Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Ледоколы в битве за Арктику

С.Г. Кучеров и А.Г. Головко
С.Г. Кучеров и А.Г. Головко
Фотография 1942 года

18 ноября 1943 года успешно завершилась операция по выводу ледокола «И. Сталин» и ледореза «Ф. Литке» из арктических морей в устье Северной Двины. Она стала важным этапом, полного героизма и тяжелых потерь противоборства советского военно-морского флота с фашистским кригсмарине в битве за Арктику. Историки по праву называют эту операцию коллективным подвигом североморцев, который сорвал планы гитлеровцев парализовать наши военно-транспортные перевозки по северным морям.

В навигацию 1943 года пламя войны вовсю бушевало в Баренцевом и в Карском морях. Учитывая неудачи прошлого года, враг уже не пытался посылать в эти районы свои крейсера, а сделал ставку на подводные лодки и минное оружие. Североморцы проявляли чудеса храбрости в боях с фашистами. Но у Северного флота явно не хватало сил для обороны своих коммуникаций.

Завершение навигации в Арктике

Особенно тяжелым был осенний период, когда в Карское море проникли пять — семь немецких подводных лодок.Только в августе-сентябре от торпед и мин противника на северных трассах погибли три тральщика и пять пароходов. Артиллерийским огнем с подводных лодок было с предельной жестокостью уничтожено несколько метеостанций. Несмотря на эти опасности военно-хозяйственные грузы шли по Северному морскому пути беспрерывным потоком. Важнейшая роль в обеспечении этого грузопотока принадлежала ледоколам, которые позволяли значительно продлить сроки навигации.

В сентябре 1943 года навигация в Арктике уже заканчивалась, но значительная часть флота все еще находилась в рейсах, только в Карском море было 15 транспортов. Вывод их на зимовку значительно осложнялся возросшей активностью немецких подводных лодок и усилением минной опасности. Особую тревогу вызывала безопасность ледоколов, за которыми с особенно настойчиво охотились немецкие подводные лодки, и которые были крайне необходимы для обеспечения зимней навигации в районе Белого моря, в том числе для проводки транспортов из союзных конвоев.

Этот вопрос обсуждался в Ставке Верховного Главнокомандующего с участием И. Сталина. Ставка решила оставить транспортные суда зимовать в районе Диксона, а ледоколы обязательно вывести в Архангельск. Ответственность за выполнение этого задания возлагалась на командующего Северным флотом вице-адмирала А.Г. Головко. Командовать конвоем, который состоял из ледоколов и кораблей охранения, было поручено командующему Беломорской флотилией контр-адмиралу С.Г. Кучерову.

В связи с этим нельзя не сказать о фантастическом по своей сложности перелете, совершенном экипажем нашего гидросамолета «Каталина» во главе с Черевичным, который доставил контр-адмирала С.Г. Кучерова и его штаб из Диксона в Тикси, чтобы возглавить этот переход. В Арктике уже зима, бухты быстро покрываются льдом. Для летающей лодки этот полет был за гранью возможного. Черевичный понимал это, но он знал и ту цену, какую нам придется заплатить и в Арктике, и в Атлантике, если ледоколы не пробьются на запад. Он решил лететь и, несмотря на все трудности, полет завершился благополучно. О героической судьбе другого полярного летчика читайте в статье о Чухновском.

Конвой АБ-66 идет к Карским воротам

Ледокол И. Сталин в Арктике
Ледокол «И. Сталин» в Арктике
Фото военных лет

На первом этапе перехода от Тикси до Новой земли был сформирован конвой АБ-66, в который кроме ледоколов вошли корабли охранения. «И. Сталин» вышел из Тикси 22 октября 1943 года, куда он пришел после ремонта и замены артиллерийского вооружения в Сиэтле (США). Вскоре к нему присоединились четыре тральщика и ледорез «Ф. Литке» (о том, как он пытался спасти пароход «Челюскин» читайте здесь). Они взяли курс на Диксон. В районе мыса Неупокоева (южная оконечность Северной Земли), их встретили корабли эскорта — «Дежнев» и «Мурман». Кучеров и его штаб находились на ледоколе «И. Сталин».

До пролива Карские Ворота конвой шел по районам с большими глубинами и во льдах, что исключало торпедирование ледоколов подводными лодками или подрыв их на минах. В Арктике уже поздняя осень. Ледовая обстановка с каждым днём ухудшалась, и скорость каравана снижалась. Переход от мыса Челюскин до острова Уединения прошёл в ледовых полях толщиной до 30 см и завершился 29 октября 1943 года.

Дальнейший путь пролегал от острова Уединения до острова Белый, затем до Байдарацкой губы и в пролив Карские ворота. В районе Усть-Кары 11 ноября конвой был встречен тремя тральщиками, которые недавно прибыли на Северный флот из США. Миссия конвоя АБ-66 была успешно завершена. Далее ледоколы шли уже в составе конвоя АБ-55. Предстоял самый опасный участок пути, на котором немецкие подводные лодки действовали отработанным в Атлантике методом «волчьей стаи». Не меньшую опасность представляли и плавающие мины, которые в условиях полярной ночи было очень трудно обнаружить.

Маршрут следования ледоколов
Маршрут следования ледоколов

Отпор «волчьей стае» врага

Новый конвой начал свое движение к проливу Карские ворота 14 ноября. Сначала ледоколы шли в охранении тральщиков, но через сутки к ним присоединились эсминцы «Грозный», «Громкий», «В. Куйбышев», «Разумный», «Разъяренный» и лидер «Баку». Враг не заставил себя долго ждать, атаки подводных лодок начались почти сразу после выхода конвоя из пролива Карские ворота и продолжались почти непрерывно три дня, пока конвой не прошел мыс Канин нос и втянулся в горло Белого моря. Сначала их навел самолет-разведчик Ю-88. Однако эсминец «Разумный» обстрелял его и заставил отказаться от слежения за конвоем.

Вытесненные ледовой обстановкой из Карского моря, подводные лодки противника ждали конвой АБ-55 в Баренцевом море у архипелага Новая Земля. Их командиры отлично знали, что взрыватели наших глубинных бомб установлены преимущественно на большие глубины, поэтому старались держаться на перископной глубине. Это обеспечивало своевременное обнаружение конвоя и позволяло более эффективно уклоняться от атак наших кораблей. В связи с этим кораблями охранения конвоя отмечено три удара о корпуса подлодок, но нанесенные при этом повреждения противнику установить не удалось.

Первую подводную лодку обнаружили эсминцы «Валериан Куйбышев» (командир капитан-лейтенант П. Гончар) и «Разумный» (командир капитан 3 ранга Н. Никольский). «Куйбышев» атаковал ее глубинными бомбами, но субмарине удалось уклониться. Затем серию бомб сбросил «Разумный». На корабле отчетливо слышали три сильных подводных взрыва, означавшие, что подводная лодка, по крайней мере, получила серьезные повреждения.

Тральщик «Т-112» тоже обнаружил подводную лодку и сбросил на неё 10 глубинных бомб. На поверхности воды появилось большое масляное пятно. Тральщик «Т-114» атаковал другую подлодку бомбами из 24-ствольного бомбомета. На поверхности моря появились масляные пузыри. Верхние боевые посты тральщика видели силуэт подводной лодки, которая пыталась всплыть, но ударившись о корпус тральщика, снова погрузилась. Эсминец «Грозный» сбросил на неё еще 4 больших и 2 малых глубинных бомбы. На поверхность всплыла доска с немецкой буквой «Z». Вражеская подлодка была уничтожена.

Во время этой атаки исключительную самоотверженность проявили главный старшина Проценко и старшина 1-й статьи Баталов, спасшие тральщик Т-114 от гибели. Одна из мин, выпущенная из бомбомета, упала на палубу. С минуты на минуту мог произойти страшный взрыв. Старшины успели сбросить ее за борт. Эти тральщики во время перехода из США на Северный флот имели бортовые номера АМ с трехзначным номером. У нас буквенное сочетание АМ заменили на Т, а номера остались прежними.

Эсминец «Грозный» 16 ноября обнаружил перископ подводной лодки и начал ее преследовать. После нескольких атак врага глубинными бомбами наши моряки слышали сильный подводный взрыв. Акустический контакт с подводной лодкой пропал, и эсминец присоединился к конвою. Двум субмаринам все-таки удалось прорваться внутрь конвоя. Эсминец «Громкий» (командир капитан 3 ранга А. Сей) и эсминец «Грозный» (командир капитан 3 ранга В. Андреев) бросились в атаку и не позволили им торпедировать ледоколы.

Значение подвига североморцев

Ледорез Ф. Литке
Ледорез «Ф. Литке»

Переход конвоя от Карских ворот до мыса Канин Нос занял трое суток. Все это время подводные лодки врага преследовали и пытались атаковать советские корабли, но безрезультатно. По сведениям штаба Беломорской военной флотилии, за трое суток пути, от Карских ворот до мыса Канин Нос, корабли эскорта 9 раз обнаруживали вражеские подводные лодки, провели 15 атак, потопили две и повредили три подлодки противника. Большое значение для успеха операции имели и активные действия сил обеспечения – тральщиков, сторожевых кораблей и авиации.

18 ноября 1943 года конвой АБ-55 в полном составе благополучно прибыл в Архангельск. За кормой в обшей сложности осталось 2600 миль, в том числе 1600 во льдах. Многие из участников этого труднейшего арктического похода удостоились боевых наград. Среди них прославленный ледовый капитан В. Воронин, командир минного заградителя «Мурман» капитан 3 ранга В. Похмельнов и командир ледокола «И. Сталин» П. Пономарев (впоследствии первый капитан атомного ледокола «Ленин»), а также командир ледореза «Ф. Литке» капитан-лейтенант А. Ветров.

Успех операции по выводу ледоколов из Арктики обеспечила четкая организация и полная скрытность перехода конвоя. Фашистскому командованию не удалось сорвать советские перевозки по Северному морскому пути. Всего за год в Арктике было проведено 110 конвоев, (170 транспортных судов). Так завершилась третья военная арктическая навигация. Это был большой успех моряков Северного флота, Беломорской военной флотилии, а также экипажей их боевых друзей — моряков арктического и транспортного флотов.

В истории Северного флота немало героических эпизодов, раскрывающих стойкость и мужество наших воинов. Об одном из них читайте в статье Подвиг сторожевого корабля «Туман».

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • В. Булатов. Арктическая эпопея североморцев. «Морской сборник» № 10 за 1983 год.
  • Головко А.Г. Вместе с флотом. 1984 год.
  • Папанин И.Д. Лед и пламень. 1977 год.
  • Козлов И.А., Шломин В.С. Краснознаменный Северный флот. 1977 год.

Северный морской путь действительно был одной из важнейших транспортных артерий нашей страны. Гитлеровцы на протяжении нескольких военных лет прилагали очень серьезные усилия, стараясь парализовать ее. Защищая Арктику, североморцы одержали много таких, казалось бы «незаметных» побед, но о них надо знать и ими надо гордиться. А как Вы, уважаемый читатель, относитесь к этому успеху североморцев.
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Ирина :

    Частые появления в Карском и Баренцевом морях подводных лодок противника заставили нас серьезно поставить вопрос о возможности безопасного вывода после навигации из Арктики всех судов, особенно ледоколов.

    06.04.2016

  2. Ирина :

    Много успешнее прошла арктическая навигация 1944 года. Возросший план перевозок был выполнен, полярные моряки и речники работали все так же самоотверженно. Настроение у всех было приподнятое.

    18.04.2016

  3. Дмитрий Фомин :

    Для этой операции Головко пришлось задействовать ВЕСЬ надводный корабельный состав Северного флота из-за крайне ограниченного количества самолетов. Два полка ПЕ-2 или три полка СУ-2 или ИЛ-2 могли кардинально изменить ситуацию,причем это никак не сказалось бы на сухопутье. Головко все четыре года умолял Ставку об усилении флота авиацией, но его не слышали, зато с удовольствием уничтожали морские бригады в неподготовленных атаках на укрепленные вражесие позиции

    22.10.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика