Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Корабль «Орел»

Памятная доска в Дединово
Памятная доска в Дединово

14 (24) ноября 1667 года — закладка первого русского парусного корабля европейского типа. Это событие положило начало целому ряду важных государственных новаций, которые успешно развиваются вплоть до нашего времени. Честь и заслуга создания Военно-Морского флота России, бесспорно, принадлежит Петру I. Однако начинал он вовсе не на пустом месте и не с нуля. Попытки создать флот для решения больших государственных задач предпринимались и ранее. Также как и при Петре I, делалось это на основе использования опыта ведущих морских держав запада.

С этого события начинается и история первой русской государственной верфи, которая создавалась как передовое мануфактурное предприятие. Общее руководство ее строительством и работой осуществлял один из наиболее образованных и дальновидных царских сановников боярин Афанасий Лаврентьевич Орди́н-Нащо́кин, который представил царю план создания военного флота на Каспийском море. Для реализации этого проекта были приглашены лучшие кораблестроители и моряки, коими считались тогда голландцы. Они же привезли с собой современное оборудование и инструменты.

Зачем понадобился флот на Волге и Каспии

В середине XVII века по Волге и Каспийскому морю шла оживленная торговля между западными и восточными странами. Однако тихоходные караваны речных судов часто подвергались набегам разбойников, которые на легких казацких «чайках» настигали и грабили купцов. Положение особенно осложнилось, после того как в 1664 году персидский шах Аббас II ввел ряд льгот для русских купцов. Через три года русский царь Алексей Михайлович разрешил персидским купцам торговать с Западной Европой через Россию шелком и другими товарами.

Проявляя большую заинтересованность в успехе этой торговли, Россия взяла на себя охрану провозимых товаров. С тех пор и в течение многих последующих лет России для развития торговых связей со странами Востока пришлось укреплять свои позиции в Средней Азии, преодолевая сильное противодействие Англии и Франции. Смотрите, например, статью об Ахал-Текинской экспедиции с участием С.О. Макарова.

Для борьбы с пиратством 19 июня 1667 года Великий Государь Алексей Михайлович приказал строить корабли в селе Дединове. Выбор Дединова был неслучаен. Поначалу флот предполагалось строить в Астрахани, однако там ширились выступления в поддержку Степана Разина. Дединово же находилось на берегу Оки, которая являлась главной транспортной артерией Московского государства, объединявшей его центральные регионы. Обслуживание грузопотоков привело к расцвету речного судостроения в приокских селах, особенно в Дединово. Его жители считались опытными плотниками-корабелами, матросами и лоцманами.

А.Л. Ордин-Нащокин
А.Л. Ордин-Нащокин

Они строили тяжелые плоскодонные струги длиной 25-30 метров грузоподъемностью до 30 тонн, а также легкие, маневренные и устойчивые челны. Именно отсюда в 1640-1670-е годы отправляли опытных «постройщиков» на Дон, Западную Двину и Десну обучать местных мастеровых. В связи с этим село Дединово во всех отношениях лучше всего подходило для сооружения верфи и постройки судов. Руководивший строительством флота боярин А.Л. Ордин-Нащокин был инициатором создания государственной верфи по образцу западных и приглашения иностранных мастеров для налаживания ее работы.

Создание верфи

Почти через месяц 15 июля 1667 года последовал царский указ о подыскании лесов, пригодных для «судового дела». Искали сосны, растущие в окружении елей. Зажатые мелкими деревьями, они тянулись вверх, и получался прямой ровный ствол с сучками только у самой вершины. Такие стволы были особенно прочными. Требовались деревья, высота которых от комля до первых живых сучьев была бы не менее 10 метров, а диаметр ствола на пятиметровой высоте достигал полуметра.

Затем последовали царские указы, определившие основных участников работ и их функции. По рекомендации А.Л. Ордин-Нащокина начальником строительства был назначен дворянин Яков Леонтьевич Плуехтов — человек огромной работоспособности и редкой честности. Однако нрав он имел тяжелый и вспыльчивый, чем сумел нажить немало врагов. Но даже они ни разу не обвинили его в самом распространенном на Руси грехе — присвоении государственных денег. К строительству было привлечено 12 голландских специалистов во главе с полковником Корнилиусом Буковеном.

Деньги на строительство шли от Приказа Большого прихода. Из этого учреждения позднее вышла Адмиралтейств-коллегия (высший орган управления флотом). Оно обеспечивало не только финансирование, но и набор квалифицированных рабочих, снабжение верфи материалами, инструментами и оборудованием. Это свидетельствовало о государственном характере постройки судов. За границей были закуплены 4 молота, 2 железных домкрата, различные пилы и другие инструменты, что позволило впервые ввести хоть какую-то механизацию работ.

Спуск на воду корабля Орел
Спуск на воду корабля «Орел»
С картины художника И. Овчинникова

В отличие от производства стругов, на верфи сразу сложилось четкое разделение труда, характерное для крупного европейского производства. Только по дереву здесь работали мастера четырех специальностей: плотники, пильщики, токари и резчики. Каждый мастер привлекался на время выполнения своей работы и имел индивидуальную, как правило, не очень высокую, плату. Для выполнения сложных работ приезжали мастера из различных районов страны: якорные мастера из Казани, кузнецы из Переяславля-Рязанского, токари из Москвы.

Постепенно верфь приобретала все характерные черты мануфактурного производства, хотя первоначально там явно преобладали кустарные традиции: отсутствие постоянного контингента рабочих, сезонность работ, преобладание ручного труда. Собственно говоря, в накоплении опыта, сравнении различных вариантов организации работ и было главное значение Дединовской верфи.

Закладка корабля

На набор рабочих, поставку кованых изделий и строевого леса требовалось время, поэтому закладка первого корабля, с чего и началось настоящее функционирование верфи, произошла только 14 ноября 1667 года. Заложили двухпалубное, трехмачтовое судно длиной 24,5, шириной 6,4 и с осадкой 1,5 метра. По размерам, парусному и артиллерийскому вооружению оно относилось к классу фрегатов, но в то время у нас еще не было четкой классификации судов, поэтому первое военное судно гордо именовали кораблем. Точно так же первое по-настоящему мореходное и боевое парусное судно Балтийского флота «Штандарт» гордо именовали кораблем, хотя по своему вооружению и размерам он, конечно, относился к рангу фрегатов. Подобности читайте здесь.

Его строили в соответствии со всеми достижениями мировой практики, и по конструкции он не отличался от европейских морских судов того времени. В январе 1668 года заложили яхту длиной около 18 метров, а затем еще несколько более мелких судов. Торжественный спуск на воду первенца состоялся 19 мая 1668 года. Оставалось еще установить мачты, настелить палубы, сделать надстройки и поставить такелаж. На выполнение этих работ ушло почти все лето. Все суда были готовы к отправке сначала в Нижний Новгород, а затем в Астрахань 16 сентября 1668 года. Зимовать флотилия осталась в Дединово.

Парусный корабль Орел
Парусный корабль «Орел»
С картины художника И.И. Родинова

Зимой 1668-1669 года на верфи царила полная тишина. Строительство кораблей полностью прекратилось. Зато в Москве события развивались очень бурно. Еще 20 ноября 1668 года в Посольский приказ прибыл голландец Давид Бутлер, который год назад был нанят на русскую службу в качестве кормщика и капитана, но оставлен в Голландии для набора мастеров. Он сразу представил схематическую карту Каспийского моря, документы с расписанием обязанностей различных корабельных чинов и чертежи уже построенного фрегата. Предположительно он был автором проекта корабля.

Бутлер чувствовал себя очень уверенно, готовясь лично возглавить работу по осуществлению предложенных им проектов. Но в Дединове уже работали Буковен и нанятые им голландские мастера. Между ними стала развиваться интрига, в результате которой выяснилось, что Бутлер присвоил некоторую сумму казенных денег и не имел капитанского патента. Признав это, Бутлер заявил, что зато он имеет большой опыт дальних плаваний в Восточную Индию, Испанию и Францию. Дело закончилось тем, что полковника Буковена отстранили от управления верфью, а на его место назначили Бутлера.

Дальнейшая судьба этого проекта

К весне 1669 года верфь стала крупным предприятием со своими стапелями, кузницами, амбарами (складами), лесопильными приспособлениями и большими котлами для варки смолы. Да и работа на этот раз началась гораздо более организованно. Наиболее важные решения принимались уже русскими, прежде всего Полуехтовым. Полковник Буковен был уволен, а Бутлер вскоре был назначен командиром построенного корабля и всей флотилии. 24 апреля последовал царский указ о присвоении кораблю названия «Орел» в честь русского государственного герба. Впервые русское судно получило персональное имя.

На «Орле» был поднят первый в истории России флаг военного корабля. Он состоял из горизонтальных полос белого, синего и красного цветов или, как тогда говорили, белого, лазоревого и черчатого, с нашитым на него изображением орла. Этот флаг обозначал Россию, ибо, как писал будущий капитан корабля Давид Бутлер: «Какого государства корабль, такое и знамя на нём живёт». В 1694 году этот флаг стал личным штандартом Петра I, под которым он плавал в Архангельске, а в настоящее время это государственный флаг России.

Флотилия покинула Дединово 7 мая 1669 года и в августе прибыла в Астрахань. Ее главной задачей была охрана торгового судоходства на Каспийском море. Таким образом, «Орел» можно считать не только первым кораблем русского флота, но и первым флагманским кораблем будущей Каспийской флотилии. Восстание Степана Разина сорвало планы развития торговли с Персией. «Орлу» так и не удалось выйти в море. Вскоре строительство морских судов было перенесено в Казань. Однако этот первый опыт создания регулярного флота и государственной верфи в Дединово будет высоко оценен и использован Петром I. Судьбы многих русских судов отличались уникальностью, посмотрите, например, статью Суда Российско-Американской компании.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Москва и судьбы российского флота. Москва. 1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
  • Крючков Ю.С. Имя на борту. Москва. 1989 г.
  • Туманов В. Где паруса Петровы ловили ветер. «Московская правда» 01.07.1994 г.

Строительство и судьба этого корабля довольно полно освещены в нашей литературе. Если у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные факты, Вы можете дополнить статью, изложив их в комментариях, а заодно и высказать свое мнение по этому проекту. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. orenkomp :

    «Орёл» принято считать первым российским парусным кораблём западноевропейского типа, хотя ещё в 1636 году был построен корабль « Фредерик ». Однако «Фредерик», хоть и был построен в России, нёс флаг Шлезвига-Гольштейна

    02.02.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика