Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

День Каспийской флотилии

Петр I
Петр I
Художник П. Деларош

4 (15) ноября 1722 года — День Каспийской флотилии — одного из старейших оперативных объединений Военно-Морского Флота России. Каспийское море является для нас одним из старейших военно-морских театров. Многие наши самодержцы прекрасно понимали значение Каспия, который неоднократно становился ареной боевых действий как в русско-персидских войнах, так и в борьбе с пиратством на древнейших торговых путях. Петр I, например, отмечал, что «благосостояние России поднимется, когда она станет посредницею в торговом отношении между Европой и Азией…».

По замыслу Петра I, Каспийская флотилия должна была содействовать восстановлению торговых связей Индии и стран Востока через Россию с Западной Европой. Важнейшим событием в истории военно-морских формирований на Каспии стал Первый Персидский поход Петра I. Он показал силу флотилии и ее значение для укрепления позиций России на Каспии. Активные действия наших моряков в значительной степени способствовали нормализации отношений с Персией, а также развитию международных политических, экономических и культурных связей нашей страны, повышению ее авторитета и влияния на международной арене.

Великий шелковый путь и восточная торговля России

Каспий имеет океаническое происхождение. Он сформировался примерно 10 миллионов лет назад, когда закрытое Сарматское море (Тетис) разделилось на две части — Чёрное и Каспийское моря. В русских летописях это море называлось Хвалынским, но поскольку его западные берега населяло племя каспиев, позднее его стали именовать Каспийским. До татарского нашествия на северных берегах моря господствовали кочевники, из которых самыми многочисленными были хазары. Русские князья неоднократно воевали с ними за эти земли.

Юношеская мечта Петра I о возрождении торговли по российской ветви Великого шелкового пути возникла вовсе не на пустом месте. Великий Шелковый путь – грандиозный торговый маршрут, соединивший Восток и Запад, по которому сотни лет везли шелка и каменья, золото и серебро, оружие и драгоценности. Одновременно он был проводником культур, наук, технологий и религий. Его возникновение относят ко второй половине 2 века до новой эры. Одно из направлений этого пути проходило по Каспийскому морю, через город Дербент и Кавказ или водным путем по Волге в центральную Россию и далее на Запад.

Великий шелковый путь
Великий шелковый путь

Русские купцы и мореходы хорошо знали Хвалынское море. Они ходили по нему в Персию и поддерживали связи с прибрежными странами. Первое упоминание о появлении русских на Каспии относится к 913 году. С XVI века это торговый путь стали использовать и иностранцы. В 1556 году Иван Грозный присоединил к Московскому государству Астрахань и северный берег Каспийского моря. Постепенно в этом районе было ограничено самоуправство местных властей, дороги стали более безопасными, возродилась торговля.

В 1666 году было подписано соглашение с Персией о расширении взаимной торговли и о транзите персидских товаров в страны Запада. При этом Россия обязалась обеспечить безопасность перевозок этих товаров по Каспийскому морю. В связи с этим царь Алексей Михайлович 19 июня 1667 года приказал «делать корабли в селе Дединове». Общее руководство строительством было поручено образованному и дальновидному государственному деятелю боярину Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину.

Первый русский корабль был построен для Каспийской флотилии

Флагман Орел
Флагман «Орел»
С картины В.С. Емышева

Под его руководством 14 ноября 1667 года в Дединово был заложен первый русский военный корабль (смотрите статью корабль «Орел»). После завершения строительства он совершил переход по Волге, и 31 августа 1669 года бросил якорь на рейде Астрахани. Его главной задачей была охрана торгового судоходства на Каспийском море. Таким образом, фрегат «Орел» можно считать не только первым военным кораблем русского флота, но и первым флагманским кораблем будущей Каспийской флотилии (о создании регулярного флота России читайте здесь). Однако крестьянские бунты, войны и внутренние распри не позволили тогда создать флотилию.

Петр I высоко оценивал это событие, отмечая в «Уставе морском», что намерение России создать военный флот «достойное оно есть вечного прославления: понеже… от начинания того, аки от доброго семене, произошло дело морское». Однако сам Петр смог приступить к реализации этого намерения только после победы в Северной войне (1721 год). Для значительного повышения роли России в торговых связях между Востоком и Западом необходимо было расширить владения России по западному берегу Каспийского моря и обеспечить там безопасное судоходство.

Каспийская флотилия и Персидский поход Петра I

Подготовка к реализации этого грандиозного замысла начались еще во время Северной войны. В 1704 году в Казани было основано адмиралтейство и начато строительство судов для Каспия. В период 1714—1720 годов несколько экспедиций русских моряков составили сводную карту Каспийского моря. Непосредственная подготовка похода началась в 1721 году и продолжалась всего 8 месяцев. В верховьях Волги было построено и отправлено в Астрахань около 200 транспортных судов и лодок для перевозки десанта, а также сформирована армия численностью 22 тысячи человек при 196 орудиях.

В Астрахани к этой армии присоединились драгунские полки, отряды калмыцкой конницы, украинские и донские казачьи части, а также татарские формирования. Отряд судов во главе с Петром I вышел из Астрахани 18 июля и взял курс на устье Терека. Флотилия лодок с десантом под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина пошла вдоль берега, а остальные войска и табун лошадей двигались по суше. Когда все три отряда соединились в районе нынешнего северного Дагестана, армия двинулась на юг, и 23 августа взяла Дербент, который находился на одной из оживленных ветвей Великого шелкового пути.

Карта Персидского похода Петра I
Карта Персидского похода Петра I

Первоначально планировалось дойти до реки Куры и основать там крепость, но этому помешал сильный шторм, во время которого погибли почти все суда с провиантом. Пётр I оставил русский гарнизон в Дербенте, а с основными силами вернулся в Астрахань. В это время и пришло осознание того, что на Каспии нужна регулярная военная флотилия и крупный порт для ее базирования, которые были созданы указом от 4 ноября 1722 года.

Интересно, что фактически Каспийская флотилия была создана еще в 1721 году и доказала свою незаменимость как в морских плаваниях, так и в боях на прибрежных направлениях. Указ о формировании флотилии всего лишь закрепил уже сложившуюся систему военного обеспечения этого региона. Одновременно это стало успешной реализацией многих более ранних попыток обезопасить наши торговые коммуникации на Каспии.

Здесь надо сказать, что непосредственное участие в Персидском походе, а в дальнейшем и в формировании Каспийской флотилии, принял французский морской офицер на русской службе, который позднее совершил героический подвиг и навсегда вошел в историю и боевую летопись Российского флота. Подробности читайте в статье о Петре Дефремери.

Первые успехи новой флотилии

В декабре 1722 года жители города Решт на южном берегу Каспия попросили прислать русские войска для защиты от мятежников. Петр I сразу же отправил туда два батальона пехоты во главе с полковником Шиповым. Его отряду придали 14 судов под командой капитан-лейтенанта Соймонова. Мирная жизнь в городе была восстановлена. Однако весной 1723 года Соймонов вынужден был уйти из Решта, оставив в распоряжении Шипова три судна. Отряды мятежников сразу же атаковали город и пытались уничтожить наши суда на рейде, но были полностью разбиты. После этого персы уже не решались нападать на город.

Летом 1723 года поход на западное побережье Каспия был повторен. Возглавляемый генерал-майором М.А. Матюшкиным отряд военных судов с десантом подошел к крепости Баку. После непродолжительной осады 26 июля 1723 года город был взят русским десантом. После этого, 12 сентября 1723 года был заключен мирный договор с Персией (Ираном), по которому в вечное владение России отходили Дербент, Баку, провинции Гилян, Мазендеран и Астрабад. Россия значительно упрочила свое положение и получила самый удобный на Каспии порт, который в будущем станет главной базой Каспийской военной флотилии.

Рост торгового судоходства по Каспийскому морю и необходимость поддержания хозяйственных связей с новыми провинциями потребовали усиления Каспийской флотилии. Ее деятельность приобрела особенно большое значение. К концу 1723 года флотилия насчитывала уже 80 судов различных классов. Однако в 1735 году в связи с обострением русско-турецких отношений российское правительство, заинтересованное в союзе с Персией, возвратило ей все прикаспийские области. Более 50 лет Каспийская флотилия переживала трудные времена, а затем начался новый этап ее возрождения.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Тарле Е.В. Русский флот и внешняя политика Петра I. Санкт-Петербург. 1994 г.
  • Веселаго Ф.Ф. Краткая история Русского флота. Санкт-Петербург. 1893 г.
  • Начало Астраханского порта. Морской сборник. № 1, 2 и 7 за 1849 г.
  • Березовский Н.Ю., Доценко В.Д., Тюрин Б.П. Российский императорский флот. 1696-1917. Военно-исторический справочник. Москва 1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

Каспийская флотилия является одним из старейших оперативных объединений военно-морского флота России. Но история ее известна гораздо меньше, чем подвиги балтийцев или черноморцев. Интересует ли Вас, уважаемый читатель, история и дела таких относительно небольших флотских объединений? Зачастую они не дотягивают до больших стратегических масштабов, но служившие в них люди совершали подвиги, а порой и умирали, тоже во славу Российского флота.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Валентин :

    Спасибо Владимир! Как всегда хорошо. Как раз малые дела и интересны. Хотелось бы тему Каспийской флотилии продолжить и в XIX и в XX и в XXI века. Кстати мало что известно о Каспийской флотилии в ПМВ, в революцию. Вернее известно, но не так подробно. Хотелось бы больше знать о подвигах защитников Ханко, Моонзунда, Амурской флотилии

    08.11.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика