Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Бриг «Александр»

Русский бриг
Русский бриг
С картины Е.В. Войшвилло

17 (29) декабря 1806 года — подвиг русского брига «Александр», который выстоял в жесточайшем длительном бою с гораздо более сильным противником и одержал убедительную победу. Этот небольшой по масштабам войны успех особенно знаменателен тем, что русские моряки добились его в войне с французами вскоре после жестокого поражения наших войск под Аустерлицем. Бой русского брига «Александр» вошел в боевую летопись нашего флота как один из выдающихся примеров полной победы над врагом, имеющим подавляющий численный перевес.

Этот бой имел и большое символическое значение, поскольку русский бриг был назван в честь царствующего русского императора Александра I, а командир отряда французских судов держал свой флаг на тартане «Наполеон». Бесславная гибель этой тартаны у входа в свой порт на глазах многочисленных жителей и французских моряков предвосхитила будущий конец Наполеона и поражение его армии в России.

Бриг «Александр»

В начале XIX века Наполеон Бонапарт, пришедший в ноябре 1799 года к власти во Франции, стал весьма жестко проводить свою политику доминирования на европейском континенте, что вызвало обострение отношений Франции с Англией, Россией и рядом других государств. Предвидя назревающий конфликт, Россия решила укрепить свои позиции на Балканах. С этой целью в восточную часть Средиземного моря (тогда говорили в Архипелаг) была направлена эскадра под командованием вице-адмирала Д.Н. Сенявина в составе пяти линейных кораблей и одного фрегата. О действиях Сенявина в Архипелаге читайте в статье об обороне острова Тенедос.

Во второй половине октября 1805 года русские корабли прибыли на остров Корфу. После его освобождения эскадрой адмирала Ф.Ф. Ушакова (о его победах читайте здесь), остров стал неофициальной столицей Ионической республики, базой российского флота и очень важным портом для торговых связей России с государствами южной Европы. Под командование Сенявина перешли находившиеся там сухопутные войска и две эскадры кораблей капитан-командоров А.С. Грейга и А.А. Сорокина. В составе одной из этих эскадр находился и бриг «Александр».

Незадолго до этого он был захвачен у французов и введен в состав нашего флота. Бриг имел довольно слабое артиллерийское вооружение – 12 небольших 4-фунтовых пушек, но благодаря хорошей подготовке команды успешно справлялся с поставленными ему задачами. Экипаж брига состоял из 75 человек, в том числе командира и двух офицеров. Командовал бригом лейтенант Иван Семенович Скаловский.

Боевые действия в Адриатике

Между тем, обстановка в Европе продолжала осложняться. В октябре 1805 года Наполеон захватил Австрию, французская армия стала продвигаться на Балканы и заняла Далмацию (восточное побережье Адриатического моря). Тогда Сенявин перешел к более активным действиям в Адриатике. В средине марта 1806 года он занял залив Котарро на Адриатическом побережье, недалеко от границы с Албанией. А затем продвинулся еще дальше на север и захватил острова Браццо и Курцалло недалеко от города Споларто (ныне Сплит). Это позволило почти полностью прекратить здесь морские перевозки французов. Теперь все снабжение французской армии в Далмации происходило по труднопроходимым горным дорогам.

Берега Далмации
Берега Далмации, где сражался бриг «Александр»
С картины И.К. Айвазовского

Осенью в связи с обострением обстановки на севере Албании Сенявин снял пушки с береговых батарей острова Браццо и отошел к заливу Котарро. Для наблюдения за противником в районе острова Браццо был оставлен бриг «Александр». Таким образом, с 11 декабря бриг в одиночестве нес дозорную службу у острова недалеко от берега, который был захвачен французами.

Решение генерала Мармона

Французскими войсками в Далмации командовал весьма авторитетный и прославленный генерал Мармон. Узнав, что на столь важной позиции у Браццо оставлен всего лишь один русский бриг, Мармон решил внезапным нападением захватить его. Для этого был сформирован отряд судов в составе трех канонерских лодок, требаки и тартаны. Все они были хорошо вооружены артиллерией, и имели на борту около 500 солдат для абордажного боя. Командир отряда поднял свой флаг на тартане «Наполеон».

Французская тартана
Рисунок французской тартаны

Канонерские лодки того времени представляли собой небольшие суда длиной 15—16 метров. Передвигались они под парусом и на веслах, и были вооружены двумя-тремя крупнокалиберными орудиями – обычно 12 или 18-фунтовыми пушками. Тартаны и требаки использовались как транспортные, посыльные или патрульные суда. Они были несколько больше канонерских лодок, имели одну или две мачты с косыми парусами и весла. По мере необходимости их вооружали малокалиберными пушками. В целом отряд имел 26 пушек, в том числе и несколько крупнокалиберных орудий. По сравнению с нашими двенадцатью 4-фунтовыми пушками это была внушительная сила.

Бой

Местные жители заранее предупредили И.С. Скаловского о готовящемся нападении и обещали зажечь на берегу костры по числу судов, вышедших из базы в Споларто. В ночь на 17 декабря 1806 года на берегу близ острова Браццо запылало пять костров. Видя, что предстоит тяжелый бой, Скаловский обратился к экипажу: «Помните, что вы имеете честь защищать имя «Александр». Если я буду убит, не сдавайтесь, пока все не положите головы». Бриг снялся с якоря и подготовился к бою.

Бой брига Александр
Бой брига «Александр» с французскими судами
С картины А.А. Блинова

Неприятель сразу открыл сильный артиллерийский огонь. Канонерские лодки пытались зайти с кормы брига, чтобы, стреляя картечью вдоль палубы, поразить как можно больше людей, а затем сблизиться для абордажного боя. Однако Скаловский умело маневрировал и бортовыми залпами своей артиллерии держал противника на почтительном расстоянии. Русские ядра, картечь и ружейный огонь несколько охладили боевой пыл французов, однако они по-прежнему пытались сойтись на абордаж. Одна из наиболее активно действовавших канонерских лодок была разбита и пошла ко дну вместе с экипажем и солдатами. Другие были сильно повреждены.

В самый разгар боя внезапно стих ветер. Бриг не мог маневрировать, казалось, что противник получил большое преимущество для атаки. Тогда Скаловский приказал мичману Л.А. Мельникову спустить баркас и, подобрав из матросов наиболее сильных добровольцев, буксировать бриг по командам командира. Под градом пуль и картечи Мельников и его матросы в течение двух часов обеспечивали маневры своего корабля, чтобы он всегда стоял бортом к неприятелю и мог в максимальной степени использовать свою артиллерию.

Бриг блестяще выдержал этот тяжелейший трехчасовой бой, сначала он артиллерийским и ружейным огнем отразил все попытки французских судов сблизиться на абордаж, а когда противник стал отходить к своей базе, сам перешел в наступление и преследовал неприятеля, пока тот не вышел из зоны досягаемости его артиллерии. Команда брига сражалась отчаянно. Даже судовой лекарь и двенадцатилетний юнга стреляли из ружей и помогали канонирам заряжать орудия. Раненые комендоры Афанасьев и Федотов после перевязки снова пошли к пушкам.

Во время боя тартана «Наполеон» была сильно повреждена, потеряла мачту и затонула при входе в базу на виду у всех жителей города. Потери французов составили 217 человек убитыми, утонувшими и ранеными. Генерал Мармон был абсолютно уверен в успехе операции, а когда увидел ее результаты пришел в такое бешенство, что посадил командира отряда и большинство офицеров под арест, затем они были преданы суду чести.

На русском бриге было убито 5 и ранено 7 человек. «Александр» получил большие повреждения. Корпус, рангоут, такелаж и паруса — все было побито неприятельской артиллерией. Несмотря на это, бриг самостоятельно пришел на рандеву с эскадрой. Все члены экипажа корабля геройски держались в этом неравном бою, и все были награждены, но особенно историки отмечают беспримерное по храбрости и самообладанию поведение 12-ти летнего юнги. Командир брига лейтенант И.С. Скаловский был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

Каждая страница истории Российского флота буквально насыщена яркими примерами героизма, самоотверженности и беспримерного мужества наших моряков. Может быть поэтому получилось так, что подвиг брига «Меркурий», совершенный 23 года спустя, затмил своей славой не менее впечатляющую победу экипажа «Александра». А до этого было еще пленение небольшим балтийским бригом шведского фрегата «Венус», об этом эпизоде читайте в статье Подвиг Романа Кроуна. В результате, сейчас о бриге «Александр» знают лишь историки флота да те, кому небезразлично прошлое и будущее России, как великой морской державы.

Послесловие

В октябре 1809 года по Высочайшему повелению бриг «Александр» был продан французскому правительству, а экипаж вернулся в Россию. Впереди у Ивана Семеновича Скаловского будет еще много боев и отличий, за которые его наградят многими орденами и золотой саблей с надписью “За храбрость”. Закончил он свою 45-летнюю службу на флоте в звании контр-адмирала, совершив 31 морскую компанию. Скончался Иван Семенович 20 августа 1836 г. в Севастополе.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Кронштадтская старина. Плавание эскадры вице-адмирала Сенявина в Средиземном море и возвращение команд в Россию. 1805-1809 гг. Кронштадт. 1815 г.
  • Рассказы о подвигах русских моряков. Кампания в Средиземном море и в Архипелаге. Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин. СПб. 1909 г.
  • Кротков А.С. Повседневная запись замечательных событий в русском флоте. СПб. 1893 г.

Обратите внимание, уважаемый читатель, что командир брига заранее знал о предстоящем нападении и мог просто уйти, не подвергая себя опасности. Но он остался исходя из чувства долга и ответственности за порученное дело. Этот поступок уже является актом героизма и примером для подражания, а о поведении наших моряков в бою вообще можно говорить только с чувством глубочайшего уважения. Не кажется ли Вам, что мы как-то удивительно легко забываем своих героев, а ведь это наши предки, которые идя на подвиги думали и о нас.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!


Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Леонид Сегаль :

    Большое спасиБог! Владимир за то, что Вы находите и представляете нам возможности узнать о героях которых почему-то нигде не поминают. А жаль. Подвиг брига «Александр» и его команды — это предтеча боя брига «Меркурий», о котором я прекрасно осведомлен и использовал неоднократно в своих лекциях по навигации и лоции. А вот теперь буду знать и говорить о бриге «Александр»! Дай Вам Бог здоровья и успехов в Ваших трудах.
    С глубоким уважением. Леонид.

    23.01.2015

  2. Александр :

    Да-а-а! Гордость берет! Спасибо!

    29.01.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика