась флоту. В связи с этим еще в 1733 году началось возрождение Донской флотилии, которой предстояло действовать на Азовском море. Турция тоже активно готовилась к войне, рассматривая Крым и Азов как базу для расширения своих владений на юге России. Поводом для ее начала стали организованные Турцией в 1735 году разбойничьи набеги крымских татар на Украину. Началась русско-турецкая война 1735-1739 годов.

Район боевых действий флотилии
Район боевых действий флотилии

В июне 1736 года русские войска при содействии Донской флотилии под командой вице-адмирала П.П. Бредаля штурмом овладели крепостью Азов, а затем вошли в Таганрог. Флотилия снабжала армию всеми необходимыми припасами и оказывала поддержку ее приморскому флангу. По требованию Бредаля к нему прибывали новые суда, а Балтийский флот направлял наиболее подготовленных и перспективных офицеров. Одним из них стал и Петр Дефремери, который в мае 1737 года был назначен командиром отряда из 50 судов.

В кампании 1737 года Донская флотилия содействовала Донской армии генерал-фельдмаршала П.П. Ласси. В начале июня флотилия стала на якорь в Геническом проливе, здесь ее уже ждали войска, шедшие по побережью. Ласси решил войти в Крым не через сильно укрепленный Перекоп, а по Арабатской косе. Для переправы войск на эту косу моряки флотилии соорудили мост из 45 лодок.

Портрет П.П. Ласси
Портрет П.П. Ласси
Автор неизвестен

Турецкий флот в Азовском море широко использовал не только галеры, но и крупные парусные корабли, вплоть до линейных. Наша флотилия, имея только небольшие суда, не могла с ним бороться. Однако она успешно снабжала и прикрывала приморский фланг армии, артиллерия которой помогала морякам, отгоняя вражеские корабли.

В конце июня 1737 года русская флотилия оказалась прижатой турецким флотом к Арабатской косе к югу от Геническа. Эскадра неприятеля состояла из двух кораблей, фрегата, пятнадцати галер и семидесяти небольших судов. Близился бой. Но неожиданно налетел сильный шторм. От него погибло 170 русских судов — более трех четвертых состава флотилии. Были потери и в турецком флоте. Но за это время русские моряки успели снять со своих судов пушки и построить на берегу сильную артиллерийскую батарею. Ее правым флангом командовал Дефремери. В его распоряжении было 27 пушек и фальконетов.

В полдень 1 июля шторм утих. В 2 часа дня Турецкий флот открыл огонь по русским судам и укреплениям на берегу. Корабли и фрегат стреляли мощными залпами из 36-фунтовых орудий, осыпая ядрами батарею Дефремери, на которой находился и адмирал Бредаль. Гребные суда турок двинулись к берегу, намереваясь высадить десант, но подверглись столь убийственному огню, что отошли в величайшем беспорядке. В 4 часа огонь прекратился с обеих сторон. В полночь турецкий флот снялся с якоря и скрылся за горизонтом.

В истории Российского флота немало ярких страниц с описаниями подвигов наших моряков. Посмотрите, например, статью о подвиге Дубасова, который был совершен гораздо позднее, но в условиях, которые имели много общего с изложенной в этой статье обстановкой на Азовском море.

Подвиг

Вскоре после боя у Арабатской косы возникла необходимость срочно отправить из Геническа в Азов тяжелую мортиру и другие грузы, а также больных и раненых из пехотных полков. Для этого выделили корабельный бот и 10 больших лодок. Командиром отряда назначили капитана 2 ранга Петра Дефремери. Корабельный бот представлял собой одномачтовое парусно-гребное судно с палубой и грузовыми трюмами. Его вооружение составляли четыре 3-фунтовые пушки. Перед выходом адмирал Бредаль приказал: в случае столкновения с неприятелем в плен не сдаваться и имущество ему не оставлять.

Вид Федотовой косы
Вид Федотовой косы

Отряд вышел из Геническа 7 июля, встречный ветер затруднял поход, поэтому Дефремери приказал лодкам следовать самостоятельно. Днем 10 июля бот был обнаружен турецкой эскадрой в составе 1 линейного корабля и 30 галер. Турки сразу же бросились в погоню. Примерно в 8 часов вечера стало ясно, что оторваться от противника не удастся. Тогда Дефремери и совершил свой подвиг. Он приказал всем сойти на берег, а затем хладнокровно разрядил по неприятелю свои пушки и взорвал бот вместе с готовившимися взять его на абордаж турецкими судами. Предполагается, что именно он стал основоположником принятой в русском флоте традиции драться до последней возможности, следуя самоотверженному девизу «Погибаю, но не сдаюсь!» Через полвека под этим же девизом до последней возможности сражался капитан 2 ранга Веревкин. Подробности читайте здесь.

Все лодки благополучно пришли в Азов, а из команды и пассажиров бота спаслись 23 человека. Вице-адмирал П.П. Бредаль в рапорте императрице Анне Иоанновне просил наградить мужественного капитана, который предпочел смерть вражескому плену. Ценой своей жизни он спас экипаж бота и его пассажиров, отметил вице-адмирал. К сожалению, эта просьба осталась без ответа. И только через 143 года подвиг Петра Дефремери стал известен общественности, а его имя навсегда вошло в историю России и в боевую летопись Российского флота.

Боевые действия русской армии и флота на юге продолжались до сентября 1739 года, когда в Белграде был подписан мирный договор с Турцией.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Материалы для истории русского флота. Спб. 1877 г.
  • В. Познахирев. Забытый подвиг. «Морской сборник» № 9 1990 г.
  • Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
  • А. Висковатов. Военные действия Российского гребного флота, под начальством вице-адмирала Бредаля на Азовском море, в 1736, 1737 и 1738 годах. СП. 1880 г.
  • Дефремкри действительно вошел в историю России и в боевую летопись Российского флота, но знают о нем очень немногие. Как Вы думаете, уважаемый читатель, можем ли мы содействовать исправлению этого печального недоразумения?
    Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика