Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Атомный ледокол «Ленин»

Ледокол Ленин
Ледокол «Ленин»

3 декабря 1959 года — вступил в строй атомный ледокол «Ленин» — первое надводное судно с ядерной силовой установкой. В истории мирового судоходства открылась эпоха использования атомных энергетических установок. В 1991 году эта дата была объявлена Днем атомного ледокольного флота России. Одновременно это было наглядным свидетельством крупного индустриального и технологического прорыва Советского Союза, который произошел всего за год до полета человека в космос, а ныне это важная веха в истории развития страны.

С этого начинания в сознании людей укрепилось словосочетание — «мирный атом». Одновременно это стало мощным ударом по буржуазной пропаганде, пытавшейся подорвать авторитет СССР на международной арене. Впервые аналогичный удар был нанесен дружественным визитом крейсера «Свердлов» в Англию в 1953 году, который положил начало широкому развитию международных дружественных связей нашей страны. Одновременно, этот визит показал, что военно-морской флот является важным инструментом дипломатии и способен отстаивать интересы страны далеко за пределами ее границ. Подробности читайте здесь.

Потребность в атомных ледоколах и их преимущества

Интенсивное индустриальное развитие восточных регионов нашей страны в послевоенные годы потребовало создания надежной транспортной системы в Арктике. Опыт предыдущих экспедиций показал, что для расширения сроков арктической навигации и увеличения объемов перевозок по северным морям, необходимы мощные ледоколы способные длительное время работать во льдах. Смотрите статью о Карской экспедиции 1919 года.

Атомный ледокол «Ленин» был построен для обеспечения эффективной работы Северного морского пути в условиях сложной ледовой обстановки. Однако уже тогда, в разгар «холодной войны», его присутствие в северных морях имело для нас и большое оборонное значение. Наличие ледокола с неограниченным радиусом действия значительно расширило наши возможности по контролю за обстановкой в Арктике, которую многие мировые державы и сейчас рассматривают как перспективный театр боевых действий против нашей страны.

Автономность паровых ледоколов в то время была всего 2-4 недели, хотя запасы топлива на них достигали 30% водоизмещения. Естественно, они не могли далеко уходить от своих пунктов снабжения. Создание ледоколов с дизельной энергетической установкой позволило увеличить автономность примерно до 50 суток. Но в суровых условиях Арктики и этого было не достаточно. Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени.

Атомная энергетическая установка могла обеспечить ледоколу автономность до 12 месяцев. Учитывая это, Совет министров 20 ноября 1953 года принял решение о строительстве атомного ледокола и поручил его разработку ЦКБ «Айсберг», которое с 1947 года занималось проектированием ледоколов и судов для Арктики. Главным конструктором был назначен В.И. Неганов. Атомная установка создавалась под руководством И.И. Африкантова. Научным руководителем работ стал академик А.П. Александров. Это были талантливые и опытные ученые, обладавшие к тому же большими организаторскими способностями.

Постройка

Размеры атомохода были выбраны с учетом обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л.с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 метров. В целом, это гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы все условия для комфортного проживания.

Пономарев
П.А. Пономарев

Торжественная закладка судна состоялась в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти (с 1957 года Адмиралтейский завод). Детали и агрегаты для него изготавливали заводы всей страны: судовые турбины — Кировского завода, главные турбогенераторы из Харькова, гребные электродвигатели от ленинградской «Электросилы». Всего около 300 предприятий и НИИ. Наступило 5 декабря 1957 года. С полуденным выстрелом сигнальной пушки Петропавловской крепости раздается команда «Приступить к спуску!» Когда ледокол сошел на воду, на его флагштоке взвился красный флаг.

Радостными гудками приветствовали своего могучего собрата суда, выстроившиеся в устье Невы. Затем буксиры отвели ледокол к достроечному причалу завода. На следующий день началась установка крупногабаритных блоков оборудования. Ядерная энергетическая установка была смонтирована в 1958–1959 годах, а 6 августа 1959 года был осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года ледокол под командованием своего первого капитана П.А. Пономарева отправился на ходовые испытания.

Ввод в строй

С утра 12 сентября 1959 года у заводского достроечного причала на набережной Невы собрались сотни людей. На борту атомохода шли последние приготовления к отплытию. Наконец, раздалась команда: «Отдать швартовы!» Буксиры отвели украшенный флагами расцвечивания атомоход от причальной стенки завода к середине Невы. Традиционный прощальный гудок. Незабываемая, долгожданная, волнующая минута! Счастливого плавания! — желали адмиралтейцы уходящему ледоколу. — Спасибо за отличную работу! — ответил взволнованно капитан П.А. Пономарев.

Десятки тысяч ленинградцев в течение двух дней любовались красавцем-ледоколом, стоявшим у моста лейтенанта Шмидта. Наш атомный ледокол «Ленин» будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны». Он будет прокладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их совершить поворот от соревнования в гонке вооружений к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека, так написал в книге посетителей один из гостей ледокола.

Ледокол Ленин в Мурманске
Атомный ледокол «Ленин» уже в качестве музея на вечной
стоянке в Мурманске

Наконец, 3 декабря 1959 года капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин» получил документы Регистра. В этот же день был подписан акт о приемке судна в эксплуатацию, и ледокол вступил в строй, знаменуя собой колоссальный прорыв в судостроении 60-х годов. Свое первое плавание атомоход совершил вокруг Скандинавии к порту приписки – Мурманску. Его первая навигация началась 14 июля 1960 года и продолжалась 3 месяца и 10 дней. За это время он провёл через льды 92 судна, показав прекрасную мореходность и способность обеспечить судоходство в экстремальных условиях.

Этим уникальным судном гордилась вся страна. Еще во время строительства его охотно показывали зарубежным гостям. Все посетившие его, будь то президент Финляндской республики Урхо Кекконен или премьер-министр Англии Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон или представители деловых кругов разных стран, отмечали, что Советский Союз идет впереди в области мирного использования атомной энергии.

Тяжелые аварии и их устранение

Шесть лет ледокол «Ленин» бессменно трудился на самых сложных участках Северного морского пути и провел за это время более 400 судов. Тем не менее, ему, как и большинству головных судов любого нового проекта были присущи свои недоработки и проблемы, что отнюдь не умаляет заслуг его творцов и создателей. В процессе эксплуатации на ледоколе произошли две крупные аварии, к счастью, без человеческих жертв. Первая случилась в феврале 1965 года, когда атомоход был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов.

В результате ошибки операторов, активная зона реактора на какое-то время осталась без охлаждающей воды, что вызвало перегрев и частичную деформацию 60 % тепловыделяющих сборок. Поврежденный блок реактора был вырезан и помещен в специальный контейнер. Два года этот контейнер хранился на берегу, а в 1967 году его затопили в заливе Цивольки у восточного берега Новой Земли. Ледокол отремонтировали, и он продолжал успешно трудиться в Арктике.

Вторая авария произошла в 1967 году. После плановой загрузки свежего ядерного топлива в один из реакторов была зафиксирована течь в трубопроводах третьего контура. Устранить повреждение не удалось, тогда решили утилизировать весь реакторный отсек путем затопления его в море. Выгрузили ядерное топливо, а отсек заполнили затвердевающей массой. Затем ледокол отбуксировали в тот же залив Цивольки. Здесь началась ювелирная и опасная работа водолазов. За двое суток они вырезали в днище ледокола проем на величину реакторного отсека, и отрезали от корпусных конструкций его боковые переборки.

На перемычках, которые держали весь отсек весом около 3500 тонн, заложили взрывные патроны. Вот запись в вахтенном журнале: 19 сентября 1967 года произведен подрыв патронов, конструкция отделилась от корпуса ледокола и затонула (глубина в заливе 40-50 метров). Ледокол всплыл, уменьшив осадку примерно на 2,5 метра. Затем его отбуксировали в Кольский залив для восстановления, в процессе которого была установлена новая энергетическая установка типа ОК-900 с двумя реакторами. В июне 1970 года обновленный ледокол с пересаженным ядерным «сердцем» вновь заступил на службу в Арктике.

Атомный ледокольный флот России

Модель нового ледокола проекта 22220
Модель нового ледокола проекта 22220 (ЛК-60Я)

Летом 1971 года атомоход стал первым надводным судном, которое смогло обойти архипелаг Северная Земля с северной стороны. В 30-е годы при мощности ледоколов в 5 тыс. л.с. сроки навигации были полтора месяца, ледокол Ленин мощностью 44 тыс. л.с, увеличил их до семи месяцев. А сейчас при наличии нескольких мощных атомных ледоколов навигация в Западном секторе Арктики стала круглогодичной. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет. В 1989 году его вывели из эксплуатации, а в 2005 году переоборудовали в музей и поставили на вечную стоянку в Мурманске.

На смену «Ленину» в 1975 году пришли ледоколы нового поколения типа «Арктика». Однако сейчас и они уже почти выработали свой ресурс. Потребность в обновлении российского атомного флота становится все более ощутимой, так как без участия этих гигантов осваивать арктические просторы и удерживать статус арктической державы невозможно. Новый ледокол проекта 22220 (ЛК-60Я) уже строится. Он будет гораздо мощнее современных и сможет круглогодично работать по всей трассе Севморпути.

В настоящее время Россия наращивает свои военно-морские силы в Арктике, но и они не могут эффективно работать без помощи ледоколов. Об этом же говорит и опыт Великой Отечественной войны, читайте статью Ледоколы в битве за Арктику. В связи с этим предлагается ввести новый класс боевых кораблей – вооруженный «эскадренный ледокол». В качестве первого шага по реализации этого проекта начато строительство патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин». Он сможет преодолевать лед толщиной до 1,5 метра, имеет артиллерийское вооружение и будет совмещать в себе качества патрульного корабля, ледокола и мощного буксира.

После всесторонних испытаний планируется доработать проект и построить несколько таких кораблей. Их появление в составе Северного флота значительно расширит его боевые возможности и позволит действовать по всему Северному Ледовитому океану почти в любой ледовой обстановке. Такой корабль сможет самостоятельно выполнять боевые задачи, и будет веским аргументом против любого противника в арктических водах.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Вересоцкий Э., Гранков Л. СМП: восемь десятилетий по одному пути. Журнал «Морской флот» № 6 за 2012 год.
  • Широкорад А.Б. Битва за русскую Арктику. 2008 г.
  • «Атомная Арктика: проблемы и решения». Доклад «Беллоны» № 3 – 2001 г.
  • Бордученко Ю.Л. Современное состояние и перспективы развития атомного ледокольного флота России. PRoAtom. 10.04.2012 г.

В настоящее время довольно громко звучат голоса экологов, протестующих как против атомных электростанций, так и против кораблей с атомными энергетическими установками. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Александр :

    отличная тема

    14.12.2015

  2. Ирина :

    Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации .

    09.04.2016

  3. Ирина :

    Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске . Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

    18.04.2016

  4. Alojamiento :

    Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске . Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

    20.07.2016

  5. Валентин :

    Спасибо Владимир!
    Много знал о «Ленине». Но не знал, какие были аварии, и как устранялись.
    Познавательно.

    18.12.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика