Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Суда Российско-Американской компании в истории России


Суда на рейде Ново-Архангельска

Российско-Американская компания (РАК), активно работавшая при покровительстве государства в северо-восточной части Тихого океана с 1799 по 1867 год, постоянно имела небольшое количество парусных судов. Собственный флот был совершенно необходим для поддержания грузопассажирского сообщения между Охотском, Камчаткой, Ново-Архангельском (столицей Российско-Американской компании) и русскими поселениями в Америке.

Кроме того, для снабжения русских владений на Дальнем Востоке и проведения научных исследований ежегодно из Кронштадта посылалось одно военное судно, которое на целый год оставалось в ведении РАК. Таким образом было проведено 25 морских экспедиций, в том числе 13 кругосветных плаваний. Многие из этих судов оставили заметный след в истории нашей страны и Российского флота. Среди их командиров были знаменитые мореплаватели: И.Ф. Крузенштерн, В.М. Головин, М.П. Лазарев, О.Е. Коцебу и Ф.П. Литке.

Первые же шлюпы Российско-Американской компании вошли в историю России

Морские перевозки позволяли сократить транспортные расходы и сроки доставки грузов (11 месяцев морским путем, вместо 17 через Сибирь). Первыми в истории РАК стали небольшие трехмачтовые шлюпы «Леандр” («Надежда», 450 т) и «Темза» («Нева», 370 т), купленные в 1802 г. в Лондоне для первой русской кругосветной экспедиции во главе с И.Ф. фон Крузенштерном и Ю.Ф. Лисянским. Они совершили свой кругосветный вояж в 1803-1806 гг. Через два года, в 1808 году, шлюп «Надежда» был затерт льдами у берегов Дании и погиб.

Шлюп «Нева» совершил еще одно плавание в Русскую Америку под начальством лейтенанта Л.А. фон Гагемейстера в 1806-1808 гг. и остался в распоряжении правления Российско-Американской компании. Однако 9 января 1813 г. после тяжелого продолжительного плавания шлюп разбился о скалы вблизи Ново-Архангельска — столицы Русской Америки на острове Ситха (Баранова). Из 90 находившихся на борту людей спасти удалось только 24 человека.


Шлюпы «Нева» и «Надежда» в кругосветном плавании
С картины Е.В. Войшвилло

Судьба известной всем «Юноны», «Суворова» и брига «Рюрик»

В 1805 г. неофициальный глава Российско-Американской компании камергер Н.П. Резанов купил в Ново-Архангельске небольшой трехмачтовый корабль водоизмещением около 250 тонн «Джуноу» и переименовал его в «Юнону». На нем он совершил плавание в Калифорнию, где закупил продовольствие для Ново-Архангельска. В 1807-1808 гг. «Юнона» по приказу Н.П. Резанова ходила для разорения японских поселений на Южных Курилах и Сахалине, чтобы силой заставить японцев вступить в торговые связи с Российско-Американской компанией. Совершив еще несколько плаваний, «Юнона» разбилась 3 ноября 1811 года вблизи Петропавловска.

В 1812 году для кругосветной экспедиции в Русскую Америку с целью доставки туда грузов и людей был приобретен американский трехмачтовый корабль «Суворов». Он имел водоизмещение, по разным данным, от 300 до 335 т и нес 8 12-фунтовых каронад. Командовал кораблем лейтенант М.П. Лазарев (о его участии в открытии Антарктиды читайте здесь ). Этот корабль отправился в свой первый вояж в 1813 г., а в 1816 г. возвратился в Кронштадт. В 1816-1819 годах «Суворов» совершил еще одно кругосветное плавание в Русскую Америку под командованием лейтенанта З.И. Панафидина (Понафидина).

В 1815 г. на средства графа Н.П. Румянцева на верфи в финском городе Або (Турку) был построен бриг «Рюрик» (180 т). Он отличался хорошим качеством и мореходностью. В 1815 году «Рюрик» под командованием лейтенанта О.Е. фон Коцебу отправился в кругосветное плавание с целью пройти из Тихого океана в Атлантику северным морским путем. В ходе этой экспедиции Коцебу открыл несколько островов и исследовал западное побережье Аляски. После завершения плавания в 1818 г. бриг был приобретен Российско-Американской компанией. В 1821 году его вновь отправили в колонии, где он и служил до 1831 года. Подробнее о кругосветных плаваниях Коцебу читайте в статье «Мореплаватель О.Е. Коцебу служил флоту и науке» .

Барк «Кутузов» и американские бриги

В 1815 г. во французском порту Гавр представитель Российско-Американской компании лейтенант Л.А. фон Гагемейстер приобрел для Российско-Американской компании еще один американский трехмачтовый барк, получивший название «Кутузов». На следующий год он ушел в колонии под командованием Гагемейстера, который в начале 1818 годуa сменил А.А. Баранова на посту главного правителя Русской Америки. С этого времени все главные правители рекрутировались исключительно из офицеров военно-морского флота. «Кутузов» благополучно возвратился в Кронштадт в 1819 году, а затем совершил еще одно плавание в Русскую Америку в 1820-1822 годах.

В период 1819-1827 годов Российско-Американская компания пополнила свой флот американскими бригами, которые числились под названиями: «Головнин», «Байкал», «Охотск» и «Чичагов». Они имели хорошие мореходные качества и обладали высокой прочностью. Бриг «Байкал» служил с 1824 до 1851 г.(!) Бриг «Охотск» был потерян только в ходе Крымской войны. В Амурском лимане 16 июля 1855 года его перехватил английский военный пароход. Капитан «Охотска», финский шкипер Аксель Юзелиус, вынужден был взорвать судно, чтобы оно не досталось врагу.


Бриг «Рюрик» в штормовом море
С картины Е.В. Войшвилло

Следующим приобретением Российско-Американской компании стал американский бриг «Великий князь Константин». Этот корабль стал первым из европейских судов, которое вошло в устье реки Амур. Это произошло летом 1846 года, командовал судном подпоручик A.M. Гаврилов. О дальнейших исследованиях устья реки Амур и прилегавших к ней областей читайте в статье о об адмирале Невельском . В эти же годы за рубежом были куплены корабли «Цесаревич» «Ситха» и «Камчатка».

Перипетии Крымской войны

Во время Крымской войны особая опасность нависла над кораблем «Цесаревич», отправившимся в декабре 1853 г. с грузом пушнины из Ново-Архангельска в Кронштадт вокруг мыса Доброй Надежды. Капитан судна, опытный датский шкипер Б. Йорьян, зайдя на остров Св. Елены, узнал о начале военных действий. Он распространил слух, что его корабль с ценным грузом пойдет через пролив Ла-Манш. Англичане, узнав об этом, отрядили четыре военных корабля для захвата русского судна. Но «Цесаревич» обогнул Британские острова с севера и пришел в Гамбург.

А вот корабль «Ситха» был захвачен эскадрой союзников утром 27 августа 1854 г. неподалеку от Петропавловска. Судам «Камчатка» и «Император Николай I” пришлось стоять в Сан-Франциско до окончания военных действий. Впоследствии клипер «Камчатка» служил вплоть до продажи Русской Америки США, совершив несколько кругосветных плаваний, а корабль «Император Николай I” потерпел крушение в 1865 г. у курильского острова Онекотан. К счастью, весь экипаж и пассажиры были спасены.

Заключение

Мореходные качества, выучка экипажей и мастерство капитанов собственных судов компании обычно оставляли желать лучшего, поэтому кораблекрушения были чуть ли не ежегодным явлением. По статистике, в течение 22 лет (1799-1821) Российско-Американская компания почти ежегодно теряла по одному судну. Исходя из этого практиковалось использование зафрактованных судов, а также судов Российско-Финляндской китоловной компании (1850-1863), в которой половина капитала принадлежала РАК, а сами суда были финляндской постройки с финскими экипажами.

К началу 1860-х годов во флоте Российско-Американской компании было более 30 судов иностранной постройки, из них американских — 19; немецких — 6, финских — 5 (включая 2 фрахтованных); английских — 3; мексиканских — 1. Представители Российско-Американской компании объясняла это высоким качеством и техническим совершенством иностранных судов.

При написании статьи была использована публикация А.В. Гринёва «Иностранные суда в составе флота Российско-Американской компании (1799-1867 годы)» журнал «Новая и новейшая история № 1 за 2015 год, а также некоторые другие материалы.

Суда Российско-американской компании совершили целый ряд дальних плаваний из Ново-Архангельска в Кронштадт и обратно. При этом наши моряки провели обширные научные исследования и получили ценнейший опыт длительного пребывания в море. Во многом благодаря этим плаваниям Россия стала занимать передовые позиции в области изучения Мирового океана. Эта страница истории российского флота довольно скупо освещена в нашей литературе. Представляет ли она интерес для Вас, уважаемый читатель?
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика