Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Макаров в Ахал-Текинской экспедиции Скобелева

Портрет С.О. Макарова
С.О. Макаров

27 декабря 1848 (8 января 1849) года — родился Степан Осипович Макаров. Анализу его заслуг посвящено немало книг. Я же позволю себе ограничиться одной фразой, которая является квинтэссенцией всей его многогранной деятельности: «Макаров был достойным представителем флота, история которого украшена столькими славными страницами и бессмертными именами». Вот рассказ об одном сравнительно мало известном периоде в деятельности знаменитого адмирала — его участии в сугубо сухопутной Ахал-Текинской экспедиции, которая навсегда связала его узами крепкой дружбы с генералом Скобелевым.

Трудно даже представить, как Макаров, в то время уже капитан 2 ранга, георгиевский кавалер и моряк до мозга костей, мог добровольно согласиться на участие в экспедиции, основным содержанием которой был труднейший переход по безводной и пустынной степи и штурм крепости, расположенной на расстоянии более 500 километров от моря. Еще труднее понять, как он, даже не участвуя в самом походе, постоянно являлся ближайшим помощником Скобелева, заслужив его искреннее уважение и дружбу.

Замысел Скобелева и характеристика противника

После успешного завершения войны с Турцией 1878-1879 годов важнейшей задачей России стало укрепление своих позиций в Средней Азии. Проводившиеся ранее неудачные военные экспедиции в этом районе подорвали ее авторитет среди местного населения и правителей соседних государств (более подробно об этом читайте в статье А.И. Бутаков и Аральская флотилия), в результате чего там значительно усилилось враждебное нам влияние Англии. Необходимо было как можно быстрее овладеть восточным побережьем Каспия, чтобы восстановить престиж нашей страны и предотвратить экспансию Англии. Выполнение этой задачи было возложено на генерала М.Д. Скобелева.

Он сразу же энергично взялся за дело, понимая, что успех порученной ему экспедиции очень важен для страны, поскольку Персия, Афганистан, и особенно Англия, с большим вниманием и тревогой следили за нашими действиями в Средней Азии, постоянно противодействуя им тайно или явно. Основная идея плана экспедиции заключалась в том, чтобы овладеть текинской крепостью Геок-тепе, с падением которой весь Ахал-текинский оазис переходил в наши руки.

Небольшое ханство текинцев, населявших этот оазис, не входило в состав России. Владения их отделяли от моря 500 верст безводной и почти непроходимой пустыни. Жили текинцы в основном грабежами населения и караванов, шедших в Россию из Персии, хивинского и бухарского ханств, что крайне затрудняло развитие торговли России с этими странами. Занимаемая текинцами область имела большое стратегическое значение, поскольку она глубоко вклинивалась в российские владения между Кавказом и Туркестаном.

Текинцы — народ рослый, сильный и здоровый. По характеру они представляли редкое сочетание порыва с осторожностью, безумной отваги с холодным расчетом, отличались большой хитростью и жестокостью в боях. Скобелеву приходилось ранее служить в Туркестане, поэтому он прекрасно знал все трудности войны с текинцами. Знал он и то, что не меньшую трудность будет представлять и сам поход по пустыне на сотни верст под палящими лучами солнца. В этих условиях успех экспедиции всецело зависел от бесперебойного снабжения армии продовольствием, боеприпасами и всем необходимым.

Согласие Макарова

После окончания русско-турецкой войны 1878-1879 годов Макаров по-прежнему командовал пароходом «Великий князь Константин», который перевозил войска с театра военных действий в Россию. В это время Степан Осипович и познакомился со Скобелевым. Знаменитый генерал сразу почувствовал в нем родственную душу. Ему очень понравились деловитая распорядительность Макарова, его энергия и умение быстро находить решения в затруднительных ситуациях.

М.Д. Скобелев
М.Д. Скобелев

Сразу после своего назначения командующим Ахал-Текинской экспедицией он предложил Макарову возглавить ее морскую часть. Тогда предполагали, что боевые действия против текинцев придется вести и на море. Поэтому Макаров принял это предложение. В 1880 году из Кронштадта на Каспий по железной дороге было отправлено несколько вооруженных паровых катеров. Вслед за ними выехал и отряд моряков — 28 человек во главе с лейтенантом Шеманом. В начале мая отряд прибыл на Каспий в город Чикишляр. Деятельность Макарова и возглавляемого им морского отряда стала ярким эпизодом в истории военной флотилии на Каспии.

Здесь сразу стало ясно, что воевать на море не придется.Тогда Макаров предложил сформировать морскую артиллерийскую батарею. С катеров сняли две скорострельные пушки и шесть картечниц, поставили их на колесные лафеты, и получилась отличная батарея. Скобелев лично проинспектировал ее и остался очень доволен. Он пообещал держать батарею в передовых порядках своих войск, чтобы дать морякам возможность отличиться. Макаров надеялся, что станет командиром батареи, но Скобелев категорически возражал, заявив, что для Макарова есть гораздо более важное дело.

Трудности снабжения и их значение для успеха экспедиции

Первоначально исходным пунктом экспедиции был Чикишляр — пункт крайне неудобный из-за мелководного рейда и опасной близости персидской границы. В связи с этим основную базу пришлось перенести в Красноводск. Отсюда в глубь территории решили строить железную дорогу. Огромное количество продовольствия, боеприпасов, вооружения, да к тому же еще подвижной состав и все необходимое для строительства железной дороги пришлось доставлять из Астрахани. Обеспечить эти перевозки было поручено Макарову.

Схема похода Скобелева
Маршрут Ахал-текинской экспедиции.
Военная энциклопедия Сытина

Доставлять в Красноводск войска и грузы приходилось на небольших пароходах кампании «Кавказ и Меркурий». Они с этим явно не справлялись. Тогда Макаров нанял около ста грузовых парусных шхун. Их экипажи состояли из местных жителей с явными пиратскими наклонностями. Они понятия не имели о графике прибытия под погрузку и выхода в море, сроках стоянок и переходов, а главное, и не хотели этого понимать. Макарову пришлось много поработать, чтобы своевременно доставить войскам более 800 тысяч пудов груза.

Сразу возник и целый ряд технических проблем. Например, нагруженные шпалами шхуны не выдерживали ударов волн. Были случаи, когда они просто разваливались даже при небольшом волнении моря. Тогда Макаров предложил новый способ погрузки, при котором шпалы укрепляли борта судов. Очень сложно было перевозить тяжелый подвижной состав на маленьких шхунах и пароходах. Но и здесь было найдено разумное решение. Затем Макаров обследовал Михайловский залив и стал активно использовать его для приема грузов. В результате этого караванный путь до действующей армии сократился более чем на 120 верст.

Когда возникла идея использовать для перевозок реку Артек, то на обследование ее пошел тоже Макаров. Он взял паровой катер и две лодки. Эта река не впадала в море, а недалеко от него расходилась по многочисленным каналам на орошение полей. Плавание по ней было чрезвычайно трудным из-за многочисленных поворотов, мелей и горных теснин. Оно было и весьма опасным в связи с постоянной угрозой нападения текинцев. Около 300 верст прошел Макаров по этой реке и убедился в невозможности использования ее для перевозок.

Подвиги моряков во время похода

Среди всех этих многотрудных дел и забот Макаров успевал пристально следить за действиями своей батареи. А она действительно постоянно находилась на самых опасных участках в наступавших колоннах наших войск. Картечницы оказались очень эффективными при отражении атак текинской конницы. Во время осады крепости Геок-Тепе наша артиллерия проделала брешь в одной из ее стен. После этого гардемарин Майер с отрядом матросов ночью подполз к стене, заложил там большой заряд пироксилина и подорвал его, в результате чего брешь была значительно расширена.

Крепость Геок-тепе
Русские войска у крепости Геок-тепе.
Военная энциклопедия Сытина

За несколько дней до штурма из моряков была сформирована минная партия, которая сделала подкоп под стену крепости, заложила туда 72 пуда пороха и в день штурма 12 января 1881 года взорвала его. Взрыв невероятной силы создал в стене большой проход и ошеломил текинцев. Это позволило нашим войскам ворваться в крепость. Отряд моряков с картечницей пробился на крепостную стену и огнем своего орудия расчищал путь солдатам.

Сегодня после кровопролитного боя, все укрепленные позиции Геок-Тепе взяты штурмом; неприятельские полчища по всей линии обращены в бегство; их рубили на протяжении 15-ти верст. Победа полная; мы взяли массу оружия, орудия, снаряды, лагерь, довольствие. Потери неприятеля громадные. Войска дрались безусловно молодецки, докладывал Скобелев о результатах этого штурма.

Все моряки батареи геройски сражались с неприятелем. Из 28 человек, посланных Макаровым в поход, каждый третий был ранен, и 25 человек были награждены Георгиевскими крестами. «Участвуя во всех крупных делах экспедиции, морская батарея показала себя на высоте доблестных преданий нашего флота и кровью закрепила за собой свою заслуженную славу», писал в одном из донесений Скобелев.

Успех экспедиции

В день штурма было взято в плен более 4 тысяч женщин и детей. Им были отведены кибитки, отпускался провиант, были возвращены многие вещи, взятые в крепости, вообще обращение с текинцами было самое гуманное. Узнав об этом, многие текинцы стали возвращаться в крепость, к своим семьям. Ахал-Текинский оазис смирился. Его правители присягнули на верность России и были отправлены депутацией к Государю, милостиво их принявшему. Наши войска продолжили поход и, не встречая сопротивления, дошли до Ашхабада. На этом закончилась военная часть экспедиции.

Скобелев высоко ценил деятельность Макарова. Известно несколько его публичных высказываний по этому поводу, но самым убедительным и трогательным свидетельством явилось предложение Скобелева при прощании обменяться с Макаровым Георгиевскими крестами. Это был довольно распространенный знак особых отношений дружбы и братства между георгиевскими кавалерами. Степан Осипович очень дорожил этим подарком. Георгиевский крест Скобелева был у него и в день гибели на броненосце «Петропавловск». О высочайшем авторитете Макарова и выполнении его заветов в период Первой мировой войны читайте здесь.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Военная энциклопедия. Издание И.Д. Сытина. СПб. 1911-1915 г.
  • Осада и штурм текинской крепости Геок-Тепе. СПб. 1882 г.
  • Завоевание Ахал-Теке. Очерки из последней экспедиции Скобелева. СПб. 1887 г.
  • Семанов. С. Макаров. Москва. 1972 г.
  • Врангель Ф.Ф. Вице-адмирал Степан Осипович Макаров. СПб. 1911-1913 гг.

Участие Макарова в Ахал-Текинской экспедиции еще раз показало его исключительные организаторские способности. Но, как Вы, уважаемый читатель, думаете, разумно ли было использовать для решения этой, безусловно, важной, но все-таки рутинной задачи С.О. Макарова, который к тому времени уже полностью сформировался как новатор в развитии российского флота и большой ученый?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Михаил :

    Считаю, что использование знаний адмирала не только разумным, но и необходимым, что и показал результат, и правильный отказ Скобелева возглавить батарею, масштаб организаторских способностей проявился в тылу. Немаловажно, что дружеские отношения вылились в важную победу. Может быть если Макаров и в Порт Артуре не рвался сразу в море, то и история повернулась бы по-другому.
    Владимир, а есть ли у Вас интересные истории про действия нашего флота или просто судьбы моряков, связанные с территорией современной Черногорией, Боко-Которским заливом, часть широко освещенных фактов мне известно, но у вас получается находить интересные моменты. Дело в том, что я прорабатываю маршрут на парусной яхте под общим названием «Черногория и Россия, морская история» может и вам будет интересен этот аспект.

    20.12.2014

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика